Подвижные игры в спортивном отборе

Спортивный отбор – это комплекс мероприятий, позволяющий определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

На первом этапе отбора в спортивные секции могут быть исполь­зованы специальные комплексы контрольных испытаний и подвиж­ных игр. Они направлены не столько на то, чтобы выявить, что умеет делать новичок, сколько на то, чтобы определить – на что он способен в перспективе: проявление инициативы и настойчивости; отношение к соперникам по игре; отношение к партнерам по команде; отношение к собственным ошибкам; дисциплинированность, требовательность; отношение к победе, поражению.

Преимущество игр-тестов в данном случае состоит в том, что свойства личности, а также индивидуальные особенности де­тей и взрослых в играх проявляются особенно ярко и естественно. Наблюдается «раскрепощение» сдерживающих центров, более естест­венно проявляются психические усилия. В игре человек доступнее для наблюдения: тренеру легче проследить за проявлением способ­ностей учеников к будущей спортивной специализации.

С этой целью подбираются игры-тесты, в которых интересующая тренера способность проявлялась бы в возможно более полной мере. Как правило, это 4-6 игр с разной двигательной харак­теристикой, в которых предъявляются различные требования к про­явлению нужных качеств.

Применяются игры-тесты для определения показателей внимания (объема, интенсивности, переключения), координационных способ­ностей, эмоциональных реакций и др. В играх наиболее ярко прояв­ляются подвижность и уравновешенность нервных процессов, а в ряде видов спорта (стрельба, современное пятиборье, конный спорт и др.) результат зависит, прежде всего, от умения управлять своими эмоция­ми. Наблюдая за поведением новичков в игре, тренер может получить представление об их эмоциональных реакциях. По всей вероятности, предпочтение будет отдано терпеливым, сдержанным новичкам с устойчивой психикой.

В качестве тестов следует подбирать такие игры, в результате проведения которых можно получить представление о двигательных качествах, труднее поддающихся воспитанию. Контрольные упражнения не должны быть слишком сложны.

Сказанное выше относится к первому, предварительному, этапу отбора.

Второй этап отбора – это более глубокая проверка способнос­ти занимающихся в процессе первоначального обучения. Здесь игры уже не направлены на то, чтобы отсеять неспособных учеников. Например, помощью игр тренер сможет выявить индивидуальность занимаю­щихся, их психические возможности, способности и склонности к от­дельным упражнениям и др.

Подвижные игры и эстафеты в виде контрольных тестов примени­мы и в процессе спортивного совершенствования. Они служат своеоб­разными прикидками, позволяющими судить о степени развития опре­деленных качеств, формировании нужных навыков и применении их в специфических условиях игры. В этом случае игра выступает как средство срочной информации и тем самым облегчает работу тренера.

Подвижные игры и эстафеты в виде контрольных тестов примени­мы и в процессе спортивного совершенствования, позволяют судить о степени развития опре­деленных качеств, формировании нужных навыков и применении их в специфических условиях игры. В этом случае игра выступает как средство срочной информации и тем самым облегчает работу тренера.

Задания и вопросы для самоподготовки

 

Контрольные вопросы:

1 Раскройте значение подвижных игр в учебно-тренировочных занятиях избранным видом спорта (ИВС).

2 Охарактеризуйте подвижные игры, которые применяются в процессе общей и специальной физической подготовки. Приведите примеры игр.

3 Охарактеризуйте подвижные игры, которые применяются в процессе технической подготовки в ИВС. Приведите примеры игр.

4 Охарактеризуйте подвижные игры, которые применяются в процессе тактической подготовки в ИВС. Приведите примеры игр.

5 Раскройте особенности подбора и методики проведения подвижной игры в избранном виде спорта.

6 Раскройте особенности методики организации и проведения подвижных игр для развития творческих способностей, креативности спортсменов.

7 Раскройте значение подвижных игр в спортивном отборе. Приведите примеры игр, которые можно применять в спортивном отборе в вашем виде спорта.

Практическое задание. Составьте семь карточек подвижных игр для использования в учебно-тренировочном занятии избранным видом спорта, в спортивном отборе, для развития творческих способностей; расписать игры по компонентам и с обязательной схемой игры (расположение игроков, руководителя, инвентаря в начале игры). Укажите при этом вид (виды) спорта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: