Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющий определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
На первом этапе отбора в спортивные секции могут быть использованы специальные комплексы контрольных испытаний и подвижных игр. Они направлены не столько на то, чтобы выявить, что умеет делать новичок, сколько на то, чтобы определить – на что он способен в перспективе: проявление инициативы и настойчивости; отношение к соперникам по игре; отношение к партнерам по команде; отношение к собственным ошибкам; дисциплинированность, требовательность; отношение к победе, поражению.
Преимущество игр-тестов в данном случае состоит в том, что свойства личности, а также индивидуальные особенности детей и взрослых в играх проявляются особенно ярко и естественно. Наблюдается «раскрепощение» сдерживающих центров, более естественно проявляются психические усилия. В игре человек доступнее для наблюдения: тренеру легче проследить за проявлением способностей учеников к будущей спортивной специализации.
|
|
С этой целью подбираются игры-тесты, в которых интересующая тренера способность проявлялась бы в возможно более полной мере. Как правило, это 4-6 игр с разной двигательной характеристикой, в которых предъявляются различные требования к проявлению нужных качеств.
Применяются игры-тесты для определения показателей внимания (объема, интенсивности, переключения), координационных способностей, эмоциональных реакций и др. В играх наиболее ярко проявляются подвижность и уравновешенность нервных процессов, а в ряде видов спорта (стрельба, современное пятиборье, конный спорт и др.) результат зависит, прежде всего, от умения управлять своими эмоциями. Наблюдая за поведением новичков в игре, тренер может получить представление об их эмоциональных реакциях. По всей вероятности, предпочтение будет отдано терпеливым, сдержанным новичкам с устойчивой психикой.
В качестве тестов следует подбирать такие игры, в результате проведения которых можно получить представление о двигательных качествах, труднее поддающихся воспитанию. Контрольные упражнения не должны быть слишком сложны.
Сказанное выше относится к первому, предварительному, этапу отбора.
Второй этап отбора – это более глубокая проверка способности занимающихся в процессе первоначального обучения. Здесь игры уже не направлены на то, чтобы отсеять неспособных учеников. Например, помощью игр тренер сможет выявить индивидуальность занимающихся, их психические возможности, способности и склонности к отдельным упражнениям и др.
|
|
Подвижные игры и эстафеты в виде контрольных тестов применимы и в процессе спортивного совершенствования. Они служат своеобразными прикидками, позволяющими судить о степени развития определенных качеств, формировании нужных навыков и применении их в специфических условиях игры. В этом случае игра выступает как средство срочной информации и тем самым облегчает работу тренера.
Подвижные игры и эстафеты в виде контрольных тестов применимы и в процессе спортивного совершенствования, позволяют судить о степени развития определенных качеств, формировании нужных навыков и применении их в специфических условиях игры. В этом случае игра выступает как средство срочной информации и тем самым облегчает работу тренера.
Задания и вопросы для самоподготовки
Контрольные вопросы:
1 Раскройте значение подвижных игр в учебно-тренировочных занятиях избранным видом спорта (ИВС).
2 Охарактеризуйте подвижные игры, которые применяются в процессе общей и специальной физической подготовки. Приведите примеры игр.
3 Охарактеризуйте подвижные игры, которые применяются в процессе технической подготовки в ИВС. Приведите примеры игр.
4 Охарактеризуйте подвижные игры, которые применяются в процессе тактической подготовки в ИВС. Приведите примеры игр.
5 Раскройте особенности подбора и методики проведения подвижной игры в избранном виде спорта.
6 Раскройте особенности методики организации и проведения подвижных игр для развития творческих способностей, креативности спортсменов.
7 Раскройте значение подвижных игр в спортивном отборе. Приведите примеры игр, которые можно применять в спортивном отборе в вашем виде спорта.
Практическое задание. Составьте семь карточек подвижных игр для использования в учебно-тренировочном занятии избранным видом спорта, в спортивном отборе, для развития творческих способностей; расписать игры по компонентам и с обязательной схемой игры (расположение игроков, руководителя, инвентаря в начале игры). Укажите при этом вид (виды) спорта.