Информационно-коммуникационные технологии и интернет-ресурсы в преподавании истории

Приведем категории и примеры сайтов, полезных, с точки зрения получения методической и научной информации:

Сайт Национального института образования - http://www.adu.by/

Сайт Министерства образования Республики Беларусь - http://edu.gov.by/

Национальная библиотека Республики Беларусь - http://www.nlb.by/

Восточная литература - http://www.vostlit.info/

Анналы, хроники, истории - http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrons.htm

Библиотека Якова Кротова- http://krotov.info/history/00/eger/vsem_091.htm

Электронная библиотека - http://magentabook.com/page-1423.html

Научно-образовательный форум по международным отношениям - http://www.obraforum.ru/pubs.htm

Исторические книги - http://historybook.at.ua/news/2011-09-24-694

Библиотека РУНИВЕРС - http://www.runivers.ru/lib/index_lib.php

Вспомогательный раздел

Военная литература - http://militera.lib.ru/index.html

 

СЕРВИСЫ WEB 2.0

Web 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям совместно работать и размещать в сети текстовую и медиа информацию.

С помощью сервисов Web 2.0 можно организовать следующую работу преподавателя со студентами: совместный поиск и хранение информации; совместное использование фотоматериалов; создание и совместное использование медиа-материалов; совместное создание и редактирование гипертекстов; совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов; совместное редактирование и использование карт и схем, совместное использование таких сервисов, как интерактивная доска OnLine Dabbleboard, Wiki-стенгазета.

В качестве примера онлайн сервиса создания текстовых документов со списками, можно привести Google Docs. Сервис Google Docs доступен всем пользователям почты Gmail в качестве бесплатного приложения и относится к онлайн сервисам работы с документами и включает возможность работы с текстовыми документами, презентациями, электронными таблицами, формами для проведения опросов и т.д. Данный сервис можно использовать как средство для совместного редактирования любых документов научно-исследовательской и проектной деятельности студентов и преподавателей, как средство совместного создания «карт знаний» в рамках учебной деятельности и интерактивных

Вспомогательный раздел

рабочих листов. Таблицы Google Docs также позволяют работать с формулами и числовыми выражениями, что делает их полезными для использования, например, при расчете суммы баллов или рейтинга, набранного студентом в течение семестра для принятия решения об итоговой оценке.

Еще одним инструментом планирования учебных занятий по истории являются сервисы создания ментальных карт (карт знаний, mind maps), напримерMindMeister (http://www.mindmeister.com) или Xmind (http://www.xmind.net). Карты знаний можно использовать для конспектирования книг, статей, лекций, написания статей, рефератов, курсовых и дипломных работ, а также анализа и структурирования большого объема информации, акцентирования внимания на ключевых вопросах темы, добавления метаинформации об учебных материалах или файлы самих учебных материалов.

Основные принципы построения ментальных карт по истории просты: главная тема помещается в центре листа, от нее ответвляются все остальные элементы, вместо фраз записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, к основным элементам добавляются иллюстрации, картосхемы, ссылки, файлы и другие элементы.

При помощи сервиса Wiki-стенгазета (http://wikiwall.ru/) можно создать отдельный номер студенческой (тематической) онлайн - газеты факультета, статью, объявление, документ для совместной работы, и на блоге указать ссылку, чтобы любой желающий открыл и прочитал ее, а также смог отредактировать. Данный сервис можно также использовать как представление, расширение и аннотирование учебных материалов, совместное создание виртуальных краеведческих экскурсий студентами и тематических справочников по истории.

Если у преподавателя есть желание предоставить своим студентам некую коллекцию Интернет-ресурсов (онлайн-книги, справочники, энциклопедии, хрестоматийные документы, видео, презентации), то можно использовать сервис Symbaloo. Основное назначение сервиса Symbaloo ‒ личный рабочий стол прямо в Интернете, при помощи которого проще и удобней ориентироваться в сети, располагая ссылки на полезные ресурсы и сервисы. Помимо закладок на сервисы, можно сделать собственный каталог контактной информации, то есть своеобразную записную книжку. Для студентов сервис Symbaloo в первую очередь ‒ возможность создать коллекцию ссылок по каждой учебной дисциплине, портфолио, содержащие ссылки на работы студента, онлайн - закладки.

Среди сервисов по созданию лент времени и событий следует отметить http://timerime.com или http://www.dipity.com/. Данные сервисы позволяют размещать события в хронологическом порядке. На линейку времени наносятся события в виде фотографий, видео, текста, карт. Фото можно загрузить с компьютера или из Интернета, видео ‒ с сервисов совместного хранения видеороликов в Интернете, метка на карте появится после указания адреса.

С помощью сервиса Google-книги преподаватель может создать виртуальную историческую библиотеку. Найденные книги в Интернете преподаватель добавляет в свою виртуальную библиотеку, на определенную полку. Для каждой книги есть своя ссылка, которую можно поставить в блог или послать по почте. А при помощи сервиса Myebook преподаватель может создавать свои электронные книги. Все страницы книги мультимедийные, т.е. могут содержать информацию любого рода: фотографии, текст, видео, аудио, а также их можно перелистывать, как страницы обычной книги, причем, с характерным для этого звуком. Преподаватель может создавать в этом сервисе электронный сборник терминов и понятий, графиков, учебных видео, иллюстраций, кратких конспектов.

Большое значение в формировании навыка самостоятельной работы студентов имеет самоконтроль. Он способствует развитию мышления и позволяет студентам проверить свои знания. Для обеспечения организации самоконтроля знаний, причем, так чтобы студент получал готовый ответ, а не подсказку подойдет сервис StudyStack. В StudyStack преподаватель получает возможность создавать электронные карточки с различными заданиями для самоконтроля и использовать библиотеку с готовыми картами. Привлекателен этот сервис еще и тем, что создав одну единственную форму с вопросами-ответами, можно выбрать различные виды заданий, например, тест или викторина.

Зарегистрироваться в StudyStack (http://www.studystack.com/) вы можете двумя способами: через аккаунт Facebook (левая часть регистрационной страницы), либо заполнив регистрационную форму (правая часть). По завершении регистрации вы можете приступить к созданию электронных карт. Для этого на своей страничке нажмите на ссылку «Create new stack». На открывшейся странице находятся три вкладки «Settings», «Data», «Slides». На вкладке «Settings» присвойте имя для новой карточки («Stack Name»), описание («Description») и укажите к какой категории она относится («Category»). Чуть ниже необходимо поставить галочку, если вы не желаете, чтобы пользователи могли изменять данные («Prevent other users from modifying data»). Нажимаем «Save». Затем, переходим к вкладке «Data» и вводим данные для задания в виде вопрос (Question) ‒ ответ (Answer) и сохраняем «Save». Следующий шаг выбрать тип задания и карта для самоконтроля готова. Для публикации задания вы либо указываете ссылку на него, либо встраиваете в блог, путем копирования предложенного кода.

Создавать тестовые задания по истории преподаватели также могут, используя программу Hot Potatoes (http://web.uvic.ca/hrd/hotpot). С помощью программы Hot Potatoes можно создать 10 типов упражнений с использованием текстовой, графической, аудио‐и видеоинформации. Особенностью этой программы является то, что созданные задания сохраняются в стандартном формате веб-страницы: для их использования студентам необходим только веб-браузер (например, Internet Explorer).

В состав Hot Potatoes входят 5 блоков программ для составления заданий и тестов разных видов. Каждый блок может быть использован как самостоятельная программа: JQuiz ‒ викторина ‒ вопросы с множественным выбором ответа (4 типа заданий), JCloze ‒ заполнение пропусков, JMatch ‒ установление соответствий (3 типа заданий), JCross ‒ кроссворд, JMix ‒ восстановление последовательности. Все задания выполняются в режиме самоконтроля (режим тестирования предусмотрен только для вопросов с множественным выбором ответа). Результат выполнения заданий оценивается в процентах. Неудачные попытки приводят к снижению оценки. Данная версия программы содержит также дополнительный блок The Masher (Инструменты), позволяющий объединять созданные задания и другие учебные материалы в тематические блоки, занятия и учебные курсы.

В Интернете существует множество сервисов, которые можно использовать для распространения учебных материалов (текстовых, графических, видео и др.). Среди них можно отметитьSlideshare (http://www.slideshare.net) ‒ удобный социальный сервис, который позволяет размещать презентации PowerPoint в формате Flash. Slideshare поддерживает файлы форматов: ppt, pdf, odp, размер которых не превышает 20MB. Уникальность данной программы в том, что это использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов, а также возможность добавлять в презентацию видео с Youtube. Youtube (http://youtube.com) ‒ социальный сервис, предназначенный для хранения, просмотра и обсуждения цифровых видеозаписей. В Youtube-коллекции хранится множество исторических кадров и учебных видеозаписей. Примеры использования данного сервиса ‒ использование материалов Youtube-коллекции для расширения материалов лекций и пояснений к практическим занятиям.

В целом у сервисов Web 2.0 существуют несомненные плюсы. В обычных сетевых сервисах (сервисах Web 1.0) пользователь является пассивным потребителем услуг. Подход, построенный на базе концепции Web 2.0, подразумевает более активную деятельность пользователей, ориентированную на участие в создании контента ресурса. В процессе развития сервиса учитывается опыт и мнение пользователей данного сервиса. Это делает Web 2.0 ресурсы значительно более интерактивными, давая пользователям свободу самовыражения.

Необходимо также особо выделить и специальный сервер дистанционного обучения, работающий на открытой и наиболее популярной в мире платформе создания и проведения дистанционных курсов - Moodle. Moodle - это система управления содержимым сайта, специально разработанная для создания онлайн-курсов преподавателями. Термин «Moodle» расшифровывается как модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда. Процесс дистанционного обучения предполагает разнообразные формы организации учебно-познавательной деятельности студентов, а также способы интерактивного взаимодействия с преподавателем. Система Moodle позволяет реализовать совместную работу студентов и преподавателей на расстоянии. Весь процесс дистанционного обучения можно разделить на два основных этапа:

I. Подготовительный. На данном этапе преподаватель создает электронный курс по конкретной учебной дисциплине. Он должен содержать следующие разделы: теоретический раздел, практический раздел, раздел контроля знаний, вспомогательный раздел. На данном этапе преподаватель также предусматривает возможность консультирования студентов и планирует учебную деятельность всех субъектов.

II. Основной. Организация учебной деятельности студентов, а также корректировка учебного материала и структуры электронного курса.

Среди ресурсов и элементов курса, которые используются при создании ЭУМК по историческим дисциплинам, следует отметить следующие: модуль «Файл» позволяет преподавателю представить файл как ресурс курса (например, лекция № 1); модуль «Каталог» позволяет преподавателю отображать несколько смежных файлов в одной папке, уменьшая прокрутку на странице курса. Каталог может быть использован для серии файлов по одной теме, например, лекции в формате PDF или набор файлов изображений для использования в студенческих проектах; модуль «Гиперссылка» позволяет преподавателю разместить веб-ссылку как ресурс курса (например, документы и изображения, онлайн-пособия); элемент курса «Тест» позволяет преподавателю создавать тесты, состоящие из вопросов разных типов: Множественный выбор, Верно/неверно, На соответствие, Короткий ответ, Числовой; модуль «Глоссарий» позволяет участникам создавать и поддерживать список определений, подобный историческому словарю или собирать и систематизировать ресурсы и информацию; учебный элемент «Задание» позволяет преподавателям добавлять коммуникативные задания, собирать студенческие работы, оценивать их и предоставлять отзывы. Студенты могут отправлять любой цифровой контент (файлы), такие как документы Word, электронные таблицы, изображения, аудио- или видео файлы; модуль «Семинар» позволяет накапливать, просматривать, рецензировать и взаимно оценивать студенческие работы. Студенты могут представлять свою работу в виде любых файлов, например, документы Word и электронные таблицы, а также могут вводить текст непосредственно в поле с помощью текстового редактора. Материалы оцениваются с использованием нескольких критериев формы оценки, заданной преподавателем.

Таким образом, образовательные сервисы Web 2.0, которые используются в практике преподавателя исторических дисциплин условно можно разделить на: виртуальные доски (Popplet, WikiWall, Writeboard, RealtimeBoard), документ-сервисы (DocMe, Google Документы, SkyDrive), ленты времени (Dipity, Timerime, Timetoast), тесты, опросники (Google форма, Pollservice, Simpoll, Webanketa), презентации, публикации, видеоролики (Animoto, Calameo, Magnoto, Prezi, PhotoPeach, Slideshare), вебинары, конференции, встречи (AnyMeeting, Joint.me, Onwebinar, Tinychat),

Вспомогательный раздел

мультимедиа сервисы (Mp3Cut, Playcast, Widgetbox, ZooBurst, Loopster), карты (Google-карты, Quickmaps, Wikimapia).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: