Древнерусское государство в IX-XI в.в

 

План:

1. Восточные славяне в древности.

2. Предпосылки образования государства у восточных славян. Основные периоды развития Древнерусского государства.

3. Политика первых киевских князей. Принятие Русью христианства.

4. Социальная структура и политический строй Древней Руси.

 

1. Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове и в Центральной Европе до сих пор не решен однозначно. Это связано, во многом, с тем, что археологические источники не дают полных сведений об этом сложном и противоречивом процессе. По предположению, 2-1,5 тыс. лет до н.э. от миграционной волны индоевропейцев отделились племена, говорившие на близком балто-славянском диалекте.

Балто-славянская языковая общность сохранялась очень долго, и лишь к V в. до н.э. разделились балтийские и славянские племена. Большинство историков считает, что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VII – VIII в.в. н.э.. Их продвижение шло двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север – с побережья Балтийского моря.

В VII – VIII в.в. славяне составили уже большую часть населения Восточной Европы. Их взаимодействия с местными племенами носило мирный характер, что приводило к постепенному ославяниванию большей части местного угро – финского населения.

Отношения славян с кочевниками, обитавшими в непосредственной близости от славянских племен носили совершенно иной характер, чем с местным населением. В IV – VIIв.в. из степей Центральной Азии в Европу вторглись орды кочевников.

В середине VI в. возник Аварский союз кочевых племен. Авары были тюрками, но в их состав входили монгольские и угро – финские племена. Авары подчинили тюрков – болгар, кочевавших в Приазовье. Аварский каганат распался в 626 году, потерпев поражение от Византии. Одно время Аварский каганат подчинял славянские племена дулебов.

В середине VII века в южных степях возникло Болгарское государство. После его распада часть болгар откочевала на Дунай, а другая часть двинулась на северо – восток и осела в среднем течении Волги, создав государство Волжскую Болгарию.

В VII в. на юге появился другой племенной союз – хазары. Хазарский каганат расположился на севере Кавказа, Нижнем Поволжье и Северном Причерноморье. Хазарам удалось установить контроль над многими славянскими племенами и собирать с них дань.

Таким образом, соседство с агрессивными политическими образованиями обусловило необходимость общеславянского единства, став одной из предпосылок формирования Древнерусского государства.

Одним из основных источников изучения восточных славян в догосударственный период является древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет», авторство которой принадлежит монаху Киево – печорского монастыря Нестору (XIIв).

По его мнению, славяне в древности жили на Дунае, затем на них напали кочевники и притесняемые славяне начали широкое расселение по Центральной и Восточной Европе. Выделяются три группы славянских племен: западные, восточные и южные.

Восточные славяне, по данным Нестора, насчитывали около полутора десятков племенных союзов.

Поляне (среднее течение Днепра, территория современного Киева), северяне (на востоке от полян, Полтава). На запад от полян жили волыняне и бужане, на северо – запад – древляне. На юге у Черного моря и у Дуная находились уличи и тиверцы. Дреговичи обитали на территории современной Белоруссии, в лесной зоне. Радимичи и вятичи – по реке Оке и в Подмосковье.

Самым северным союзом славянских племен были словене (бассейн озера Ильмень. На их земле возник Новгород).

Восточные славяне жили родо – племенным строем. Как и у других народов, живших родо-племенным строем, главными занятиями их были земледелие и скотоводство. Основная система ведения хозяйства – подсечное (огневое) земледелие. Эта архаичная форма ведения земледельческих работ существовала приблизительно до VIII – IX вв. Для посевов выбирался участок леса, на котором вырубались и сжигались деревья. Образовавшаяся зола служила естественным удобрением почвы. Землю обрабатывали таким образом, 2 – 3 года, а когда она переставала давать урожай, её забрасывали и обрабатывали новый участок леса.

Особенности хозяйства определяли общественный строй славян. Подсечное и залежное земледелие требовало больших трудовых затрат, поэтому необходимы были усилия большого трудового коллектива, который существовал на основе коллективной собственности.

В северо - восточных территориях в VIII – IX вв. подсечное земледелие постепенно вытеснялось пашенным.

На втором месте стояло скотоводство. Подсобными отраслями хозяйства являлись охота, бортничество, рыбная ловля.

По своим религиозным представлениям восточные славяне были язычниками. К числу основных особенностей языческой религии относятся многобожие (политеизм), тесная взаимосвязь верований с природой и выполняемыми родом и племенем хозяйственными работами. Культ славянский языческих богов был различным у разных племенных объединений, многие божества носили многофункциональный характер. Главными божествами восточнославянского пантеона являлись Перун – бог грома и молнии и одновременно покровитель княжеской дружины, Велес – бог скота, Ярило – бог солнца, Мокошь – богиня плодородия и др. Языческий культ был тесно связан с древними родовыми славянскими праздниками, многие из которых сохранились и после принятия Русью христианства как государственной религии. Так, например, праздник масленицы, день Ивана Купалы сохранялись на протяжении многих столетий.

 

2 Процесс складывания у восточных славян первых признаков государственности на рубеже VIII – IX вв. имел в основе своей эволюционный характер и был вызван объективными социально-экономическими предпосылками, которые можно свести к следующим основным положениям.

1. Процесс разделения труда внутри соседской общины, который заключался в отделении ремесла от других видов хозяйственной деятельности. Раньше всего обособились две отрасли ремесла: металлообработка (кузнечное дело) и производство керамических изделий.

2. Появление денежной системы как результат развития обмена. Этому способствовал рост объемов торговли как внутренней, так и внешней. Известны два крупных торговых пути, которые использовали древние славяне для обмена товарами с другими странами и народами. Первый путь проходил через бассейн Волги. По нему шла торговля восточными странами. Но наиболее значимым и известным был знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Этот путь превращал Русь в посредницу между Западом и Востоком, соединяя два крупных древнерусских центра – Киев и Новгород. Экономический, политический и культурный рост Киева во многом был обусловлен тем, что этот город по своему географическому положению находился в центре этого пути. Путь «из варяг в греки» вовлекал в орбиту торгового обмена как страны Западной Европы, так и огромную Византийскую империю. Он соединял бассейны рек Нева, Волхов, Ловать и через Днепр выходил в Черное море. Крупным результатом развития торговли и ремесла стало появление городов как торговых и ремесленных центров. Среди них помимо Киева и Новгорода выделяются Чернигов, Суздаль, Ростов, Полоцк, Любеч.

3. Важной предпосылкой образования Древнерусского государства стала социальная дифференциация и появление классов.

Возникновение новых орудий труда, новых технологий хозяйствования и приемов земледелия способствовало тому, что необходимость в ведении хозяйства большим коллективом отпала. Одна семья могла самостоятельно выполнять все хозяйственные работы и обеспечивать себя всем необходимым. Старая родовая община, состоявшая из больших семей и родов, распадалась. Ей на смену пришла соседская община.

Социальная дифференциация проявлялась в формировании знати (верхушки племени). Причиной этого процесса стало имущественное неравенство соседских общин. К родоплеменной знати переходили земли разорявшихся общинников. Это создавало необходимость формирования аппарата управления обществом, подавления сопротивления эксплуатируемых классов.

4. Большую роль в процессе консолидации разрозненных славянских племенных союзов в единое государство сыграла внешняя опасность. На юге Русь граничила с опасным соседом - Византией. Кроме того, славяне находились в постоянном окружении кочевых племен, совершавших набеги на их земли. Это обстоятельство требовало создания военной организации для обороны своей территории, что во многом обусловило появление института княжеской дружины.

К VIII – IX вв., по мнению большинства историков, у восточных славян появляются первые признаки государственности.

Выделяют следующие периоды развития Древнерусского государства:

Первый период охватывает IX – X.вв. Он характеризуется завершением процесса объединения славянских народов в единую древнерусскую народность. На данном этапе происходит формирование аппарата управления обществом и военной организации в лице княжеской дружины.

Второй период (конец X – первая половина XI вв.) – это период расцвета Киевского государства. На данном этапе происходит зарождение боярского землевладения, рост городских центров, принятие христианства, возникновение писаного права.

Третий период включает вторую половину XI - начало. XII вв.. Он характеризуется ослаблением власти киевского князя, усилением самостоятельности отдельных частей государства, ростом центробежных тенденций.. Итогом завершающего этапа развития Древнерусского государства стал Любеческий съезд князей в 1097 г., где было провозглашено разделение Руси на ряд самостоятельных княжеств.

 

3. Вопрос о начальных этапах русской истории и первых киевских князьях традиционно является одним их самых остродискуссионных в отечественной историографии. Корень проблемы заключается в очевидной скудности письменных источников, способных пролить свет на события тех древних времен. Поэтому вопрос о природе Древнерусского государства и времени его возникновения является объектом споров исследователей на протяжении двух с половиной столетий. Большой резонанс в исторической науке вызвала возникшая в 30-е гг. XVIII в. норманнская теория. Ее основоположниками являлись немецкие историки, жившие и работавшие в России (З. Байер, Г. Ф. Миллер и А. Л. Шлецер). Основным положением этой теории стала идея о том, что государственность на Руси имеет не славянскую природу, а искусственно привнесена извне, со стороны северных скандинавских народов (норманнов). Главным аргументом сторонников этой теории стала летописная легенда о «призвании» Рюрика на княжение в Новгород в 862 г.. Согласно этой легенде приильменские славяне, раздираемые внутренними противоречиями, не могли избрать себе князя и обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите и владейте нами». Варяги прислали на Русь своего военачальника Рюрика, который стал новгородским князем и основателем первой династии монархов на Руси. Данная теория встретила большое количество как сторонников, так и противников. Одним из основателей антинорманнизма стал великий русский ученый М. В. Ломоносов, который в ряде исторических работ подверг нещадной критике основные положения этой теории, доказывая славянскую природу древнерусского государства. Советская, как и современная российская историография, также базируются на антиннорманизме, считая образование государства процессом длительным и эволюционным, происходящим не по воле отдельных людей, а являющимся результатом формирования объективных социально-экономических и политических предпосылок.

Первый русский князь, историчность которого не вызывает сомнений у большинства историков - Олег (879-912гг.), правивший в Новгороде. Он захватил Киев, убил Аскольда и Дира и объединил под своей властью два крупнейших центра русской земли. В дальнейшем Олег подчинил власти Киева другие восточнославянские племена: древлян, северян, радимичей. Успешно воевал с Византией.

Князь Игорь (912-945гг.) подчинил Киеву уличей и тиверцев, воевал с Византией и заключил с ней ряд крупных военно-политических договоров. Он был убит древлянами во время сбора дани (полюдья).

Первой женщиной на княжеском престоле стала княгиня Ольга (945-964гг.). Она окончательно подчинила древлянские земли, провела реформу взимания дани, установила её норму. В историю Руси Ольга вошла также тем, что она первой из русских князей приняла христианскую веру.

Отличительной особенностью правления князя Святослава (964-972 гг.) является то, что основное внимание он уделял укреплению внешнеполитического положения Руси. Святослав подчинил Киеву вятичей, мордовские племена, разгромил Волжскую Болгарию, отразил набеги печенегов. Он был убит печенегами во время военного столкновения их с княжеской дружиной.

Князь Владимир Святославович («Красное солнышко») (980-1015) в отличие от своего отца сосредоточил основные усилия на внутренней политике. Главным государственным мероприятием князя Владимира является крещение Руси.

Главная причина этого важнейшего государственного мероприятия заключается в том, что языческая религия уже не отвечала потребностям сформировавшегося государства. Языческая религия обожествляла силы природы и поэтому языческие боги были тесно связаны с выполняемыми родом и племенем хозяйственными работами. С усложнением социальной структуры общества и образованием государства язычество оказалось неспособным идеологически обосновать произошедшие перемены, объединить общество. Возникло противоречие между новым общественным и государственным строем и старой религией, которая соответствовала прежнему родо- племенному строю.

Дата принятия христианства – 988 год. Новая религия утвердилась далеко не сразу. Православной церкви пришлось вести долгую борьбу с дохристианскими верованиями. Старая языческая религия настолько укоренилась в народном сознании, что христианство соединило в себе некоторые его черты. Например, культ богов сменился культом святых с прежними функциями. Перешли в христианство многие языческие праздники, например, масленица, как уже отмечалось выше.

Историческое значение принятия христианства было очень велико. Укрепились международные связи и авторитет Руси с Византией и Западной Европой. Христианство ускорило изживание местных племенных различий, что способствовало консолидации общества на базе единой религии. Кроме того, новая религия идейно закрепила существование сформировавшихся государственных институтов, придав им характер богоустановленности. На основе христианских ценностей стала развиваться духовная и культурная жизнь Руси.

Ярослав Мудрый (1019-1054 г.г.) пришел к власти в результате долгой междуусобной борьбы со своими братьями. Его правление считается периодом наивысшего расцвета Киевской Руси как во внутренней, так и во внешней политике.

В 1036 году он разгромил печенегов и они перестали нападать на Русь, присоединил Южную Финляндию, в прибалтийских землях построил крепость Юрьев. В стране началось широкомасштабное строительство. В 1037 г. был воздвигнут Софийский собор в Киеве, ставший крупным памятником древнерусского зодчества. Новый этап начался и во внешней политике государства. Стали широко практиковаться династические браки членов княжеской семьи с представителями монархических родов Европы. Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля Индигерде, а его дочери были супругами королей Франции, Норвегии, Дании, Венгрии.

В 1051 году Ярослав сам выдвинул кандидатуру на пост главы православной церкви – митрополита. До этого митрополит назначался в Византии. Первым Митрополитом, избранным русскими, стал священник Илларион. Этот шаг Ярослава способствовал приобретению независимости Руси от Византии. В 1015 году Ярослав ввел первый на Руси свод законов - «Русская Правда».

4. Главным источником изучения социального и политического строя Древней Руси является «Русская Правда», которая дошла до нас в двух редакциях:

а) Краткая Правда (XIв.)

Правда Правда

Ярослава (1016г.) Ярославичей (сер XIв.)

 

б) Пространная Правда (вт. пол. XII в.)

Анализ статей «Русской Правды» показывает, что в Древнерусском государстве сохранялись черты родоплеменного строя. Правда Ярослава допускает кровную месть. Однако, в статье о кровной мести явно видна тенденция к её ограничению. (Был четко ограничен круг родственников, имевших право мстить. Это отец, сын, брат и племянник). В Правде Ярославичей кровная месть уже запрещена, а взамен её введен денежный штраф (вира) за убийство, размер которого зависел от социального положения убитого.

В Древней Руси ещё сохранились пережитки родоплеменного строя, но они постепенно изживали себя (носили переходящий характер). Свидетельством сохранения первобытно-общинных институтов в древнерусском обществе является существование крестьянской общины (верви). Но это была уже не родовая, а соседская община. Она обладала определенной территорией и в ней выделились самостоятельные крестьянские хозяйства.

Вопрос о времени возникновения феодального землевладения на Руси остается спорным. Большинство историков считает, что его появление относится лишь к XI – XII вв. (появляется феодальная вотчина). До этого существовали лишь отдельные княжеские села, хозяйство которых носило скотоводческий характер. В крупном княжеском землевладении не было необходимости. Князья и дружинники полностью обеспечивали себя всем необходимым за счет сбора дани с зависимого населения (полюдье). Собранную дань князь делил между дружинниками. Дань собиралась с крестьянского населения, отдававшего князю и его дружине часть своего продукта. Поэтому большинство историков характеризует Древнерусское государство как раннефеодальное. Но, вместе с тем, в нем существовали элементы и родоплеменного и рабовладельческого уклада.

Политический строй Древней Руси сочетал в себе элементы новой феодальной формации и старой первобытнообщинной. Во главе государства стоял князь. Его власть была наследственной. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был военным предводителем, законодателем и верховным судьей.

Наряду с князем существовала княжеская дружина. Дружинники вместе с князем участвовали в походах, делили с ним собранную дань, жили на княжеском дворе, пировали вместе с князем.

Князь советовался с дружиной по всем вопросам государственного управления. Дружина имела большое влияние на князя. Несколько наиболее уважаемых, приближенных к князю дружинников составляли так называемую «думу» (т.е. постоянный совет при князе) и назывались боярами.

У некоторых из бояр могла быть своя дружина (младшая дружина). Для её обозначения использовались термины: отроки, чадь, гриди.

Княжеская власть была ограничена элементами сохранявшегося народного самоуправления. Для политической жизни Руси было характерно существование веча – народного собрания, куда входили все свободные общинники. Собиралось вече в случае острой необходимости для решения наиболее важных государственных проблем. Руководители веча – народные старейшины (старцы градские) входили в состав княжеской думы. Постепенно роль веча падает (за исключением Новгорода и ряда других княжеств).

Все население Древней Руси можно условно разделить на три категории: свободное, полусвободное, зависимое. Основной категорией свободного населения были «люди». Это крестьяне – общинники, которые вели самостоятельное хозяйство в рамках соседской общины. За убийство «людина» полагался штраф 40 гривен. Промежуточное положение между свободным и зависимым населением занимали закупы и рядовичи. Закупы (необельные, т.е. неполные холопы) – это разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Он отличался от раба тем, что мог выйти на волю, если возвращал купу. Кроме того, закуп вел свое, отдельное от господина хозяйство. По своему социальному статусу закуп был близок к положению крепостного крестьянина.

К полусвободному населению в Древнерусском государстве относят также рядовичей. Это люди, служившие по договору (ряду) в доме господина и исполнявшие разные хозяйственные функции.

Древнерусскими рабами традиционно считаются холопы (более древнее название - челядь). Они находились в полной личной зависимости от господина и были полностью бесправны. Главным источником холопства являлся военный плен. Кроме того, дети, рожденные от холопов, сами автоматически пополняли эту категорию населения.

Таким образом, Древнерусское общество и государство по своему характеру было многоукладным. Оно сочетало в себе элементы разных социально-экономических укладов: родо-племенного, рабовладельческого, феодального. Однако, потенциальные возможности для развития имел именно феодальный уклад, поэтому большинство исследователей рассматривают Древнерусское государство как раннефеодальное.

 

Основная литература.

 

1. История Россия с древнейших времен до 1861 года/ Под ред. Н. И. Павленко М., 2003.

2. История России с древнейших времен до конца XVII века. Учебное пособие/ Под ред. А. Н. Сахарова М., 1998.

3. История Отечества. Курс лекций/ Под ред. В. М. Борисова М., 1998.

4. Кузнецов И. Н. Отечественная история. М., 2004.

 

Дополнительная литература.

1. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.

2. Рыбаков Б. А. Древнерусское государство. М., 1961.

3. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981.

4. Рыбаков Б. А. Рождение Руси. М., 2004.

5. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. М., 1980.

6. Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1978.

7. Фроянов И. Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. СПб., 1995.

 

Лекция 2

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: