Прием «лекция со стопами»

Лекция – хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенность ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или

Вспомогательный раздел

коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Прием «поединок»

Класс разделен на несколько групп. Каждой группе учитель дает отдельный текст (как из пройденного материала, так и новый, но со знакомым содержанием). В конце каждого текста поставлен проблемный вопрос («Может ли…», «Что произойдет, если…», «Верное ли утверждение…»). В каждой группе назначают дуэлянтов, остальные ученики играют роль секундантов. Соперники от каждой группы по очереди сходятся в интеллектуальном поединке. Один учащийся выражает свою точку зрения на вопрос, а его соперник наносит «удар в ответ» - контраргумент. При этом учитывается умение вести спор, корректность, аргументированность. В этом поединке, возможно, и не будет абсолютного победителя, но будет найдено решение, которое устроит обе стороны. Секунданты рецензируют поединок и определяют самого сильного бойца в интеллектуальных поединках.

Прием «портрет»

Лучше всего эту форму работы применить на уроках обобщения изученного материала. Учитель зачитывает утверждение, в котором описательно представлены сведения об историческом лице, можно об исторических событиях. Учащиеся пытаются узнать лицо, объект. Если не удается, учитель зачитывает второе утверждение, содержащее более точную информацию. Третье утверждение содержит такую информацию, что не узнать загадываемое нельзя. Если учащиеся угадывают характеристику с первого утверждения - получают высший балл, со второго захода оценка ниже, с третьего - еще ниже.

Прием «Шерлок Холмс»

I вариант

Учащимся предлагается быстро прочитать текст и составить к нему как можно больше вопросов, не пользуясь самим текстом. Вопросы должны охватить весь материал и учесть малейшие мелочи. Определяется самый длинный список вопросов. Учащиеся дают ответы на них. Учитель отмечает наиболее активных игроков.

II вариант (Концентрация)

Класс делится на группы. Каждая группа получает текст на листах. Листы перевернуты текстом вниз. По сигналу учителя учащиеся переворачивают листы, читают в течение определенного времени (1-2 минуты) текст, а затем снова переворачивают листы и отдают их учителю. После этого каждый учащийся записывает в тетради то, что запомнил из текста. Далее группа записывает совместный текст на отдельном листе. Выигрывает та команда, которая наиболее полно воссоздаст текст.

Все приемы, какими только владеет учитель, могут использоваться на уроке. Нет предпочтения какому-либо приему. Все приемы хороши для воспитания активной творческой личности ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: