Психология следственного эксперимента

Следственный эксперимент — это самостоятельное следственное действие, состоящее в проведении специальных опытов с целью проверки собранных по делу доказательств, получения новых доказательств, проверки и оценки следственных версий о возможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела.

Необходимо отметить, что проведение специальных опытов допустимо только тогда, когда это не нарушает требований законности: нельзя проводить опыты: 1) опасные для людей или имущества; 2) нарушающие общественный порядок; 3) унижающие достоинство личности.

Будучи средством проверки доказательств, следственный эксперимент особенно эффективен при разоблачении симуляции (инсценировки) преступлений. В этих случаях искусственно созданные доказательства факта преступления, которого в действительности не было, либо причастности к преступлению иных лиц, обычно не выдерживают опытной проверки.

Следственный эксперимент может явиться средством получения новых доказательств.

Наконец, он служит и средством проверки тех или иных версий следователя о возможности существования каких-либо фактов, явлений, процессов, например, можно ли разместить товары, которые указаны как украденные, в помещении ларька, может ли человек определенного телосложения пролезть через пролом в стене и т. д.

Известны различные виды:

1. Следственный эксперимент по установлению возможности наблюдения, восприятия какого-либо факта, явления. Целью данного вида следственного действия является проверка версии, могло ли определенное лицо в определенных условиях видеть, слышать или иным образом воспринимать факты, явления, обстоятельства, о которых оно дает положительные (подтверждающие их существование) или отрицательные (отрицающие их наблюдение или восприятие им) показания.

2. Следственный эксперимент по установлению возможности совершения какого-либо действия. С помощью данного следственного действия осуществляется проверка: а) возможности совершения конкретного действия вообще; б) возможности совершения конкретного действия в определенных условиях или конкретной личностью; в) возможности совершения конкретного действия за определенный промежуток времени; г) возможности совершения конкретного действия за определенный промежуток времени конкретным человеком (с учетом индивидуальных физических, психологических особенностей именно этого человека).

3. Следственный эксперимент по установлению механизма события в целом или отдельных его деталей. В данном случае необходимо максимально точно воссоздать условия, при которых происходило расследуемое событие. Нередко для его проведения нужна реконструкция обстановки происшествия. Наиболее часто необходимость таких экспериментов возникает при расследовании транспортных происшествий, а также преступных нарушений правил техники безопасности и охраны труда.

4. Следственный эксперимент по установлению возможности существования какого-либо явления или факта.

5. Следственный эксперимент по установлению механизма образования следов. Он проводится, как показывает практика, в основном для "вычленения" тех или иных объектов или обстоятельств, связанных с механизмом следообразования, которые затем должны быть исследованы соответствующей криминалистической или судебной экспертизой.

6. Следственный эксперимент, направленный на установление наличия или отсутствия у лица определенных профессиональных или преступных навыков. Проведение данного следственного действия требует психологической подготовки обвиняемого, в результате которой он смог бы обрести внутреннюю готовность воспроизвести действия теми же средствами (инструменты, приспо-собления и т. д.), с помощью которых им было совершено преступление, в тех же условиях.

Следственный эксперимент должен отвечать основным требованиям: опытные действия должны проводиться в условиях, максимально приближенных к тем, при которых произошло расследуемое событие, действие; эксперимент должен проводиться в том же месте, где произошло событие, в то же время суток и года; при однородных физических условиях; при тех же погодных и климатических условиях (солнце, мороз, дождь, снег, гололед и т. д.); с использованием первоначальных средств действия (орудий, механизмов, приспособлений, материалов и т. д.). При моделировании действия, события, явления необходимо добиваться вариативности опытов, а также их многократности, если, конечно, позволяют условия.

50. Психологические особенности участников судебного рассмотрения.

Для суда важно не только изучить во всех деталях материалы уголовного дела, но и выдвинуть другие возможные версии, объяснения фактов, которые не были учтены следователем или были просто проигнорированы. Только подвергнув сомнению версию предварительного следствия, испытав ее на прочность и достоверность, суд может установить истину.

Сущность конструктивной деятельности в суде состоит в принятии решений по возникающим спорным вопросам, в вынесении приговора.

Принятием решения о наличии факта-события преступления конструктивная деятельность суда не завершается. Ему надлежит определить меру наказания виновному, а также решить вопросы, связанные с порядком отбывания наказания.

Известно, что осуществление правосудия не ограничивается привлечением к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, и определением им справедливого наказания. Цель правосудия — также исправление и перевоспитание преступников, воспитание граждан в духе соблюдения законов и нравственных норм поведения.

Судья.

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Его действия жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний (политических, материально-экономических, личностных). При равенстве прав всех участников судебного процесса судье принадлежит главная роль, так как он несет основную ответственность за подготовку, организацию, ведение судебного разбирательства как по уголовным, так и по гражданским делам, а также за справедливость и законность выносимого судом решения.

Исследование материалов предварительного следствия и всех относящихся к нему документов. Все познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение юридически значимой информации. В результате у судьи формируется собственная концептуальная модель изучаемого явления, связанная с пониманием позиций конфликтующих сторон в гражданском процессе и сущностью криминогенной ситуации. Следует отметить, что следственное заключение может оказывать сильное внушающее воздействие на оценку данной ситуации судьей. Поэтому так важно, чтобы судья обладал такими личностными качествами, как принципиальность, независимость и самостоятельность.

Тщательный анализ всей доказательственной информации, поступающей в форме показаний от обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, экспертов. При этом судья должен в многообразии противоречивых показаний выделять и оценивать главное — суть событий, отделять факты от эмоциональных реакций, от социального камуфляжа и личностных притязаний участников судебного процесса. Судья должен определить подлинные интересы и стремления людей, их нравственные принципы, знать закономерности их индивидуального и группового поведения.

Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания

Составление и оглашение приговора суда на заключительной стадии судебного процесса. Судья имеет право решающего голоса, и выступает последним. Здесь окончательно оцениваются и обобщаются результаты проверки в суде всех представленных доказательств и должно быть обеспечено принятие обоснованного, законного приговора суда. Зачитывая приговор суда, судья еще раз подчеркивает свою лидирующую функцию представителя государства и закона.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

Воображение судьи должно совмещать в себе репродуктивные и творческие функции, а также функции прогнозирования (антиципации), т.е. способность в конкретных образах предвидеть результаты планируемых судебных заседаний и последствий принимаемых судебных решений, что позволяет избежать в деятельности судьи примитивных и непрофессиональных действий методом «проб и ошибок».

В регуляторной сфере деятельности судьи следует выделить эмоциональную сдержанность, а также такие волевые качества: принципиальность, лидерство, настойчивость, самоконтроль, дисциплинированность.

Прокурор.

Прокурор выступает в судебном процессе в качестве представителя обвиняющей стороны, предъявляя подсудимому обвинение от имени государства и народа.

Участвуя в судебном разбирательстве, прокурор выполняет последовательно следующие функции:

1) изучает материалы и заключение предварительного следствия;

2) участвует в распорядительном заседании суда по решению вопроса о предании подозреваемого суду;

3) участвует в процессе судебного разбирательства, в допросе обвиняемых, потерпевших и свидетелей, экспертов, участвует в дискуссии с представителями защиты;

4) готовит и произносит в суде обвинительную речь. Обвинительная речь прокурора произносится сразу же после окончания судебных прений. Она отражает кульминационный момент психологического конфликта в судебном разбирательстве и имеет огромный социально-психологический эффект, протекая обычно на фоне напряженного ожидания и активного интереса всех присутствующих в зале судебного заседания. Эта речь обычно имеет категорически утвердительный, наступательный характер как протест общества против зла и преступности, как символ неотвратимости наказания за преступления против личности и государства.

К профессионально важным свойствам личности прокурора, играющим существенную роль в успешности его деятельности, следует отнести:

аналитико-синтетические свойства мышления, его теоретичность и логичность;

высокое чувство ответственности, социальную направленность эмоций, честность и мужество;

развитые волевые качества (принципиальность, настойчивость, самоконтроль).

экстравертированность;

способность осуществлять внушающее воздействие; выразительность и моторную сдержанность мимики и пантомимики.

Адвокат является представителем защиты в суде. Его деятельность обусловлена спецификой социально-психологической роли. Адвокат — защитник всех прав и интересов подсудимого. Он призван наиболее квалифицированно реализовать основную задачу правосудия: осуждению и наказанию должны подвергаться только те лица, которые, безусловно, виновны в совершении преступлений, тогда как невиновные лица должны быть освобождены от необоснованных обвинений. Адвокат должен использовать все предусмотренные законом средства защиты, выяснить все те обстоятельства, которые могут служить для оправдания или смягчения вины подсудимого, и оказывает ему необходимую юридическую помощь.

К профессионально важным свойствам личности адвоката, посредством которых он решает свои профессиональные задачи, следует отнести:

1) свойства когнитивных процессов:

мышление (аналитичность, т.е. способность выделять наиболее существенные аспекты предварительного и судебного следствия; критичность; логичность; умение замечать противоречия; стратегичность;

речь: ораторские способности, культура речи, образность, выразительность, дискурсивность;

восприятие и внимание: наблюдательность, распределенность, переключаемость;

память (объем профессионального опыта; оперативность, т.е. способность быстро извлекать необходимые доказательства);

воображение: образность, прогностичность, репродуктивность, творчество;

2) свойства регуляторных процессов: гуманизм, честность, лидерство, настойчивость, стрессоустойчивость, компромиссность, эмпатия;

3) свойства коммуникативных процессов: социальная активность, способность к диалогу, экстравертивность, информативность (объем и скорость переработки информации), вербальная активность, общительность, живость мимики и пантомимики, толерантность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: