И особенности методики их проведения

При помощи подвижных игр формируется коллектив, укрепляется дружба занимающихся, которые лучше узнают друг друга, проверяют в игре свои способности и возможности. Естественно, что двигательное содержание игр позволяет целенаправленно осуществлять и разностороннюю физическую, техническую, тактическую, волевую, психологическую подготовку юных спортсменов.

Подвижные игры в силу присущей им способности воздействовать на эмоции занимающихся, помогают в ряде видов спорта (гимнастика, плавание, единоборства) преодолеть чувство боязни, выполнять разученные элементы с большей смелостью и желанием. Этому способствует коллективный характер игр, чувство соперничества и желание не подвести коллектив.

Навыки, приобретённые подвижных играх, являются не только чисто спортивными, но имеют и прикладное значение. В играх создаются наиболее благоприятные условия для воспитания умения применять приобретенные навыки и знания в измененной, непривычной обстановке.

Следует учитывать, чем младше возраст занимающихся, тем больше времени отводится играм в занятиях. Подвижные игры должны быть сходны с теми упражнениями, которые лежат в основе изучаемого вида спорта.

Игры можно использовать в любых условиях и на любых этапах подготовки. Но, подбирая игру, следует учитывать возраст, физическую подготовленность и условия проведения игры. Игры на начальном этапе обучения должны развивать быстроту, выносливость, ловкость. Игры являются неотъемлемым средством в процессе отбора к занятиям ИВС.

Многолетняя тренировка юных спортсменов в настоящее время начинается с 7-8-и лет и заканчивается в 17-18 лет. За это время в развитии организма детей и юношей происходят огромные изменения, и поэтому в обучении нельзя не учитывать возрастные особенности созревания.

Рассмотрим некоторые методические особенности использования игр в зависимости от вида спорта.

Гимнастика, акробатика. Научиться управлять своим телом, в совершенстве овладеть техникой сложных движений – основная задача спортивной гимнастики. Подвижные игры являются сопутствующим средством для решения этой задачи.

Двигательное содержание игр: ходьба, прыжки, лазание, темповые подскоки, вращение, кувырки, перевороты, перекаты, шпагаты, мосты. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, позволяют преодолеть чувство неуверенности в себе.

Препятствия в этих играх сравнительно простые, а в правилах игры слабо просматриваются элементы гимнастической техники. Особенно полезны игры для закрепления и совершенствования элементов техники, развития координационных способностей, быстроты реакции, ориентировании в пространстве, силовых способностей, скорости бега, прыгучести.

Закрепление акробатических (гимнастических) элементов в игровой форме так же имеет важное значение, если применять их в определенной системе, согласуя с характером тренировки и настроенностью группы. При организации подобных игр следует шире использовать мягкую дорожку, мостики, коврики, маты. А так же важно хорошо разогреть организм (мышцы, суставы) перед выполнением этих элементов.

В занятиях гимнастикой применяются игры с гимнастическими снарядами. Конструктивные особенности основных гимнастических снарядов (коня, брусьев, перекладины, бревна и других) позволяют выполнить все основные способы перемещений тела в висе и упоре. Игры с использованием одного или нескольких снарядов (большинство из которых носит характер эстафет) решают самые разнообразные задачи. При описании игр с использованием гимнастических снарядов учитывается как развитие физических качеств, необходимых гимнасту, так и непосредственное закрепление навыков, связанных с упражнениями на данном снаряде. Например, игры с использованием коня или козла укрепляют суставы и мышцы рук, спины и плечевого пояса, содействуют развитию ловкости и подвижности, а так же развивают «чувство снаряда».

Разнообразные переносные снаряды, включая набивные мячи, скакалки, гимнастические палки, обручи и др., широко используются для общей и специальной подготовки. Например, держание предмета, его вращение или катание различными способами развивает гибкость руки, особенно кисти.

Пролезание в малый обруч на четвереньках – полезное упражнение для формирования осанки. Игры с ведением теннисного мяча ударами о землю требуют повышенного внимания и содействуют развитию точных движений. Большое значение имеют игры и эстафеты со скакалкой. Они требуют согласованного движения отдельных частей тела, развивают ловкость и быстроту.

Все проводимые игры на занятиях гимнастикой эмоциональны, охотно принимаются занимающимися и, как правило, не требуют специальных условий.

Примеры игр: «Построить мост», «Эстафета с прыжками и препятствиями», «Оседлай коня», «Со скакалкой парами», «Мост и кошка», «Пролезь в обруч», «Обруч соседу» и т. д.

Легкая атлетика. В этом виде спорта используются подвижные игры на быстроту, силу, ловкость, а также с элементами, близкими по структуре основного движения: бег, прыжки, броски и метания. Игры на местности позволяют лучше освоить технику бега с преодолением препятствий, научиться рассчитывать время прохождения беговых отрезков.

Поскольку легкая атлетика преимущественно индивидуальный вид спорта, нельзя пренебрегать командными подвижными играми, которые содействуют воспитанию сплоченности, чувства командного духа, волю к победе.

Двигательное содержание игр: бег (на скорость, на выносливость, по прямой, по кругу, с преодолением препятствий); прыжки; метания на дальность и в цель из разных положений; бег из разных стартовых положений, бег с преследованием, с сопротивлением, с утяжелителями; прыжки через скакалку, резинку.

При подборе и проведении игр нельзя забывать о свойстве переноса навыков, широко использовать в занятиях по легкой атлетике игры из других разделов подвижных игр. Игры необходимо использовать по принципу «опережающего воздействия». Включать перед УТЗ, где предусматривается ознакомление с новым двигательным действием, игры, родственные по структуре и характеру изучаемого упражнения, это улучшает обучение легкоатлетическим упражнениям. Игры на занятиях необходимо использовать локально, в сочетании с легкоатлетическими упражнениями, в любой части УТЗ.

Примеры игр: «Сколько прошло времени», «Рывок за мячом», «Скокбол», «Круговая эстафета», «Вперед, назад», «Змейка», «Сумей догнать», «В горизонтальную мишень» и др.

Лыжный спорт. Подвижные игры проводятся в условиях летней площадки, зала, зимой – в лесопарковой зоне. Игры совершенствуют способы передвижения на лыжах, позволяют овладеть способностью решать двигательные задачи с учетом условий местности и скольжения. Игры могут проводиться летом – на роликах, лыжероллерах, зимой – на лыжах и простых коньках.

Игры должны быть направлены на развитие скоростно-силовых качеств, выносливости, быстроты, координационных способностей. В воспитательном плане игры должны быть направлены на воспитание смелости, воли к победе, уверенности в своих силах.

Желательно только, чтобы отбираемые подвижные игры были сходны с теми упражнениями, которые лежат в основе изучаемого виды спорта: бег, бег на лыжах, спуски и подъемы в игровой соревновательной форме, игры на умение держать равновесие, для ориентирования на местности и в пространстве, игры с прыжками, игры-догонялки (игровые гонки); скольжения и накаты. В игры обязательно включать все виды лыжных ходов, при этом первое время обращать внимание на правильность их исполнения, а затем уже и на быстроту, чтобы избежать закрепления отрицательного двигательного навыка.

Примеры игр: «Спуск по склону», «Встречная эстафета на лыжах», «Эстафета по кругу», «Лыжники, на места!», «Штурм вершины», «Не задень ворота», «Охота на лис».

Конькобежный спорт, фигурное катание. Подвижные игры на льду позволяют решать задачи, совершенствующие технику передвижения, развивают физические качества.

Наиболее благоприятным для освоения техники и заучивания определенного рисунка движений является период до полового созревания, поэтому одним из важнейших моментов в начальный период занятий конькобежным спортом, помимо общей физической закалки, является обучение скоростному бегу на коньках, усвоение юными спортсменами правильных двигательных навыков конькобежца. Это можно осуществить как раз с помощью подвижных игр на быстроту, на коньках и без.

По мнению рядя специалистов в данном виде спорта, подвижные игры в тренировке начинающих конькобежцев должны занимать не более 50 % общего времени, отводимого на занятия, другие же говорят о положительном эффекте занятий, в которых до 80 % времени учебно-тренировочный материал преподносится в игровой форме.

В игах следует обращать внимание на максимальное увеличение темпа движений, на оптимальную их амплитуду и максимальное расслабление не участвующих в работе групп мышц. К эффективным средствам воспитания быстроты на этапе начальной спортивной подготовки можно отнести также подвижные игры по упрощенным правилам, развивающие способность к выполнению быстрых движений, прыжки. Эти игры следует включать в первую часть занятия, когда конькобежец еще не утомлен.

