Основные направления и формы внеурочной работы по истории

Массовая Групповая Индивидуальная
Исторические вечера, экскурсии, Викторины, конкурсы, олимпиады, конференции, просмотр фильмов, неделя истории в школе Исторический кружок, исторический клуб, Походы, экспедиции, выпуск газет, факультативы Чтение исторической литературы, посещение архива, работа в музее, написание рефератов, выполнение творческих заданий

Одной из главных целей внеурочной деятельности является стремление развивать интерес учащихся к истории своего государства. К основным задачам внеклассной работы по истории относят: развитие самостоятельности учащихся в поиске исторического материала; творческого мышления и способностей через основные формы внеурочной деятельности; воспитание чувства патриотизма у учащихся на мероприятиях, посвященных отечественной истории; углубление стремления изучать события, исторических личностей, культуру и быт различных исторических эпох; оптимизация учебной нагрузки учащихся.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся. Примерами массовых форм внеурочной деятельности являются исторические вечера (на них могут обсуждаться проблемы истории), исторические экскурсии (посещение наиболее памятных исторических мест), олимпиады (главной задачей олимпиад является выявление наиболее сильных учащихся, обладающих широким кругозором не только историческим, но и общекультурным). Еще один важный аспект этого внеклассного мероприятия состоит в том, что можно задать тот уровень, к которому должны стремиться ученики. Сложные вопросы должны подстегнуть самостоятельный интерес учащихся, показать им новые рубежи,

конференции (призваны развивать у учащихся интерес не только к прошлому, но и настоящему, самостоятельность мышления и чувства ответственности за проделанную работу).

Еще одной распространенной формой внеклассной работы по истории является групповая, или кружковая. Ее проявлениями являются исторические кружки и клубы, экскурсии, экспедиции. Исторический кружок относится к систематичным формам внеклассной работы. Он рассчитан на углубленную работу в течение длительного времени с постоянным составом учащихся. Кружковая работа по истории способствует углубленному усвоению знаний, полученных на уроках, развивает интерес к предмету и творческие

Теоретический раздел. Конспект лекций

способности, формирует навыки исследования, практические умения учащихся. Выпуск в школе исторических газет и журналов также способствует формированию самостоятельности и развитию творческих способностей учащихся.

Наиболее сложной и интересной является индивидуальная форма внеклассной работы по истории с учениками. Индивидуальная работа может быть самостоятельным поиском учеником способа достижения поставленной цели; его движением от незнания к знанию, формированию необходимого объема и уровня знаний, умений; приобретением навыков самоорганизации и самодисциплины. Самостоятельная работа представляет собой особый вид учебной деятельности: она осуществляется под руководством учителя, но без его непосредственного вмешательства, потому что именно такая работа в наибольшей степени отвечает потребностям сегодняшних учащихся сделать что-то самим. К ней относятся написание рефератов и докладов, создание проектов, выполнение творческих заданий.

В практике школьной работы различают экскурсии: учебные; экскурсии внепрограммные. По характеру объекта экскурсии могут быть: по музейной экспозиции; по местам исторических событий; по маршруту; к историческим памятникам; по историко-бытовым комплексам. По месту в учебной работе различают – вводную экскурсию, урок-экскурсия, обзорная экскурсия и итоговая. Обычно экскурсию проводит экскурсовод, музейный работник. Однако в ряде случаев может быть проведена и самим учителем, при условии соответствующей специальной подготовки. Ее преимущества: учитель знает свой класс, уровень его подготовленности, знает, что из материала темы уже освещалось на уроке, и имеет больше возможностей увязать содержание экскурсии с уроком или кружковым занятием. Возможно проведение экскурсии и самими учащимися. Однако к работе юный экскурсовод допускается после проверки учителем и доработки составленного текста рассказа по избранному музейному объекту.

Руководство внеклассным чтением учащихся по истории является обязанностью учителя. Оно складывается из: пропаганды книги; помощи учащемуся в усвоении содержания прочитанного; изучения читательских вкусов учащихся; развития интереса к чтению по истории; учитывать возрастные особенности учащихся. На II‒III ступенях получения общего среднего образования учителя часто делают обзор художественной и научно-популярной литературы с кратким разбором и оценкой содержания рекомендуемых книг. Такие обзоры представляют одну из форм внеклассной работы и требуют широкой осведомленности учителя истории в области литературы для внеклассного чтения. Интересной формой пропаганды являются тематические вечера, посвященные книге и ее истории, олимпиады, конкурсы, викторины, встречи с писателями.

Важным моментом организации внеклассного чтения является учет прочитанного учащимися. Индивидуальные беседы с учениками о прочитанном, их ответы на уроке, выступления. Важным является так же

Теоретический раздел. Конспект лекций

умение учителя возбудить у учащихся интерес к чтению, воспитать постоянную потребность в нем. Научить разбираться в прочитанном материале, давать ему оценку, делать выводы. Связывать содержание книг с теми знаниями, которые они получают на уроках истории.

Можно предложить памятку, по которой пойдет такая беседа.

Памятка беседы по прочитанной книге.

1. Кто автор книги?

2. О какой эпохе и каких исторических событиях рассказывается в книге?

3. Каких героев, действующих лиц ты можешь назвать?

4. Что тебе понравилось в книге? Почему?

«Недели истории» ‒ представляют обширную программу викторин, конкурсов, экскурсий по истории для различных классов. Их основная цель – стимулировать интерес к историческим знаниям. Традиционно такие недели заканчиваются выпуском стенгазет, выставками работ. Исторические конкурсы. Например, конкурс «День в истории». Необходимо составить Положение о конкурсе, в котором определяются его задачи, прописываются условия и сроки конкурса, критерии для определения победителей и количество призовых мест, а также организаторы и члены жюри. Такой конкурс обычно является среднесрочным и долгосрочным, может проходить во внеурочное и урочное время, постепенно или в 2‒3 этапа. Суть его в том, чтобы учащиеся подготовили материал и рассказали об историческом событии или событиях конкретного дня в истории. Оформление желательно в виде небольшого доклада. Требования к его оформлению также должны быть прописаны в Положении о конкурсе.

Методы внеклассной работы по истории.

а) Использование проблемного метода обучения в преподавании истории.

б) Эвристический метод обучения во внеклассной работе по истории.

в) Применение метода проектов во внеклассной работе по истории.

Историческое краеведение прочно вошло в школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма. Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Историческое краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.

Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, постоянная внеклассная работа, перспективное ее планирование в масштабе класса,

Теоретический раздел. Конспект лекций

школы. Третье условие – школьному краеведению во всех его звеньях необходима более глубокая научная основа. Одна из главных особенностей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Поэтому ее обязательной частью является непосредственное участие учащихся и учителей в исследовательской работе. В ходе этой работы учащиеся знакомятся с методами исследования, применяемыми исторической наукой, учатся самостоятельно добывать знания.

Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются: возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы. Внеклассная работа по историческому краеведению может быть массовой, групповой и индивидуальной. Массовые формы внеклассной работы – создание школьных уголков, музеев, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, замечательными людьми, краеведческие игры, внеклассное чтение. Групповыми формами внеклассной работы являются: кружок, лекторий, издание рукописных книг, журналов, стенгазет, бюллетеней. Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий.

Углубленная постоянная и систематическая историко-краеведческая работа нередко приводит к созданию в школах историко-краеведческих музеев. Организация школьного музея ‒ одна из лучших форм общественно-полезной работы юных краеведов-историков. Учителю истории остается только использовать в образовательно-воспитательных целях тягу учащихся к не всегда осознанному ими коллекционированию: от собранных вещей, изображений, письменных документов вести подростков к знанию, ибо история, воплощенная в них, становится доступнее и понятнее учащимся. «Воспитание интереса к истории, понимание ценности памятников истории и культуры гордость за деяния славных земляков ‒ одна из основных задач школьного краеведческого музея». В целом школьный краеведческий музей способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, приобщает молодежь к общественно полезному труду.

Основными задачами музея являются: поиск и сбор краеведческого характера; учет и хранение собранных документов, предметов, материалов; их научная проверка, систематизация и методическая обработка; оформление и экспонирование материалов; использование материалов музея в учебно-воспитательной работе в школе. Среди школьных музеев важное место занимают военно-исторические музеи. Раскрывая ратные подвиги земляков в годы Великой Отечественной войны, эти музеи воспитывают у учащихся патриотизм, готовность к защите Родины. Такие музеи позволяют проводить

Теоретический раздел. Конспект лекций

большую поисково-исследовательскую работу и организовать сбор подлинных памятников истории. Наиболее часто в школах организуются краеведческие музеи многопрофильного или комплексного характера. Эти музеи создают самые широкие возможности в комплексном изучении краеведческих объектов, истории края и в сборе материалов. Комплексные музеи являются учебно-материальной базой в преподавании целого ряда учебных предметов.

Итак, историко-краеведческий музей призван раскрывать историю одного определенного края с древнейших времен и до наших дней или какого-то более короткого периода. Он является хорошим подспорьем в учебно-воспитательной деятельности школы и создает огромные возможности для разнообразных форм и методов работы с учащимися.

Таким образом, внеурочные занятия в единстве с учебными образуют систему «школьно-внешкольного образования», позволяющую оптимально решать проблему индивидуализации и дифференциации обучения как средства развития личности учащегося. Внеурочная работа стимулирует учителя в поиске средств и способов развития учащихся с учетом их индивидуальных интересов и способностей. Организация этих занятий по истории ориентирует на углубленное изучение предметов, развивает у учащихся интеллектуальную и эмоциональную сферу личности. Ученик, являющийся соучастником внеурочной деятельности, включенный в продуктивную социально и личностно-значимую деятельности, совершенствует себя как личность.

 

Список литературы

1. Щуркова, Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е. Щуркова. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М., 2011.

3. Кочетов, Н.С. Предметные недели в школе. История / Н.С. Кочетов. ‒ Волгоград, 2001.

4. Драхлер, А.Б. Всеобщая история: вопросы к олимпиаде / А.Б. Драхлер. – М.: Владос-пресс, 2002.

5. Крючкина, Н.Б. Дидактические игры, тесты, загадки по истории Древнего мира / Н.Б. Крючкина. ‒ М., 2003.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: