double arrow

Специфика целей, задач и средств и содержания физического воспитания детей раннего возраста

Одним из основных средств физического воспитания являются и гимнастические упражнения и массаж. Для развития движений детей первого года жизни используются организованные формы занятий физическими упражнениями и массажем; большое значение также имеет обеспечение свободной двига­тельной деятельности.В каждый возрастной период решаются те или иные задачи. В первые 3 месяца взрослый поддерживает у ребенка комплекс оживления путем ласкового обращения, развивает движения рук (взять игрушку, удержать ее и т. д.).

В первом полугодии нужно способствовать подготовке к пол­занию: формировать умение лежать на животе, поворачиваться со спины на живот. Для этого используют игрушки, помощь взрослого. Во втором полугодии основные задачи состоят в развитии у детей ползания и переступания. Сначала эти движения выполняются с небольшой помощью взрослого. Так, при обучении ползанию можно подставить ладонь под подошвы, чтобы ребенок мог оттолк­нуться ногами, положить перед ним игрушку, до которой он стремит­ся дотянуться. При переступании ребенка сначала слегка поддерживают за две руки, потом за одну руку, а затем побуждают делать первые самостоятельные шаги.

Специальные занятия физическими упражнениями и массажем также способствуют своевременному развитию движений, совер­шенствованию качества и точности статических и динамических дви­жений (ползание, сидение, ходьба).Правильность и точность движений детей раннего возраста в гимнастических упражнениях строго обусловлена руками сестры-воспитательницы или специальными пособиями (кольцами, палоч­ками), и этим занятия гимнастикой отличаются от других форм двигательной активности детей.

При отсутствии противопоказаний начиная с 1 — 1,5 месяцев назначают физические упражнения, массаж и включают их в режим дня. Методика обучения детей движениям должна отвечать опреде­ленным требованиям: во-первых, упражнения подбираются доступ­ные, т. е. чтобы они соответствовали возрастным и функциональным возможностям ребенка; во-вторых, методика, стимулирующая детей к выполнению упражнений, должна соответствовать возрасту.

В первом полугодии жизни ребенка для стимулирования акти­вности используются врожденные — безусловные рефлексы — кож­ные, а затем вестибулярные (рефлексы положения). Используются те рефлексы, которые связаны с разгибанием, чтобы способствовать уравновешиванию тонуса сгибателей и разгибателей. Во втором полугодии жизни активность выполнения упражнений стимулирует­ся применением условных раздражителей: зрительного (игрушка, кольца, движения воспитателя и т.' д.), двигательного (помощь воспитателя при выполнении упражнения — потягивание за руки, поднимание ног и т. д.), слухового (речь воспитателя — счет, «сядь», «иди-иди» и т. д.). При этом во втором полугодии, когда слово еще является слабым компонентом комплексного раздражи­теля, оно должно обязательно сочетаться со зрительным раздра­жителем и самым мощным — двигательным. Если воспитатель говорит ребенку «сядь, сядь», малыш не всегда выполняет его инст­рукцию, но если она сочетается с движением потягивания взрос­лым ребенка за руки, он легко ее выполняет.

Большое место на первом году жизни уделяется массажу как виду пассивной гимнастики, который охватывает все мышечные группы.

В первые 3—4 месяца, помимо рефлекторных упражнений, используются пассивные, которые выполняются взрослым. К концу первого полугодия они сменяются активно-пассивными (в боль­шой мере выполняются ребенком с небольшой помощью взрослого), и к концу первого года жизни ребенка в основном используются активные упражнения. При составлении комплексов физических упражнений для достижения наибольшего физиологического эф­фекта и строгого дозирования мышечной нагрузки необходимо со­блюдать следующие требования:

v упражнения должны охватывать все мышечные группы — рук, плечевого пояса, спины, груди, живота, ног, стоп; -

v чередовать физические упражнения с массажем, который предшествует упражнению;

v чередовать упражнения для различных мышечных групп в процессе занятия;

v чередовать исходные положения: лежа на спине, животе, боку, сидя, стоя;

v начинать с более легких упражнений, постепенно переходить к сложным и заканчивать вновь более легкими;

v чередовать упражнения с отдыхом (паузами); таким отдыхом является также массаж, так как он обеспечивает наименьшее на­пряжение мышц;

v постепенно увеличивать физическую нагрузку % за счет: час­тоты повторения упражнений (с 2—3 до 5—6 к концу года), прие­мов массажа с 3—4 до 6—8 раз, длительности занятия с 5—6 мин в первом полугодии до 8—10 мин к концу года.

В соответствии с возрастными анатомо-физиологическими осо­бенностями развития детей первого года жизни при составлении комплексов физических упражнений исходят из 5 периодов: I — от 1,5 до 3 месяцев жизни; II — от 3 до 4 месяцев; III — от 4 до 6 месяцев; IV — от 6 до 9 месяцев; V — от 9 до 12 месяцев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: