double arrow

Налоговый учет


Налоговый учет – это перенесение англо‑американских традиций на российскую почву.

Идея налогового учета сама по себе прекрасна. Государство как бы говорит организациям следующее: «Вы можете учитывать свои деньги и свое имущество по тем правилам, которые согласуете внутри себя и посчитаете наиболее удобными. Но для меня извольте определять результаты своей работы и рассчитывать налоги по моим правилам. Учет, который вы будете вести только для себя, пусть по‑прежнему называется бухгалтерским учетом, а тот учет, который теперь вы будете вести специально для меня, будет называться по‑новому: налоговым учетом».

Но хорошая идея реализована лишь частично. Налоговый учет коснулся расчета только одного налога – налога на прибыль организаций. Остальные же налоги рассчитываются по данным бухгалтерского учета.

Поэтому вместо одного бухгалтерского учета бухгалтерия теперь формально ведет два разных учета: бухгалтерский и налоговый. Свободы организациям этот факт особенно не добавил, поскольку оба учета влияют на расчет налогов и соответственно контролируются государством в лице инспекции ФНС России.




Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов. Налоговый учет должен предоставить в структурированном виде полную и достоверную информацию о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Данные налогового учета должны отражать:

• порядок формирования сумм доходов и расходов;

• порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

• сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

• порядок формирования сумм создаваемых резервов;

• сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

• первичные учетные документы;

• аналитические регистры налогового учета;

• расчет налоговой базы.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, т. е. система применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета указывается налогоплательщиком в учетной политике, которая утверждается руководителем организации.

Налогоплательщики обязаны исчислять налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль, то налогоплательщик вправе дополнить применяемые регистры бухгалтерского учета реквизитами либо самостоятельно разработать аналитические регистры налогового учета.



Как правило, на практике используется второй упомянутый способ регистрации данных в целях налогового учета – с использованием самостоятельно разработанных аналитических регистров налогового учета.

Аналитические регистры налогового учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных для отражения в расчете налоговой базы. Регистры налогового учета нужно вести на бумажных носителях или в электронном виде.

Из всего сказанного следует, что налоговый учет ведется по правилам простой бухгалтерии, которыми руководствуются для отражения хозяйственных операций на забалансовых счетах. В налоговом учете доходы и расходы отражаются отдельно, поэтому двойная бухгалтерия здесь не нужна.

Регистры налогового учета позволяют представить данные о доходах и расходах в виде иерархической структуры, где отражаются как итоговые суммы, так и промежуточные итоги по группам и элементам доходов и расходов.

По большому счету налогоплательщикам нет необходимости самостоятельно разрабатывать регистры налогового учета. Отечественные компьютерные бухгалтерские программы уже обладают необходимыми возможностями. Когда бухгалтер записывает хозяйственную операцию или документ, программа автоматически формирует регистрационные записи как для бухгалтерского, так и для налогового учета.



Появление налогового учета стало бы большой трагедией для бухгалтеров, если бы не было персональных компьютеров и бухгалтерских программ.

С точки зрения компьютерной бухгалтерии ничего особенного в налоговом учете нет. Простые записи налогового учета реализуются так же, как бухгалтерские проводки. В простых записях налогового учета могут использоваться счета налогового учета, аналогичные счетам бухгалтерского учета.

Счета налогового учета могут быть включены в общий план счетов, используемый для бухгалтерского учета, как отдельная группа забалансовых счетов. Другой вариант – счета налогового учета могут быть собраны в отдельный план счетов, альтернативный Плану счетов бухгалтерского учета.

В идеале проблема ведения налогового учета сводится к настройке компьютерной бухгалтерской программы так, чтобы подавляющее большинство записей налогового учета (наряду с записями бухгалтерского учета – проводками) формировалось автоматически, без участия бухгалтера. Эта идея реализована в программах фирмы «1С».

Доходы

В налоговом учете доходы классифицируются следующим образом (рис. 4.1):

Рис. 4.1. Классификация доходов в налоговом учете

Доходами от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, а также выручка от реализации имущественных прав. Доходы от реализации непосредственно связаны с деятельностью организации.

Как правило, выручка от реализации определяется исходя из цены сделки с покупателем. Но в ряде случаев налоговый орган имеет право проверить, не занижена ли цена сделки относительно рыночной цены, в частности, при колебании цен более чем на 20 % в течение непродолжительного времени. В случае выявления нарушений налоговая инспекция имеет право доначислить сумму основного налога и пени по налогу на прибыль (а также по НДС) исходя из рыночной цены.

Внереализационные доходы прямо не связаны с реализацией. Законодательство содержит обширный перечень внереализационных доходов.

При этом законодательство содержит перечень поступлений в пользу организации, которые не признаются доходами.







Сейчас читают про: