Во внеурочных формах работы используются следующие виды подвижных игр:
1 Некомандные – в режиме учебного дня с учащимися начальных классов.
2 Переходные к командным – во всех неурочных формах по ФВ.
3 Командные – в продленке, на спортивных праздниках, днях здоровья, в турпоходах.
4 Игры-аттракционы – особая группа упражнений, развивающая силу, ловкость, совершенствующая координацию движений, воспитывающие настойчивость, волю к победе, хладнокровие.
5 Соревнования-поединки – особая группа упражнений для двух участников, при выполнении которых выявляется победитель.
При организации и проведении ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ПЕРЕМЕНЕ
1 На перемене нельзя использовать командные игры и эстафеты.
2 Игры не должны носить остроконфликтный характер.
3 Не проводить сильно возбуждающие и утомляющие игры.
4 Чаще всего рекомендуется использовать игры-аттракционы.
5 С учащимися 1-3 классов проводятся игры с речитативом ритмической ходьбой, с угадыванием.
6 Игроки могут по желанию участвовать в игре или выйти из нее, допускается переменность состава играющих.
7 Игры должны быть простыми, но занимательными.
8 В помещении неуместно проводить игры с мячами, так как они вводят беспорядок и возбуждают детей.
9 Для детей младшего школьного возраста игры проводит воспитатель практикант учитель. Дети среднего школьного возраста проводят игры самостоятельно, но под наблюдением взрослых.
10 Игры, проводящиеся на перемене заканчиваются за 1-2 минуты до звонка на урок.
11 Необходимо следить за психофизическим состоянием играющих, не допускать перевозбуждения, утомления, криков, визгов, нарушений правил, соревновательных моментов.
12 Обращать внимание на выбор игры подготовку площадки инвентаря.
13 Игры целесообразнее проводить на большой перемене.
14 Играющих должно быть 15-20. Если их больше, то игры проводятся по группам в разных местах площадки коридора зала.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ C 1 по 4 классы проводится обязательный «спортивный час», в средних – по усмотрению учителя (длительность 45-60 мин).
1 Игры проводятся под руководством учителя, воспитателя, практиканта и старшеклассников. Дети могут играть самостоятельно, но под наблюдением старших
2 Игры должны способствовать закреплению и совершенствованию материала, пройденного на уроках физической культуры, а также должны быть направлены на совершенствование навыков и качеств, необходимых для сдачи нормативов по физической подготовке.
3 Дети с основной группой здоровья допускается к участию во всех играх. Школьники с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы в играх с длительным бегом, прыжками и силовым напряжением участвуют с ограничением.
4 Учащиеся добровольно могут войти в игру и выйти из нее.
5 Игры проводятся на открытом воздухе, зимой – при соответствующих температурных режимах или в хорошо проветриваемом помещении. Необходимо учитывать погодные условия, а также обратить внимание не то, как одеты играющие.
6 Игры проводятся до и после приготовления уроков.
7 Игры должны быть хорошо знакомы детям.
8 Педагогу следует обратить внимание на подготовку площадки и распределение игр в ходе занятия (по интенсивности, по преимущественному виду движений).
9 Если играющих много, их можно разделить на группы. Каждая группа играет в свою игру на разных сторонах площадки (игры-аттракционы), или выполняет какое-либо задание.
10 Активно используются игры и задания для подготовки к участию в соревнованиях, спортивных праздниках (Веселые старты, Полоса препятствий и т. п.).
11 Часто используются и популяризуются народные игры: Русская лапта, Городки, игры других народов мира.
При составлении главной части плана-сценария праздника – непосредственно соревновательной программы, необходимо соблюдать следующие принципы:
- обеспечить постепенное увеличение физической и психической нагрузки;
- предусмотреть чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения;
- чередовать массовые и индивидуальные игры и задания (если это возможно);
- предусмотреть участие и оценку деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
включить знакомые и вызывающие у детей положительное эмоциональное состояние игры, задания, проводимые в необычной форме, с использованием новых атрибутов, музыки, персонажей (не стоит использовать банальные и чересчур сложные задания).