Структура программы.
Программа работы по духовно-нравственному воспитанию школьников, как правило, включает следующие структурные элементы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Научно-теоретическое обоснование духовно-нравственного воспитания детей. Концептуальные основы программы.
4. План реализации программы.
5. Ожидаемые результаты и способы их проверки.
6. Список литературы.
Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов программы духовно-нравственного воспитания школьников.
1. На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указывать:
- наименование образовательного учреждения;
- где, когда и кем утверждена программа;
- профиль программы;
- возраст детей, на которых рассчитана программа;
- Ф.И.О., должность автора (авторов) программы;
- название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;
- год разработки программы.
1. В пояснительной записке к программе следует раскрыть:
обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:
- актуальность, практическая значимость, связь с уже существующими по данному направлению программами;
- цель и задачи программы (раскрываются цели образовательной деятельности, обосновывается отбор содержания и последовательность изложения материала, дается характеристика формам работы с детьми и условиям реализации программы. Цель – это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок типа «всестороннее развитие личности; создание возможностей для духовно-нравственного развития детей; удовлетворение духовных потребностей» и т.д. Такие формулировки не отражают специфики конкретной программы и могут быть применены к любой программе.
Цель должна быть одна и связана с названием программы, отражать ее основную направленность. Конкретизация цели осуществляется через определение задач, показывающих, что нужно сделать, чтобы достичь цели. Виды задач:
- обучающие – развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний.умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности, формирование культуры общения и поведения в социуме и т.д.;
- развивающие – развитие психических процессов и функций: мышления, памяти, воображения, внимания, творческих способностей и умений, создание условий для социальных контактов и т.п.;
- воспитательные – формирование общественной активности личности, гражданской позиции, навыков здорового образа жизни, личностных качеств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности, формирование потребности в самопознании, саморазвитии.) и т.д.;
- возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
3. Научно-теоретическое обоснование духовно-нравственного воспитания школьников. Концептуальные основы программы.
4. План реализации программы «Духовно-нравственное воспитание» на определенный период времени может содержать:
- направления работы (диагностическое, развивающее и коррекционно-формирующее, консультативно-просветительское);
- формы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников;
- этапы работы;
- перечень мероприятий, сроки реализации и ответственные лица.
5. Ожидаемые результаты и способы их проверки:
- сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (что он должен знать и уметь);
- перечислите качества, которые могут быть развиты у детей в результате занятий;
- описать систему отслеживания и оценивания результатов воспитания детей, способы учета знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся (могут использоваться тесты, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
6. Список использованной литературы.
Или
В виде билетов состоящих из двух вопросов по содержанию дисциплины.
1. Генезис понятий «духовность», «нравственность», «этика», «мораль».
2. Генезис и содержание духовно-нравственного воспитания.
3. Сущность и пути реализации этических норм. Этические системы.
4. Содержание и механизмы реализации морали.
5. Принципы духовно-нравственного воспитания.
6. Философско-методологические и нормативные основания духовно-нравственного воспитания детей.
7. Психологические основания духовно-нравственного воспитания детей.
8. Педагогические основания духовно-нравственного воспитания детей.
9. Процесс формирования нравственного сознания.
10. Ценности духовно-нравственного воспитания.
11. Содержательная и процессуальная стороны духовно-нравственного воспитания.
12. Специфика духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений в настоящее время.
13. Сущность светского духовно-нравственного воспитания.
14. Структура нравственного поведения и воспитания.
15. Воспитывающее воздействие православия.
16. Принципы православной педагогики.
17. Сущность и структура православного воспитания.
18. Исторический анализ становления и развития духовно-нравственного воспитания.
19. Воспитание гражданственности.
20. Воспитание патриотизма.
21. Воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
22. Воспитание социальной ответственности и компетентности.
23. Воспитание нравственных чувств.
24. Воспитание нравственных убеждений.
25. Воспитание этического сознания.
26. Воспитание экологической культуры.
27. Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни.
28. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни.
29. Подготовка к сознательному выбору профессии.
30. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры.
31. Методы духовно-нравственного воспитания.
32. Организационные формы светского духовно-нравственного воспитания.
33. Факторы эффективности духовно-нравственного воспитания.
34. Технологическая цепочка духовно-нравственного воспитания.
35. Критерии уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанности.
36. Кодекс социального поведения.
37. Духовно-нравственное воспитание в церковноприходских и воскресных школах, городских и духовных училищах, гимназиях, реальных училищах, семинариях, университетах и духовных академиях: история и современность.
38. Ролевые игры как форма педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности.
39. Социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности как форма педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности.
40. Социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности как форма педагогической поддержки духовно-нравственного становления личности.
41. Представления о человеке как основа методологии решения гуманитарных проблем.
42. Метасистемный подход к формированию представлений о человеке.
43. Естественнонаучный подход к формированию методологического базиса человековедения.
44. Тринитарный подход к формированию методологии.
45. Интегральный подход к созданию методологии духовно-нравственного воспитания.
46. Аксиологическая основа методологии нравственности.
47. Понятийный аппарат и модели человека в методологии духовно-нравственного воспитания.
48. Воспитание как проблема внешнего управления.
49. Воспитание как внутренняя потребность человека.
50. Образовательная система как составляющая жизненного контекста и смыслового пространства личности.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 608 с. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016
2. Бунеев, Р.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. / Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлева. – М.: Баласс, 2013. – 128 с. http://nashol.com/2014011675327/osnovi-duhovno-nravstvennoi-kulturi-narodov-rossii-svetskaya-etika-5-klass-buneev-r-n-danilov-d-d-kremleva-i-i-2013.html
3. Гревцева, Г.Я., Циулина М.В., Воспитание гражданина и патриота: теория и практика [Текст]: учебное пособие / Г.Я. Гревцева, М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во «Цицеро», 2014. – 300 с. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016
4. Джишкариани, Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование / Т.Д. Джишкариани. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. – 151 с. http://nashol.com/2017010592432/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-v-sovremennoi-shkole-djishkariani-t-d-2016.html
5. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 647 с. http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016
6. Опыт образовательной практики учителей начальных классов в современных условиях: сборник учебно-методических материалов (в помощь учителям сельских и городских школ) / авт.-сост. Л.А. Пикова. – Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2015. – 292 с.http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016
7. Эберли, Ш. 365 правил этикета, которые полезно знать каждому ребенку. Игры, занятия и другие веселые способы, чтобы помочь детям научиться хорошим манерам / Ш. Эберли. – М.: Издательство «Э», 2015. – 165 с.http://nashol.com/knigi-po-risovaniu-i-izobrazitelnomu-iskusstvu/#po_godam_2016
Дополнительная
1. Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли [Текст]. /В.Г. Александрова. Изд. МГУ – М.,2003.
2. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство по гомилетике. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт [Текст].М., 2001.
3. Архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» и другие рассказы / Архимандрит Тихон. – м.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 640 с.
4. Борисенков В.П. Что такое образование сегодня? [Текст] / В.П. Борисенков // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. 2011. – №7(86).
5. Братусь Б.С. Психология. Нравственность, Культура [Текст] / Б.С. Братусь. – М., 1994.
6. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств [Текст] / Т.П. Гаврилова. – М.,1984.
7. Дудина М.Н. Теоретико-методологические основы и практика этической педагогики. [Текст] / М.Н. Дудина. Автореферат на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Екатеринбург: 1998. –39 с.
8. Духовные основы наркомании [Текст] / Под общей ред. Иеромонаха Анатолия (Берестова). – М., 2002.
9. Емельянов И.Н. Идея духовности: Исходные теоретические положения. [Текст]. / И.Н. Емельянов. // Гуманная педагогика и духовный мир учителя. Материалы межрегионального научно-практического семинара Тюмень, 2001.
10. Загвязинский В.И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации. [Текст] / В.И. Загвязинский // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования.2011. – № 7(86).
11. Загвязинский В.И., Атаханов Р.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский, Р.А. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
12. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе [Текст] / В.В. Игнатова.СибГТУ, Красноярск, 2000. – 272с.
13. Корольков, А.Ю. Содержательные характеристики и целевые ориентиры духовного воспитания в православной и светской педагогике[Текст] / А.Ю. Корольков // Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: 28 апреля 2011. – 180 с.
14. Костоусов Н.С. Педагогические основы нравственного воспитания учащихся Лицея милиции [Текст] / Н.С. Костоусов. Дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург,1999.
15. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников [Текст]. – М., 2009.
16. Лыкова Н.Г. Возможности православного воспитания в формировании духовно-нравственных ценностей учащихся [Текст] / Н.Г. Лыкова. Диссертация канд. пед. наук. – Тюмень, 2003.
17. Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русскойпедагогики [Текст] / Н.В. Маслов. – М.: Самшит-изд.,2006. – 592 с.
Миронов В. И. Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении [Текст] / В.И. Миронов. Диссертация кандидата пед. наук. – Екатеринбург, 2010. – С. 237.
18. Погорелов С.Т. Смыслы воспитания и критерии духовно-нравственного развития личности [Текст] / С.Т. Погорелов // Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Екатеринбург: 28 апреля 2011. – 180 с.
19. Православная культура: концепции, учебные программы, библиография. [Текст] «Покров». – М., 2003. – 304 с.
20. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное здоровье – доминанта гражданско-патриотического становления студентов [Текст] / В.Д. Ширшов // Проблемы и актуальные задачи образовательных учреждений в воспитании и гражданско-патриотическом становлении обучающихся // Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14 апреля 2010. – Екатеринбург: Издание УрГПУ, 2010.
21. Ширшов В.Д. Духовно-нравственное воспитание [Текст]. // В.Д. Ширшов. – Учебное пособие. Издание УрГПУ. – Екатеринбург, 2013. –С.264.
22. Шитикова Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования [Текст] / Н.П. Шитикова. Монография. Челябинск, 2004.
23. Шпанагель С.Л. Историко-педагогический анализ духовно-нравственного воспитания в кадетских корпусах России [Текст] / С.Л. Шпанагель. Диссертация кандидата пед. наук. – Екатеринбург, 2002.
24. 7. Холостова Т.В. Этическое воспитание [Текст] / Т.В. Холостова. – Л.: Знание, 1970. – 29 с.
25. Якубов З. Исламские ценности в этнопедагогике дагестанских народов [Текст] / З.Якубов // Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. – Тюмень: ТГУ, 2003.
Периодическая
1..Журнал «Педагогика».
2. Журнал «Семья и школа».
3. Журнал «Вопросы образования» (www.vo.hse.ru)
4. Журнал «Введение в педагогическую деятельность» (www.pedagogika-rao.ru)
5. Журнал «Высшее образование в России» (www.vovr.ru)
6. Интернет-журнал «Педагогический мир» http://pedmir.ru/index.php
7. Педагогический журнал «Учитель» http://www.ychitel.com/