double arrow

Основными формами работы по физическому воспитанию детей первого года жизни является гимнастика в сочетании с массажем, а также самостоятельная двигательная деятельность.

Занятия следует проводить в одни и те же часы, лучше в первой половине дня, когда ребенок более активен и весел, но не ранее чем через полчаса после кормления.

Массаж и индивидуальные занятия гимнастикой проводят на специальном столе (высота 72—75 см, ширина 70—80 см, длина 120 см), обитом поверх тонкого слоя ваты клеенкой. Во время занятий стол покрывают простынкой или пеленкой, отдельной для каждого ребенка. Такой стол при необходимости можно заменить деревянным или фанерным щитом (размером 60—70x85—100 см). Щит накладывают на пеленальный'стрл или поперек свободной дет­ской кровати с приподнятыми и хорошо укрепленными боковыми стенками и накрывают байковым одеялом, а поверх небольшой кле­енкой. Перед занятием с каждым ребенком сестра должна тщательно вымыть руки теплой- водой с мылом. Прикосновение к ребенку хо­лодными руками вызывает неприятное ощущение и отрицательную реакцию. Ногти сестры должны быть коротко острижены, на время занятий она должна снять кольца, часы и т. д., в одежде не должно быть заколок, брошей, булавок и т. д.

При массаже не следует применять тальк, вазелин, чтобы не засорить пор кожи ребенка. Это допускается только в крайних случаях при излишней влажности или сухости рук сестры и при ус­ловии, что ребенок непосредственно после занятия будет обмыт теплой водой (36—37). Физиологическое значение самостоятельной двигательной деятельности заключается в удовлетворении свойственной ребенку потребности в движении: ребенок двигается по собственной инициативе и по своему желанию меняет движения, позу, чередует движения с отдыхом. Поэтому самостоятельная деятельность наи­внее утомительная из всех форм двигательной активности детей.

Важно с первых недель жизни ребенка создавать оптимальные:условия для его двигательной активности.Дети в возрасте от 1,5 до 6 месяцев все часы бодрствования проводят в манеже достаточных размеров (из расчета 0,5 м2 на одного ребенка), снабженном игрушками соответственно возрасту, одежда детей не стесняет их движений.

В возрасте 7 месяцев рекомендуется спускать детей на пол. ля этого часть комнаты (из расчета 0,75 м2 на одного ребенка) отгораживают барьером высотой 40—45 см, для утепления застилают байковым одеялом и легко моющейся клеенкой. Эту часть комнаты — «напольный манеж» — оборудуют пособиями, которые симулируют ребенка к активным движениям (ползание, вставание на ноги, лазанье, переступание и т. п.). В напольный манеж поме­щают небольшую горку с лесенкой и скатом, каталку, гладкое или обшитое клеенкой бревно, мостик для ходьбы, большие мячи. Одежда ребенка меняется соответственно возрасту и не мешает его движениям.

В первую четверть года (до 3 месяцев) следует развивать у ребенка умение удерживать голову в вертикальном положении и лежа на животе. В этом положении при поднимании головы фор­мируются изгибы позвоночника, укрепляются шейные и спинные мышцы, улучшается кровообращение головного мозга. После 3 ме­сяцев ребенок свободно поднимает голову, выгибает спину, опи­рается на предплечья. К этому моменту ребенок осваивает умение брать игрушку из различных положений. Воспитатель должен ис­пользовать это умение для развития различных движений. В этот период много внимания надо уделять развитию движений рук, игре с игрушкой, развивать зрительное и слуховое восприятие.

В возрасте 3—4 месяцев ребенок начинает стоять при поддержке под мышки. Взрослый должен несколько раз в течение дня при переодевании брать ребенка на руки, придавать ему вертикальное положение, ставить на твердую опору (стол), давать возможность ритмично выпрямлять и сгибать ноги — потанцовывать. Это создает у ребенка веселое, радостное настроение, позволяет реагировать на речь и улыбку взрослого, укрепляет мышцы и связки ног, создает условия для развития хорошего упора ног.

В 4—5 месяцев, находясь в манеже, манипулируя с игрушка­ми, ребенок начинает овладевать умением поворачиваться со спи­ны на бок, на живот, лежа на животе опирается на выпрямленные руки, хорошо поднимает голову. Если ребенок длительно лежит на животе, играет в этом положении, тянется за игрушкой, он быстрее научится ползать, затем садиться и вставать, цепляясь за опору.

В 7—8 месяцев ребенок уже умеет вставать на четвереньки и ползать. Ползание — важный этап в развитии движений ребенка, при этом он получает новые сенсорные впечатления.

Важно развивать у детей- локомоторные функции — ползать, переступать вдоль барьера.

Нельзя сажать ребенка и ставить, пока он сам не научился са­диться и вставать.

Овладение навыком самостоятельно садиться и вставать спо­собствует формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц туловища и ног и положительно сказывается на гармоничности фи­зического развития. Возможности психического развития ребенка расширяются: он может играть с игрушкой сидя (это удобно) и видеть все окружающее.

В 8—9 месяцев ребенок переступает и передвигается вокруг манежа, влезает на ступеньки горки, перелезает через бревно — все это значительно расширяет круг его восприятий и способствует нервно-психическому развитию.

К году ребенок начинает самостоятельно ходить, и здесь велика роль воспитателя в обучении, в создании у ребенка радостного настроения от самостоятельного движения. Воспитатель должен больше разговаривать с детьми, чтобы они были радостны, подвиж­ны, бодры.

Ежедневно во время бодрствования воспитатель проводит с каждым ребенком игры-занятия для развития движений, пока движение у него не сформируется и не закрепится.'


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: