Технология проблемного обучения

Основная цель ТПО – способствовать развитию проблемного мышления студентов и педагога. Проблемное обучение – это организация педагогического процесса, при котором студенты систематически включаются педагогом в поиск решения новых для них проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций.

Главные признаки, которые лежат в основе моделирования занятий в режиме технологии проблемного обучения: 1) создание проблемных ситуаций, 2) обучение студентов в процессе решения проблем, 3) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса. В педагогической литературе определены следующие отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса: 1) сложность, выступающая в форме противоречия, 2) емкое содержание, 3) увлекательная форма, 4) доступный для студентов уровень сложности.

Существует две основные функции учебной проблемы (ситуации):

1. Определение направления умственного поиска, то есть деятельности студентов по нахождению способа решения проблемы.

2. Формирование познавательных способностей, интереса, мотивов деятельности студентов по усвоению новых знаний.

Проблемные ситуации различаются по ситуации неизвестного, по уровню проблемности, по виду «рассогласования» информации, по другим методическим особенностям.

По содержанию неизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.

По виду рассогласования информации: неожиданности; конфликта; предположения; опровержения; несоответствия; неопределенности.

По методическим особенностям: непреднамеренные; целевые; проблемное изложение; эвристическая беседа; проблемные демонстрации; игровые проблемные ситуации; исследовательская лабораторная работа; проблемный фронтальный эксперимент; мысленный проблемный эксперимент; проблемное решение задач; проблемные задания.

Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности студентов, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.

В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности студентов, вторая представляет организацию учебного процесса. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов педагога, подчеркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Создание психологической проблемной ситуации сугубо индивидуально. Не слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемы для студентов. Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа. На первом этапе осознания проблемы студенты вскрывают противоречие, заложенное в вопросе, для чего

Вспомогательный раздел

находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы. Формулирование гипотезы составляет второй этап. Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы. Поиск путей доказательства гипотезы требуют от студентов переформулировки задания или вопроса. Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. Это четвертый этап решения проблемы.

Проблемная ситуация специально создается педагогом путем применения особых методических приемов:

- педагог подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает группе рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения; на преодоление психической инерции и другим).

Для реализации проблемной технологии необходимо:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- личностный подход и мастерство педагога, способные вызвать активную познавательную деятельность студента.

В зависимости от характера взаимодействия педагога и студентов выделяют четыре уровня проблемного обучения:

- уровень несамостоятельной активности - восприятие студентами объяснения педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение студентами самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера, устное воспроизведение;

- уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением прежних знаний в новой ситуации и участие студентов в поиске способа решения поставленной педагогом проблемы;

- уровень самостоятельной активности - выполнение работ репродуктивно-поискового типа, когда студент сам решает по тексту учебника, применяет прежние знания в новой ситуации, конструирует, решает задачи среднего уровня сложности, доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога и так далее;

- уровень творческой активности - выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа и догадки, открытия нового способа решения учебной проблемы, самостоятельного доказательства; самостоятельные выводы и обобщения, изобретения, написание художественных сочинений.

Описание модели проблемно-блокового занятия

Число.

Тема.

Вспомогательный раздел

Цель.

1-й блок занятия. Проблемная задача № 1. Цель – актуализация знаний и умений студентов. Студенты ищут пути решения проблемной задачи, используя текст проблемной статьи. Педагог повторно предлагает проблемную задачу № 1, но дидактическая цель этого задания изменяется, важно осознание и осмысление блока новой учебной информации, которые осуществляются в процессе дискуссии по решению задачи. Затем педагог снова предлагает проблемную задачу № 1, но поскольку студенты уже знают пути решения проблемы, то дидактическая цель предполагает закрепить в их памяти ход решения проблемной задачи, поэтому, проговаривая решение уже известной проблемы, студенты осваивают способ решения проблемной ситуации. Заканчивая работу над проблемной задачей № 1, педагог вместе с учащимися делает вывод.

2-й блок занятия. Проблемная задача № 2. Алгоритм взаимодействия педагога и студентов повторяется, но в процессе решения задачи студенты работают с другим источником информации. Если в первом случае в качестве источника использовался текст учебника, то при решении второй задачи информация поступает от педагога в устной форме.

3-й блок занятия. Проблемная задача № 3. Алгоритм взаимодействия педагога и студентов снова повторяется, изменяется источник информации: это может быть наблюдение, материал научно-популярной литературы, видеоряд, схематическая или другие виды наглядности.

Этапы технологии проблемного обучения:

1. Постановка учебной проблемы; организация проблемной ситуации. Результат этого этапа – затруднение студентов и постановка проблемного вопроса, который и будет являться целью занятия.

2. Поиск решения проблемы:

- через диалог;

- выдвижение гипотез.

3. Проверка гипотез, начиная с ложной.

4. Формулировка правила, способа; сравнение его с научным образцом в учебнике.

5. Обучение постановке учебных вопросов (проблемных).

6. Проведение контрольных и проверочных работ с включением заданий проблемного характера:

- поставьте проблемный вопрос;

- выдвините гипотезу;

- докажите.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: