| Наименование аудируемого лица | РД 2п | |
| Проверяемый период | ||
| ФИО лица, составившего документ | ||
| Дата составления документа | ||
| ФИО лица, проверявшего документ | ||
| Дата проверки документа |
| Факторы риска | Оценка риска |
| I. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского и налогового учета | |
| 1. Учетная политика применяется | |
| последовательно от одного отчетного периода к другому | |
| непоследовательно | |
| 2. Изменения в учетную политику | |
| вносятся в соответствии с требованиями нормативных актов по бухгалтерскому учету | |
| с несоблюдением требований нормативных актов по бухгалтерскому учету | |
| 3. Учетная политика применяется | |
| всеми структурными подразделениями организации | |
| не всеми структурными подразделениями организации | |
| не применяется структурными подразделениями организации | |
| 4. В учетной политике направления хозяйственной деятельности и способы их учета | |
| раскрыты достаточно полно | |
| частично раскрыты | |
| не раскрыты | |
| 5. Наличие в учетной политике противоречивых положений | |
| да | |
| нет | |
| 6. Наличие в учетной политике методов учета отличных от установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету и налоговым законодательством | |
| да | |
| нет | |
| II. Структура и характеристика финансово-бухгалтерской и налоговой служб | |
| 7. Наличие в структуре организации обособленной налоговой службы, отвечающей за ведение налогового учета и составления налоговой отчетности | |
| да | |
| нет | |
| 8. Степень взаимодействия между бухгалтерской и налоговой службой | |
| взаимодействие отсутствует (налоговая служба самостоятельно формирует регистры налогового учета без применения данных регистров бухгалтерского учета) | |
| первичные документы обрабатываются в бухгалтерии, а затем передаются в налоговую службу с необходимыми пояснениями и справками | |
| 9. Наличие и соблюдение графика документооборота | |
| да | |
| нет | |
| 10. Наличие должностных инструкций на работников финансово-бухгалтерской и налоговой службы: | |
| да | |
| нет | |
| 11. Наличие отдела внутреннего контроля (аудита) | |
| да | |
| нет | |
| III. Формы и методы отражения хозяйственных операций в бухгалтерском и налоговом учете | |
| 12. Применение единого рабочего плана счетов бухгалтерского учета (в том числе всеми филиалами и структурными подразделениями) | |
| да | |
| нет | |
| частично | |
| 13. Система налогового учета организована на основании: | |
| только регистров бухгалтерского учета | |
| самостоятельно разработанных регистров налогового учета | |
| регистров бухгалтерского учета и самостоятельно разработанных регистров налогового учета по отдельным операциям | |
| 14. В организации разработаны регистры налогового учета доходов и расходов от реализации и внереализационных доходов, расходов | |
| да | |
| нет | |
| частично | |
| 15. В организации разработаны регистры налогового учета наиболее сложных операций (на ремонт, НИОКР, по определению финансового результата при реализации основных средств, ценных бумаг, уступки прав требования и т.д.), по которым налоговым законодательством определен особый порядок учета | |
| да | |
| нет | |
| частично | |
| 16. Финансово-хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете | |
| только на основании первичных документов | |
| без подтверждающих первичных документов | |
| 17. Исправления в бухгалтерском и налоговом учете | |
| всегда обоснованы | |
| не обоснованы | |
| 18. Ошибки при переносе из одного учетного регистра в другой | |
| отсутствуют | |
| происходят часто | |
| происходят иногда | |
| IV. Компьютерная обработка данных (КОД) | |
| 19. Ведение бухгалтерского и налогового учета автоматизировано | |
| полностью | |
| частично | |
| не автоматизировано | |
| 20.Система КОД | |
| охватывает отдельные участки учета, автоматизирует работу отдельных подразделений | |
| охватывает весь бухгалтерский и налоговый учет | |
| охватывает всю деятельность организации (полностью интегрированная система) | |
| 21. Разработанные при помощи КОД формы документов и регистров соответствуют требованиям унифицированных и утвержденных форм | |
| да | |
| нет | |
| 22. Алгоритмы обработки данных соответствуют действующему законодательству | |
| да | |
| нет | |
| V. Составление бухгалтерской и налоговой отчетности | |
| 23. Бухгалтерская и налоговая отчетность составляется: | |
| с соблюдением требований законодательства | |
| с нарушением требований законодательства | |
| 24. В случае обнаружения ошибок изменения в бухгалтерскую и налоговую отчетность вносятся | |
| с соблюдением установленного порядка | |
| с нарушением установленного порядка | |
| VI. Осуществление контроля | |
| 25. Служба внутреннего аудита | |
| действует | |
| отсутствует | |
| 26. Ревизионная комиссия (ревизионный отдел) | |
| действует | |
| отсутствует | |
| 27. Инвентаризационная комиссия | |
| утверждена руководителем и действует | |
| отсутствует | |
| 28. Комиссия по приему, вводу в эксплуатацию и списанию основных средств | |
| утверждена руководителем и действует | |
| отсутствует | |
| 29. Служба по контролю за выполнением обязательств по заключенным договорам, предъявлением претензий и выполнением обязательств по предъявленным организации претензиям | |
| утверждена и действует | |
| отсутствует | |
| 30. Наличие приказа о проведении плановых инвентаризаций имущества и финансовых обязательств | |
| да | |
| нет | |
| 31. Документы по проведению инвентаризации составляются с соблюдением требований нормативных актов по бухгалтерскому учету | |
| да | |
| нет | |
| VII. Кадровая политика | |
| 32. Прием на работу специалистов производится на конкурсной основе, по результатам собеседования (тестирования) | |
| да | |
| нет | |
| 33. Проводятся мероприятия по обучению и повышению квалификации кадров | |
| да | |
| нет | |
| Итого оценок: | |
| «Высоких» | |
| «Средних» | |
| «Низких» | |
| Итоговая оценка надежности системы учета и внутреннего контроля Оценка риска средств контроля |
Примечание
Оценка риска средств контроля производится на основании профессионального суждения аудитора путем оценки каждого вопроса с точки зрения их уровня, как «низкий», «средний», «высокий». По итогам результатов тестирования и на основании внутрифирменного стандарта аудитор оценивает уровень риска средств контроля аудируемого лица.
При получении отрицательного ответа на вопрос № 15 или ответа «только регистров бухгалтерского учета» на вопрос № 13 уровень риска средств контроля сразу устанавливается «высоким» без дальнейшего анализа результатов тестирования.
В случае, если риск средств контроля окажется высоким и аудитор примет решение о том, что он не может полагаться в своей работе на систему внутреннего контроля экономического субъекта, он должен планировать аудит таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Это может быть сделано, когда надежность системы внутреннего контроля оценивается аудитором как «высокая» или когда аудитору более удобно или экономически оправдано не полагаться на эту систему.
В случае, если аудитор в ходе аудита придет к выводу о том, что оценка надежности системы внутреннего контроля окажется ниже той, которая была получена в ходе первичной оценки, он обязан соответствующим образом скорректировать порядок осуществления других аудиторских процедур, чтобы в целом повысить достоверность своих выводов по результатам проведения аудита налога на прибыль.
2.1.2 Определение допустимой ошибки (уровня существенности)
Уровень существенности устанавливается аудитором на основании его профессионального суждения. Аудитор, работающий в аудиторской фирме, должен применить в своей практике внутрифирменный стандарт, регламентирующий порядок определения уровня существенности.
При планировании проверки по налогу на прибыль и обязательствам перед бюджетом уровень существенности определяется в отношении следующих элементов:
- остатков по счетам 68 «Задолженность перед бюджетом по налогу на прибыль», 09 «Отложенные налоговые активы», 77 «Отложенные налоговые обязательства»
- групп операций, формирующих налоговую базу по налогу на прибыль (объектов налогообложения).
При определении уровня существенности должен учитываться не только количественный, но и качественный аспект искажений.
К качественному аспекту искажения относятся:
- несоблюдение учетной политики;
- недостаточное или неадекватное описание учетной политики и раскрытие информации о налоге на прибыль в финансовой отчетности.
При определении количественного аспекта искажений аудитору необходимо рассмотреть возможность искажений в отношении сравнительно небольших величин, которые в совокупности могут оказать существенное влияние формирование налоговой базы по налогу на прибыль и на бухгалтерскую отчетность.
Для расчета уровня существенности аудитор выбирает базовые показатели бухгалтерской отчетности на основании его профессионального суждения.
Затем устанавливается процентные доли этих показателей для определения расчетного их расчетного и среднего значения. Размер процентов может быть единым для всех показателей или индивидуальным для каждого показателя.
Проведя расчеты и исключив показатели с наибольшим и наименьшим отклонением от средней, определяется общий уровень существенности, который в
дальнейшем распределится между элементами проверки.
Порядок оценки уровня существенности должен быть оформлен аудитором документально. Для этого составляются рабочие документы РД 3п, РД 3-1п, РД 3-2п.