Обязательно используются игры на развитие общей выносливости. Они должны быть длительностью 10-20 минут, с обязательными перерывами, однако интенсивность этих игр может быть средняя.

Особое место занимают игры на развитие гибкости и координационных способностей. Для конькобежца наибольшее значение имеет уровень развития подвижности в голеностопных (тыльное и подошвенное сгибание стопы), коленных (сгибание и разгибание голени) и тазобедренных суставах (сгибание и разгибание, отведение и приведение). Дозировка в играх для развития гибкости у детей должна быть небольшой, а интервалы отдыха между играми короче, чем при развитии выносливости, быстроты.

В играх могут встречаться короткие перебежки с внезапными изменениями направления и задержками движения; различные метания на дальность и в цель; преодоление препятствий прыжком, сопротивлением силой; действия, требующие умения применять разнообразные движения, приобретенные в процессе специальной физической подготовки, и др. Все эти действия выполняются в самых различных комбинациях и сочетаниях.

Большое внимание уделяется играм на координацию, на удержание равновесия, на ориентирование в пространстве.

Часто используются игры: со стартовыми ускорениями с развернутыми ступнями, бег с имитацией в оптимальном темпе с различными заданиями, с «гусиным шагом», «пригибным шагом», вбегание на горку, сбегание с горки, игры для преодоления тягового усилия, игры для воспитания умения контролировать скорость на дистанции, для совершенствования скольжения на наружном ребре конька. Бег спиной вперед, с перепрыгиванием и подбиранием предметов, бег в парах и группах.

С осторожностью на первых этапах следует применять игры с прыжками на одну ногу, связанными с потерей равновесия. Когда стопа, голеностоп и голень у юного спортсмена окрепнут, такие игры даже следует применять. Фигуристы выполняют много прыжков, приземлений, отталкиваний, поэтому обязательно следует включать игры на развитие скоростно-силовых качеств.

Большую роль также играют игры, воспитывающие смелость, волю к победе, дисциплинированность, чувство коллективизма, командного духа. Для фигуристов рекомендуется использовать игры, воспитывающие в детях чувство ритма, такта, умение красиво, плавно выполнять движения.

Примеры игр: «Змейка», «Чешские салочки», «Парные забеги», «Аисты», «Море волнуется», «Ледяные фигуры», «Круговая эстафета», «С кочки на кочку», «Колесо».

Плавание. Игры проводятся в зале и на воде – игры и эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, которые позволяют освоить водную среду и направлены на совершенствование техники способов плавания, развитие скоростно-силовых качеств, специальной ловкости, прикладных способов ныряний, транспортировки.

Для общефизической подготовки пловца используются разнообразные игры и эстафеты с элементами бега, прыжков и метаний, а также игры для овладения техникой ведения, передач, бросков, приёма и ловли мяча, что особенно важно ватерполистам.

Особое место в начальной подготовке пловца, а также на последующих этапах занимают игры, проводимые в воде. Одни из них – для новичков, осваивающих водную среду, - проводятся в неглубоком месте и содержат простые задания. Другие применяются в занятиях со спортсменами, совершенствующимися в плавании, и направлены на закрепление скоростно-силовых качеств, воспитание специальной техники спортивных и прикладных способов ныряния, транспортировки на воде и пр.

Игры организуются также в паузах во время тренировок с большим объёмом нагрузки в воде, а также в конце тренировок для эмоциональной разрядки и активного отдыха

Очевидна необходимость обеспечения мер безопасности, особенно при проведении игр в естественных водоёмах.

В содержание игр для новичков входят упражнения, позволяющие освоиться с водой, преодолеть водобоязнь: погружение в воду с передвижением по дну; всплывание и лежание на воде; выдох в воду, открывание глаз в воде; скольжение по воде, впрыгивание в воду и ныряние.

В содержание игр и эстафет, проводимых на глубине по грудь и более, включается проплывание отрезков: помощью ног без помощи рук; с помощью рук без помощи ног; наименьшем количеством гребков; с доской в руках и доской зажатой между ногами; со спортивными и прикладными способами ныряния, транспортировкой; с мячом (для мальчиков, юношей как подготовительные к освоению игры в водное поло); игры с элементами фигурного плавания с ластами и без ласт (для девочек и девушек).

Примеры игр: «Ныряющий круг», «Слалом под водой», «Всадники на воде», «Транспортировка», «Регби на воде», «Невод», «Переправа», «Водолазы».

Спортивные игры. Игры на начальном этапе обучения должны развивать быстроту, выносливость, ловкость, координацию, точность, глазомер.

Нельзя пренебрегать командными подвижными играми, которые содействуют воспитанию сплоченности, чувства командного духа, воли к победе. Следует применять подвижные игры с инвентарем: мячам разного размера и веса, для данного вида спорта, с несколькими мячами; с клюшками, ракетками, битами и т. п.

Целесообразно использовать игры для совершенствования и закрепление техники ведения, передач, ловли, бросков, остановок, для обучения групповым взаимодействиям.

Помимо специальных задач тренировочного процесса подвижные игры решают оздоровительные задачи, оказывая общее благоприятное влияние на рост юных спортсменов, на формирование правильной осанки, на развитие крупных мышц тела, на развитие сердечно-сосудистой системы. Развиваются необходимые физические качества. Овладевая техникой ИВС, юные спортсмены в сложных играх совершенствуют координацию движений, усиливают контроль за эмоциями, что способствует воспитанию выдержки, дисциплинированности в действиях, тактичности по отношению к партнерам по игре.

Больше значение в игровых видах спорта имеют игры, где решаются такие задачи как – воспитание смелости, воли к победе, уважение к правилам и сопернику, командного духа, выдержки, взаимопомощи. А так же игры, где совершенствуется тактическое мышление, память, внимание.

Волейбол. Специально могут быть подобраны игры для освоения перемещений и передач мяча, а также для ориентации на зрительный сигнал, что в волейболе очень важно. Особенно большое значение имеют передачи мяча. Это один из основных технических приемов при организации игры в нападении. Техника передачи двумя руками сверху (и другими способами) хорошо закрепляется в таких играх, как «Мяч среднему», «Передал – садись!» (с изменением расстояния), «Не давай мяч водящему» (при противодействии соперника), «Бросай – беги» (с последующим перемещением). Естественно, что вместо бросков и ловли мяча применяется волейбольная передача.

Игры с перемещениями игроков и передачами, приемами мяча – «Чай, чай, выручай!», «Салки с перемещениями», «Зоркий глаз», «Вперед-назад», «Мяч в воздухе», «Передачи по вызову», «играй, играй, мяч не теряй!». Для совершенствования техники подачи и нападающего удара – «По наземной мишени», «Метко в цель», «Квадраты». Для совершенствования блока – «Мяч на закрытой сетке», «Прыгни – поймай!», «Кто выше прыгнет».

Баскетбол. Перемещения по площадке помогают баскетболисту быстро занять удобную позицию, оторваться от соперника или, наоборот, преследовать его. Умение перемещаться – хорошая основа для уверенных действий с мячом. А важнейший компонент этих действий – передача и ловля мяча, с чего и начинается обучение баскетболу. В подвижных играх выполнение этих элементов нередко сочетается с перемещениями, то есть с бегом, прыжками, остановками и поворотами. Игры с перемещениями, передачами, ловлей и ведением мяча – «Салки спиной к щиту», «Вызов номеров с передачей и ловлей», «Передал-садись!», «Мяч в центр», «25 передач», «Бросай – беги!», «Не давай мяч водящему». Для совершенствования техники ведения и бросков мяча – «Эстафета с ведением и броском в корзину», «1, 2, 3 – Беги!», «Точные броски», «Вызов номеров с ведением и броском».

Гандбол. Отличительная особенность этой игры – высокая скорость передвижений игрока, быстрые и внезапные действия с мячом, взаимодействие с партнерами по команде, своевременная реакция на быстро меняющиеся игровые ситуации, ведение спортивного единоборства (соприкосновение с соперником), борющимся за мяч). Все это на начальном этапе достигается посредством спроектированной подвижной игры.

При этом учитывается весь необходимый круг вопросов – усвоение теоретических сведений (правила ручного мяча, основы тактики и др.), важнейших технических приемов (перемещение, передачи мяча, ловля, броски и т. д.), воспитание основных физических качеств, а также развитие творческих способностей. Наиболее характерный момент предлагаемых подвижных игр – это борьба участников за победу, а уже само стремление к победе вызывает необходимость совершенствования и в технике и в тактике.

Игры для обучения и совершенствования перемещении – «Быстрые перебежки», «Пограничники и парашютисты», «Между двух огней», «Пятнашки в тройках». Игры для обучения и совершенствования передачи и ловли мяча – «Салки с мячом», «Бросай, беги!», «Охраняй капитана», «Поток передач», «Борьба за мяч» («10 передач»), «Встречные передача», «Мяч среднему», «Мяч среднему со меной мест». Игры для обучения и совершенствования ведения мяча – «Ведение мяча со слаломов», «Эстафета встречная с ведением», «Веди и выбей!». Игры для обучения и совершенствования бросков мяча – «Эстафета с броском», «Попади в ворота», «По настенной мишени», «Охотники и утки», «Дуэлянты», «Между двух огней», «Перестрелка». Для вратарей – «Защити товарища», «Коридор», «Пропусти мяч».

Хоккей. Применяются игры, используемые для фигуристов и конькобежцев – для закрепления навыка перемещения на коньках. Для общей физической подготовки – игры на выносливость, быстроты, координационные способности и ловкость.

Особое место в физической подготовке юных хоккеистов занимают подвижные игры, которые способствуют воспитанию и развитию не только различных качеств личности, но и норм поведения, ответственности перед коллективом, чувства дружбы, товарищества, справедливости и т. д. В подвижных играх (эстафетах) сочетаются разнообразные виды бега, прыжков, метания, передач, пасов, остановок и других движений, в большинстве случаев требующих коллективных действий. При этом в физической подготовке (на земле и на льду) желательно отдавать предпочтение играм (эстафетам), в которых побуждающим мотивом к игровой деятельности является соревнование между отдельными участниками и командами.

Игры и эстафеты проводятся как с предметами, так и без. Например, эстафеты с мячами (теннисными, набивными, баскетбольными и т. д.), с гимнастическими палками, с обручами, с клюшками. Местом проведения может быть спортзал, бассейн, каток, игровая площадка.

Применяются мячи разного размера и веса. Упражнения с малыми мячами выполняются преимущественно пальцами, кистью и предплечьем. Посредством этих упражнений развивается умение производить тонкие и точные мышечные усилия. Для упражнений со средними и большими мячами характерны более широкие движения, выполняемые с большой амплитудой. Кроме того, ловить средний или большой мяч одной рукой сложнее, чем малый. Упражнения с набивными мячами вследствие их значительного веса оказывают интенсивное воздействие на развитие силы мышц рук и туловища.

Тренировка у юных хоккеистов, правильная дозировка игр, эстафет и упражнений, их совершенствование и обновление играют очень большое значение в единой системе тренировок в хоккее с шайбой в возрастной категории 7-16 лет.

Игры: «Баба-Яга», «Паровозик», «Танцующие шайбы», «Полицейский и воришки», «Движущиеся ворота», «Нападают пятерки». Любые другие игры из игровых видов спорта, поскольку они имеют сходные компоненты технической и тактической подготовки.

Футбол. Подбираемые к тренировкам подвижные игры должны помогать овладению или закреплению необходимых знаний, умений и навыков футбола. Играя в грамотно и планомерно подобранные тренером специализированные или вспомогательные подвижные игры, юные футболисты овладевают умениями быстрее и лучше мыслить, анализировать складывающуюся обстановку, укрепляют свое здоровье и совершенствуют функциональные возможности организма.

Польза подвижных игр в футболе и в том, что они дают возможность лучше узнать друг друга, научиться проявлять терпение и взаимовыручку, правильно относиться к победам и поражениям.

В общей и специальной физической подготовке игры направлены на развитие общей и специальной выносливости, на координацию и ловкость, на скоростно-силовые способности, на быстроту перемещений. Обязательно уделяется внимание играм на развитие анализаторов, психических процессов (мышление, память, внимание). Игры используются для совершенствования технических приемов – ведения, передач, остановок, обводок, ловли, но в том случае, если у игрока сформирована правильная техника, навык закреплен. При закреплении тактических навыков и взаимодействий используются игры, где особое внимание уделяется тому, чтобы игрок выбирал правильное место на площадке, удачный момент для действий, правильной способ передачи, передачу тому или иному партнеру, в нужное место площадки и т. п.

Примеры игр: «Рывок за мячом», «Гонка с выбыванием», «Живые ворота», «День и ночь», «Мяч капитану», «Салки с ножным мячом», «Точно в цель», «Перебежка с выручкой».

В таких спортивных играх как теннис, бадминтон, пляжный волейбол, пляжный футбол, хоккей на траве, мини-футбол, регби используются подвижные игры из схожих видов спорта, с некоторыми изменениям, вариантами, творческими элементами.

Единоборства (бокс, борьба, тхэквондо, карате, кикбоксинг). Используются парные игры типа поединков, с элементами силовой борьбы, на развитие гибкости позвоночника, подвижности суставов, силовых способностей и ловкости.

В подготовке спортсмена, занимающегося единоборствами, большое место должны занимать такие подвижные игры, где совершенствуется умение видеть по ходу соревнования важные моменты борьбы, предвидеть и разгадывать тактические замыслы противника. У спортсмена постоянно, на каждой тренировке необходимо развивать быстроту реакции и движений. Тактические действия спортсменов-единоборцев выполняются в непрерывно меняющейся обстановке, поэтому успешность ориентировки спортсмена во многом определяется объемом поля зрения и точностью глазомера. Спортсмен должен не только видеть ринг (татами), противника, но и уметь точно воспринимать расстояние до них. Большую часть в подготовке боксера занимают игры на развитие тактического мышления, и особенно мышления в постоянно меняющейся ситуации. Гибкость, широта, глубина мышления качества, которые на каждой тренировке сопровождают непрерывно движущегося спортсмена на ринге (татами) – все это можно развивать средствами подвижных игр.

Коллективные подвижные игры строятся на различных взаимодействиях и взаимоотношениях играющих. Каждому играющему, а это очень важно в единоборствах, предоставляется большой творческий простор в выборе способов и технических приемов для достижения поставленной в игре цели. Играющие применяют разнообразные способы и приемы действий, направляемые на преодоление препятствий, трудностей в игре, пробуют силы в острой борьбе и состязаниях, получают радость от честно завоеванной победы.

У многих подростков круг подвижных игр становится уже, но зато более определенным. Целенаправленность таких игр начинает полностью подчиняться методике изучения технических приемов боксера. В подобных играх подростки объединяют сознание единой цели – борьбы за победу своей команды. Борьба с противником требует умелого сочетания единоборства, своевременной взаимоподдержки и взаимопомощи. Усложненная организация действий защиты и нападения заставляет участников критически подходит к оценке мастерства отдельных игроков в своей команде. Игры важно подбирать таким образом, чтобы они были приближены и подчинены приемам и способам техники вида единоборства.

Работая с юными спортсменами, тренеры должны стремиться научить их рационально выполнять ряд движений, предшествующих тому или иному техническому приему. Особое внимание при составлении подвижных игр следует уделять умению свободно передвигаться по рингу (татами), выполнять захваты и освобождаться от захватов- соперника, преследовать соперника и т. д.

В подвижных играх развиваются не только физические качества юных спортсменов, но и их мыслительные способности, умение принимать быстрые и точные решения. Занимающиеся совершенствуют свои двигательные способности, становятся более ловкими, цепкими.

Подвижные игры, рекомендуемые для применения в тренировках юных дзюдоистов, можно разделить на три группы.

В первую группу входят координационные игры, которые направлены прежде всего на расширение специального двигательного опыта. Они способствуют улучшению тактического мышления, умению ориентироваться в сложных ситуациях и находить из них нетрадиционные выходы, поддерживать у начинающих спортсменов дух единоборства, воспитывать чувство готовности к борьбе. Координационные игры содержат пять подгрупп игр.

1 Игры в касание в свою очередь делятся на игры первого порядка (партнеры получают одни и те же задания), второго порядка (партнеры получают разные задания) и третьего порядка (одновременное касание разных мест как при захватах). Игры в касание неисчерпаемы.

2 Игры с атакующими захватами направлены на формирование умения осуществлять захват и удерживать его, преодолевая сопротивление и уходы соперника, а также способности тонко чувствовать структуру и технику передвижений при захвате. Они проводятся на ограниченной площади ринга (татами) в течение 10, 15 или 20 с в зависимости от уровня физической и технической подготовленности. В процессе совершенствования эти игры рекомендуется применять в комплексе с играми на срыв захватов.

3 Игры на срыв захватов проводят такой же длительности, как и предыдущие. Основная их задача – научить спортсменов освобождаться от невыгодного захвата при различных вариантах передвижения. Возможны различные варианты их применения.

4 Игры в дебюты способствуют формированию атакующего стиля дзюдоиста, умения атаковать из любого положения. Перед партнерами ставится двигательная задача (например, взять указанный захват, вывести из равновесия и т. д.) и определяется исходное положение (например, спиной к спине, один на коленях, другой в стойке и т. п.). Выигрывает тот, кто успешнее решает двигательную задачу.

5 Игры на теснение проводятся на ограниченной площади ринга (татами) за ограниченное время. Основная задача – путем передвижений добиться выхода защищающегося за ограниченную площадь. Эти игры позволяют развивать у детей необходимые для единоборца психические качества, обучать элементам техники ведения схватки до того, как усвоена техника. В процессе обучения действиям можно варьировать нагрузку путем: а) изменения особенностей проведения технических действий; б) изменения длительности выполнения решаемых задач; в) изменения площади возможных перемещений.

Во вторую группу входят кондиционные игры, направленные на повышение уровня физической подготовленности дзюдоистов («Регби на коленях», «Тяни в круг», «Футбол с набивным мячом», «Передай мяч», «Перетягивание в парах», «Салки на ринге (татами)», «Борьба в квадратах», эстафеты).

В третью группу входят сопряженные игры. С их помощью повышаются координационные возможности, функциональные показатели занимающихся. К сопряженным играм относятся единоборства либо их элементы («Гладиаторы», «Похитить чучело», «Не сойди с ковра», «Увернись от мяча», «60 ударов в минуту», «Борьба за пояса», «Поймай перчатку»).

 

 

Особенности методики организации и проведения
подвижных игр для развития творческих способностей
спортсменов

 

Творчеством в обыденном словоупотреблении называют деятельность, порождающую нечто новое, то есть что-то такое, чего никогда прежде не было. Словари по философии и психологии указывают, что творчество направлено на создание новых ценностей, как материальных, так и духовных. Творчество ассоциируется с новизной и актуальностью.

Наиболее близким к понятию творческие способности является понятие «креативность», обозначающие способности индивида творчески осмысливать события жизни и собственный опыт, творчески использовать и преобразовывать известное, созидать новое.

Творчество – это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру.

Наряду с тем, что подвижные игры позволяют решить развивающие, воспитательные, образовательные задачи в спортивной тренировке, с помощью них можно развивать творческий потенциал спортсменов. Подвижные игры творческой направленности находят свое применение практически во всех видах (особенно в единоборства, художественная гимнастика, спортивные игры, фигурное катание, синхронное плавание и т. п.), а также в педагогической и тренерской деятельности.

Спорт – это игра, а игра связана с творчеством. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным.

Подвижные игры занимают основное место в методике развития творческого мышления детей средствами спорта. Прежде всего, это игры, где игрок в рамках правил может самостоятельно выбирать образ действий. При этом правила игр не должны быть стереотипными на протяжении всего периода обучения – педагог совместно с детьми периодически их изменяет. В играх и упражнениях используются подражательные движения. Участники могут сами комбинировать упражнения, придумывать игры, загадки. Для этого упражнения должны быть разучены с инструктором (во избежание ошибок, влекущих нарушения осанки и т. д.). Для преодоления инертности мышления можно использовать выполнение действий в обратном порядке (наоборот, в другую сторону и т. д.).

Для развития креативности у юных спортсменов тренеру (педагогу) необходимо соблюдать некоторые правила:

- учить детей действовать самостоятельно, независимо, не давать прямых инструкций;

- не сдерживать инициативы детей;

- не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

- не спешить с вынесением оценочных суждений.

В качестве подвижных игр, способствующих развитию творчества, креативности используют следующие разновидности игр.

1 Игра-обучение – для достижения игровой цели строится практическая модель поведения, позволяющая использовать рациональные способы достижения цели в различных аспектах спортивной деятельности;

2 Игра-тренинг – направлена на развитие знаний, умений, навыков, необходимых в избранном виде спорта. Позволяет получать новую информацию, обмениваться ею между собой и в дальнейшем применять полученные знания в ходе спортивной борьбы.

3 Игра – исследование. В процессе игры происходит поиск новых знаний и способов практической деятельности для достижения поставленной цели. Приобретенный опыт активизирует деятельность спортсменов в ходе спортивной борьбы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: