Содержание учебной дисциплины. Тема 1.Возникновение самостоятельной экономической науки

Тема 1.Возникновение самостоятельной экономической науки

Экономика как отрасль современного научного знания. Исторический и культурный контекст развития экономической науки, влияние философских и общенаучных тенденций на экономическую теорию. Связь экономической науки с политикой, идеологией, этикой.

Основные этапы развития экономической науки (эволюция предметной области и усложнение структуры знания; изменения в предмете, методологических установках и аналитическом инструментарии; формирование основных институтов экономической науки; кризисы в развитии экономической науки).

Ключевые теоретико-методологические проблемы экономической теории: универсальность и историческая специфика экономических закономерностей; соотношение в экономическом познании микро- и макро- уровней анализа; статического и динамического; индивидуалистического и социального подходов.

Экономика как сфера практического разума, экономическая мысль как часть моральной философии в античности и средневековье. Особенности экономической мысли эпохи меркантилизма.

Тема 2Классический этап развития экономической науки: Политическая экономия.

 

2.1. Очерк развития экономической мысли в период классической политической экономии:

Основные этапы эволюции классической политической экономии (физиократы, А.Смит, Ж.Б.Сэй, Т.Мальтус, Д.Рикардо, Д.С.Милль, поздние классики, неортодоксальные направления, К.Маркс как “классик” и как критик классической школы)

-особенности развития экономической мысли в России до 70-х гг. ХIХ в

2.2. Становление политической экономии как науки:

- философские и общенаучные предпосылки в теориях Ф.Кенэ и А.Смита (идеал естествознания, рационализм, соотношение науки и религии, гармония миропорядка и образ “невидимой руки”)

- картина экономической реальности классической школы (общественный продукт как субстанция, разделение труда, конкуренция, роль государства); двойственная природа понятия “естественной цены”, эгоистическое поведение как предпосылка

- споры внутри экономической науки между рационалистами (Д.Рикардо) и эмпиристами (Т.Мальтус), споры вокруг “закона Сэя” и о природе кризисов как проявление узости предмета науки

- методологические установки Д.С.Милля (абстракция экономического поведения, политэкономия как наука и как искусство).

Первый парадигмальный кризис в экономической науке:»старая» историческая школа

- критика универсализма и гедонизма; проблема разнообразия экономических систем;

- историческая наука как методологический ориентир; импульс для эмпирических исследований.

2.4. Экономическая диалектика Маркса:

- историзм и формационное деление экономики и политэкономии

- влияние философии Гегеля; система категорий и метод восхождения от абстрактного к конкретному; социальное как над индивидуальная реальность (на примере анализа формы стоимости как идеального)

- картина экономической реальности: труд и капитал как развивающиеся субстанции, эксплуатация труда, циклы и кризисы, тенденции развития

- экономическая наука и идеология: идеологические установки Маркса.

Тема 3. Формирование предмета исследования экономической методологии во второй половине XIX века в ходе «дискуссий о методе».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: