Тема 17. Профессиональные и личностные качества учителя истории

План

1. Роль учителя истории в учебном и воспитательном процессе

2. Профессиональные компетенции учителя

3. Самообразование. Анализ и обобщение передового опыта

4. Система повышения квалификации учителя

Теоретический раздел. Конспект лекций

5. Содержание работы классного руководителя

 

При определении уровня профессионализма пользуются различными понятиями: профессиограммой и профессиональным портретом. Профессиограмма – описание технико-технологических, экономических, правовых характеристик конкретной деятельности и профессионально-значимых медицинских, психологических и педагогических показателей и противопоказаний к работе. Профессиональный портрет учитывает особенности методического опыта, индивидуальности и личности учителя истории. С этой точки зрения профессиональный портрет учителя истории скорее отражает его индивидуальные способности к решению педагогических задач на профессиональном уровне. Профессионал, прежде всего, осознает смысл своей деятельности, понимает роль учебного предмета истории в развитии индивидуальности ученика, осознает ценности исторического опыта для познания настоящего и прогнозирования будущего. Смысл истории как учебного предмета состоит в том, что учащийся должен научиться оценивать настоящее под углом зрения прошлого и делать осознанный выбор между добром и злом, честью и бесчестием. Без персонального ответа на эти вопросы профессиональный портрет будет неполным.

Первым элементом профессионализма является ценностно-смысловой, который отражает систему ценностей, установок, смыслов профессионального поведения. Мотивационный компонент состоит в наличии мотивов достижений, реализации творческого потенциала и индивидуальной успешности как профессиональной, так и личностной. Учитель истории должен уметь идентифицировать себя и преодолевать кризис идентичности. Когнитивный компонент профессионализма может быть представлен индивидуальной системой знаний исторического, методического методологического, психологического, и технологического характера. Эти знания являются ориентировочной основой для проектирования учебного процесса в соответствии с социокультурными и региональными условиями и типом образовательной программы, реализуемой данным учреждением. Эти знания являются комплексными, системными и обеспечивают единство содержательной и процессуальной сторон деятельности учителя истории.

Процессуально-методический компонент профессионализма заключатся в наличии развитых способностей, обеспечивающих моделирование, проектирование, конструирование и реализацию проектов методической деятельности. За закрытыми дверями классной комнаты деятельность учителя истории всегда носит индивидуальный характер: на нем лежит величайшая ответственность за введение учащегося в мир культуры. Большинство учащихся будет знать и уметь то, чему научил его учитель истории. Умение выявлять индивидуальные особенности методической деятельности, анализировать результаты своей обучающей

Теоретический раздел. Конспект лекций

деятельности, определять проблемы в организации процесса обучения истории составляет содержание рефлексивного компонента профессиональной деятельности. Интегративным показателем профессионализма учителя истории является индивидуальный стиль методической деятельности. Таким образом, оптимальное сочетание индивидуального стиля, помноженное на чувство личной ответственности за результаты своей деятельности по духовному развитию молодежи посредством учебного предмета истории, является условием профессиональной компетентности учителя истории.

Современные исследователи выделяют следующие виды профессиональной компетентности: специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты профессионального труда; личностная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности; индивидуальная компетентность ‒ владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил.

Профессиональная педагогическая компетентность – это интегральная характеристика деловых и личностных качеств учителя, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности, позволяющих человеку использовать свой потенциал, осуществлять сложные виды деятельности, оперативно и успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся обществе и профессиональной деятельности. Будучи интегративным образованием, профессиональная компетентность не сводится ни к отдельным качествам личности или их сумме, ни к определенным знаниям, умениям и навыкам. Она отражает не только имеющийся у человека потенциал и способность его использовать, но и порождает новые явления, качества жизни и деятельности, позволяющие человеку быть успешным.

Следует отметить, что развитие профессионального мастерства возможно только через развитие индивидуального стиля. Обогащение и развитие стиля преподавания приводит к изменению профессиональных качеств, которые обеспечивают смещение акцентов в деятельности учителя истории с процесса усвоения исторических фактов на процесс создания условий для развития у ученика личного способа ориентации в историческом

Теоретический раздел. Конспект лекций

прошлом. Таким образом, учитель истории (профессионал) – это человек, способный выстроить траекторию своего духовного и личностного профессионального развития, связанного с освоением и выбором культурных смыслов исторического развития, самоопределением в системе ценностей педагогической деятельности.

Можно выделить также важные профессионально-педагогические умения учителя истории: определять уровень личностного развития учащихся (сформированности их личностных функций); ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы; видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно развивающих задач; использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории; побуждать учащихся к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала; создавать педагогические ситуации с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием; применять дискуссионные формы обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при изложении материала, поддерживая тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов; планировать и проводить систему уроков, на протяжении которых последовательно развертывается значимая для учащихся коллизия, ставится проблема, требующая коллективных усилий для ее решения; применять гуманитарно-ориентированные образовательные технологии, при которых востребовались бы собственно личностные (гуманитарные) качества ученика – стремление осознать смысл изучения истории, проявить самостоятельность и внутреннюю мотивацию ее усвоения, попытаться лично истолковать исторические явления; усложнять

формы работы, познавательно-проблемные задания и требования к учащимся по мере развития их самостоятельности, креативности при изучении истории.

С профессиональным ростом меняется и идентичность учителя истории, под которой понимается система представлений о своей жизни и о себе как специалисте. В структуре идентичности выделяют два аспекта: личностный, т.е. определение себя в терминах личностных качеств, и социальный, т.е. определение себя в терминах группового членства. У педагогов наблюдается кризис идентичности, который определяется как несоответствие сложившейся идентичности изменившемуся контексту профессиональной деятельности. Этот кризис может переживаться как состояние поиска новых смыслов и возможностей профессионального роста или как состояние усталости, неверия в себя и свое будущее.

Основные ключевые компетенции, которыми должен обладать любой современный человек, и тем более учитель ‒ это политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того

Теоретический раздел. Конспект лекций

чтобы контролировать проявление (возрождение) расизма и ксенофобии и развития климата не толерантности, образование должно «оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий»; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».

С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности? Такими механизмами могут служить диагностирование, тестирование, определение путей совершенствования профессиональной компетентности, т.е. план самообразования учителей, создание творческих групп, повышение квалификации, активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях, участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций, разработка системы стимулирования деятельности учителя, обобщение опыта. Дополнением к индивидуальной программе профессионального развития педагога может служить портфолио, которое педагог формирует в течение всего межаттестационного периода. Портфолио представляет собой папку-накопитель, целью которой является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда педагога за 5 лет. В портфолио помещаются материалы на бумажном носителе (распечатки, ксерокопии, в том числе с пометками автора, и рукописные материалы).

Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это может быть портфолио достижений. Оформление достижений учителя, методических наработок, творческой копилки, публикаций и другое. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Следует помнить, что представляемый аттестуемым портфолио помогает судить о результативности деятельности педагога. Кроме того, в межаттестационный период педагог может сформировать методический портфолио. В методический портфолио педагог может вложить разработанные им в межаттестационный период научно-методические разработки, публикации педагога в различных научно-методических изданиях, средствах массовой информации, ссылки на сайты в сети

Теоретический раздел. Конспект лекций

Интернет, где размещены материалы педагога, разработанные им в межаттестационный период деловые, организационно-деятельностные игры, дидактические и контрольно-измерительные материалы и прочие методические разработки.

Традиционная структура плана работ классного руководителя имеет следующий вид:

1. Краткая характеристика и анализ состояния воспитательной работы.

2. Воспитательные задачи.

3. Основные направления и формы деятельности классного руководителя.

4. Координация воспитательной деятельности учителей, работающих в классе.

5. Работа с родителями и общественностью.

Все планы классного руководителя должны открываться кратким анализом состояния воспитательной работы за предыдущий год и характеристикой класса (первый раздел). Характеристика отражает уровень общей воспитанности коллектива, его успеваемость и дисциплину, а также сформированность таких качеств, как трудолюбие, ответственность, организованность, общественная активность. Анализируется структура межличностных взаимоотношений (лидеры, аутсайдеры, микрогруппы), преобладающее настроение в классе, содержание ценностных ориентаций, определяющих общественное мнение. Дается характеристика отдельных воспитанников, в частности допускающих отклонение от принятых норм поведения, отстающих в учебе.

Во втором разделе формулируются основные, доминирующие воспитательные задачи, которые будут решаться в новом учебном году. Их должно быть немного, чтобы исключить их формальное выполнение. Важно, чтобы задачи учитывали состояние классного коллектива, уровень его развития, а также общие задачи, стоящие перед школой. Поскольку нет одинаковых коллективов, то и задачи не могут быть одинаковыми даже в параллельных классах. Третий раздел несет на себе основную содержательную нагрузку, определяя как главные направления деятельности, так и способы решения воспитательных задач. Именно этот раздел определяет структурное своеобразие плана, поскольку в нем отражаются те или иные подходы к развитию и формированию личности. Так, в соответствии с функциональным подходом в его крайних формах этот раздел включает содержание, формы и методы, независимо друг от друга ориентированные на формирование основ мировоззрения; воспитание политической сознательности и общественной активности; нравственное воспитание и воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения; воспитание сознательного отношения к учению и развитие познавательной активности; формирование положительного отношения к труду и расширение политехнического кругозора; эстетическое и физическое воспитание. Если к этим многоплановым направлениям добавить не менее

Теоретический раздел. Конспект лекций

значимые с позиции функционального подхода экологическое, экономическое, гигиеническое, правовое воспитание, работу по профориентации и мероприятия по подготовке к семейной жизни, то становится очевидной нереальность такого плана работы для его воплощения в жизнь.

В четвертом разделе традиционного плана намечаются конкретные мероприятия по координации воспитательных воздействий всех учителей, работающих в классе. Это могут быть педагогические совещания, специальные консилиумы, индивидуальные беседы с отдельными учителями и другие формы работы. Заключительный раздел «Работа с родителями» содержит круг вопросов, предлагаемых для обсуждения на родительских собраниях, хотя темы лекций и бесед могут корректироваться в зависимости от складывающихся обстоятельств; намечаются сроки посещения семей с целью изучения условий жизни и воспитания детей; планируются формы индивидуальной работы с родителями, связь с родительским комитетом и возможности привлечения родителей к участию в жизни класса и школы.

Два вспомогательных раздела воспитательного плана работы классного руководителя должны содержать характеристику классного коллектива и характеристику индивидуальных особенностей учащихся, в которых отражаются условия жизни воспитанников в семье (особенно если имеются сложности); их интересы и склонности (и в связи с этим какие кружки, секции, учреждения дополнительного образования они посещают, а если не

посещает, то почему); состояние здоровья и наиболее ярко выраженные личностные особенности.

Циклограмма для классного руководителя.

ЕЖЕДНЕВНО:

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Организация дежурства по школе и столовой (согласно графику).

5. Индивидуальная работа с учащимися.

ЕЖЕНЕДЕЛЬНО:

1. Проверка дневников учащихся.

2. Проведение мероприятий в классе (по плану).

3. Работа с родителями (по ситуации).

4. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).

5. встреча со школьным врачом по справкам о болезни учащихся.

КАЖДЫЙ МЕСЯЦ:

1. Посещение уроков в своем классе.

2. Консультации у школьного психолога.

3. Сбор денег, раздача денег (питание, проездные билеты и т.д.)

4. Встреча с родительским активом.

5. Совещание по планированию работы (по графику).

ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ:

Теоретический раздел. Конспект лекций

1. Оформление классного журнала по итогам четверти.

2. Совещание классных руководителей.

3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

4. Проведение родительского собрания.

ОДИН РАЗ В ГОД.

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана работы класса.

4. Статистические данные класса.

КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ВЕДЕТ СЛЕДУЮЩУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ: классный журнал; план воспитательной работы с классным коллективом; тетрадь классного руководителя в любой форме; дневники учащихся; личные дела учащихся; итоговые отчеты об успеваемости; психолого-педагогические карты изучения личности учащихся (по необходимости); папки с разработками воспитательных мероприятий (по желанию).

Грамотен и результативен план воспитательной работы классного руководителя будет в том случае, если он найдет возможность, время и желание проделать следующее: проанализировать результаты проведенной в прошедшем году воспитательной работы: какие воспитательные задачи стояли перед ним; как и насколько они выполнены; есть ли результат и каков он; если результат отрицательный или его вообще нет ‒ почему и что нужно сделать, чтобы он был; составить психолого-педагогическую характеристику класса. Если характеристика составлена на основе аналитико- диагностических исследований, она поможет в определении задач воспитания, его содержания, форм и методов; исходя из анализа и характеристик класса определить основные воспитательные задачи; выбрать форму плана. Она может быть различной: текстовой, план-сетка, по направлениям или блокам. Но при любой форме плана следует помнить, что содержание работы, формы и методы должны способствовать решению поставленных воспитателем задач, соответствовать уровню развития данного коллектива, учитывать психолого-возрастные особенности учащихся, соответствовать алгоритмам планирования, установленным в образовательном учреждении.

 

Список литературы

1. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

2. Авраменко, В.В. Развитие рефлексии педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе / В.В. Авраменко. - Могилев: МГОИРО, 2009.

3. Старовойтова, И.А. Проектирование работы в школе: теория и опыт / И.А. Старовойтова. - Могилев: УО «МГОИРО», 2009.

Теоретический раздел. Конспект лекций

4. Тавгень, О.И. Система повышения квалификации педагогических кадров в условиях реформирования национального образования Республики Беларусь / О.И. Тавгень // Человек и образование. ‒ 2006. ‒ № 7. ‒ С. 28‒31.


 

Вспомогательный раздел

ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИСТОРИИ

 

Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает студента в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале-продукте проекта. Проекты для поддержки учебных возможностей могут строиться на различном учебном материале.

Преимущества проекта для студентов:

• рост самостоятельности и улучшение отношения к учебе

• успеваемость таких студентов сопоставима и даже выше чем тех, кто

учится по другим схемам обучения

• студенты в методе проектов чувствуют большую ответственность за собственное обучение

• возможность развивать сложные умения, такие, как навыки решения проблем, совместная деятельность и коммуникация

Проектный метод в процессе обучения позволяет: развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем); коммуникативный потенциал студентов; решать информационные задачи; организовывать общение и взаимодействие всех участников образовательного процесса; создавать комфортные условия обучения; активизировать мыслительную деятельность студентов; снимать нервную нагрузку (релаксация).

Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как способ достижения цели в определенных условиях. Проектная деятельность связана с творчеством и порождает нечто качественно новое, отличное от уже существующего. Студенческая творческая деятельность - это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта (студента), в результате рождаются новое в виде знаний, умений, проявлений личности.

Работа над исследовательским проектом - это учебная деятельность, поэтому естественно, что она проводится под руководством педагога. Однако роль педагога в данном случае заключается в организации субъект - субъектных отношений, в корректировке самостоятельной деятельности студентов.

В современной науке выделяют проектирование техническое (разработка и реализация проектов по заранее известным целям) и гуманитарное (проблемная организация мышления и деятельности).

№ № п/п Критерии Виды проектов
11. По содержанию проекта Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета); Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в учебную программу)
2. По методу, доминирующему в проекте Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленных целей и обоснованной структуры), приключенческие, игровые (основным компонентом содержания становится ролевая игра), информационные, практико-ориентированные (особенность которых состоит в выработке результата, имеющего практическое значение (подготовка номера журнала или видеофильма)).
     
3. По характеру координирования проекта С явной координацией, со скрытой координацией
4. По включенности проектов в учебные планы Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение студентами определенного учебного материала)
55. По характеру контактов Внутренние (региональные), международные
66. По продолжительности выполнения проекта Мини-проекты, (несколько недель); Средней продолжительности (несколько месяцев); Долгосрочные (в течение года)
77. По количеству участников проекта Коллективные, Индивидуальные, Групповые

Выделяют следующие этапы работы над исследованием:

1. Выбор темы исследования, определение его типа и числа участников.

2. Обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

3. Распределение задач по группам, поиск информации.

4. Составление технологической карты с представлением в логической последовательности хода работы.

5. Самостоятельная работа участников проекта по своим творческим заданиям.

6. Промежуточные обсуждения полученных данных.

7. Презентация (защита) исследования.

8. Коллективное обсуждение, выводы.

№№ п/п Этапы работы над проектом Содержание работы на данном этапе Деятельность студентов Деятельность педагога
11. Подготовка Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы Обсуждают предмет проекта с педагогм и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует студентов. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью студентов
22. Планирование а) Определение источников информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев Формируют задачи. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности. Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за деятельностью студентов.
    оценки результатов и процесса проектной деятельности. д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды    
33. Исследование Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п. Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью студентов.
44. Формулирование результатов или выводов Анализ информации. Формулирование выводов Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Консультирует студентов.
55. Защита проекта Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет. Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
66. Оценка результатов и процесса проектной деятельности Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности. Оценивает усилия студентов, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета

Вспомогательный раздел


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: