ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________ С.А.Рогожин
Рабочая программа дисциплины
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Наименование направления подготовки
Экономика
Направленность (профиль)
«Все профили»
Автор: Илюхин А.А., к.э.н., профессор
Пермякова Н.П., к.э.н., доцент
Одобрена на заседании кафедры | Рекомендована УМК института | |||
Политической экономии | Экономики | |||
(название кафедры) | (название института) | |||
Зав.кафедрой | Председатель | |||
(подпись) | (подпись) | |||
А.И.Татаркин | Т.И. Арбенина | |||
(Фамилия И.О.) | (Фамилия И.О.) | |||
(Дата) | (Дата) | |||
Екатеринбург
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью учебной дисциплины является развитие у магистрантов экономического образа мышления, позволяющего им овладеть современными методами анализа экономического поведения с учетом их эволюции и сравнения различных экономических теорий, и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих уровню магистерской подготовки.
|
|
ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина направлена на формирование компетенций, представленных в таблице 1.
Шифр компетенции | Результаты обучения | Уровень | ||
ОК-1 способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | знать | - основные факты истории экономической науки, с выделением методологического аспекта; | ||
уметь | - понимать движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей; | |||
ОК-2 готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения | знать | - основные факты истории экономической науки, с выделением методологического аспекта; | ||
уметь | - объяснить логику становления и развития основных научных школ; - определить их вклад в процесс эволюции экономической теории, -выделить различия методологических подходов, | |||
ОК-3 готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала | знать | - понимать движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей; | ||
уметь | выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии | |||
ОПК-2 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | знать | движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей; | ||
уметь | выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии | |||
ПК-1 способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлятьпрограмму исследований | знать | - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ | ||
уметь | -выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии | |||
ПК-2 способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования | знать | - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ | ||
уметь | выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии | |||
ПК-3 способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой | знать | - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ | ||
уметь | выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии | |||
ПК-8 способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в областиэкономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне | знать | - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ. | ||
уметь | используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор, аналитический отчет или научный доклад; |
В результате освоения дисциплины магистрант должен:
|
|
Знать:
- основные факты истории экономической науки, с выделением методологического аспекта;
- этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ.
Уметь:
- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей;
- объяснить логику становления и развития основных научных школ;
- определить их вклад в процесс эволюции экономической теории,
-выделить различия методологических подходов,
-проанализировать возможности применения той или иной методологии.
Владеть/быть в состоянии продемонстрировать, что:
- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор, аналитический отчет или научный доклад;
- способен преподавать экономические дисциплины в высших учебных заведениях, используя существующие программы и учебно-методические материалы;
- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Настоящая дисциплина относится к базовой части блока Б1.Б. "Дисциплины (модули)" учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.01 «Экономика» (все профили).
|
|
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История экономических учений», «Микроэкономика (базовый курс)», «Макроэкономика (базовый курс)». Студенты должны владеть знаниями и компетенциями, сформированными в процессе освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Экономика».
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знать:
· закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровне;
· основные понятия, категории и инструменты экономической теории;
· основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
· методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов;
· основы построения, расчета и анализа современной системы микро- и макроэкономических показателей;
· основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.
Уметь:
· анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;
· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;
· рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
· использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
· анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
· осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
|
|
· строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
· прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне;
· представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
· организовать выполнение конкретного порученного этапа работы;
· организовать работу малого коллектива, рабочей группы;
· разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений;
· анализировать и оценивать социальную информацию;
· планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.
Владеть:
· методологией экономического исследования;
· современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
· современной методикой построения эконометрических моделей;
· методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
· современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;
· навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
История и методология экономической науки – важная составная часть экономического образования высшей квалификации. На ее основе формируются различные разделы многих современных экономических дисциплин.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Микроэкономика (продвинутый уровень)», «Макроэкономика (продвинутый уровень)», «Эконометрика (продвинутый уровень)», «Экономика фирмы (продвинутый уровень)», «Методика преподавания экономических дисциплин», «Современные теории фирмы», «Современные проблемы экономической науки».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе:
для студентов очной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 52 часа;
для студентов очно-заочной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 52 часа.
для студентов заочной формы обучения: лекции – 4 часа, практические занятия – 6 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 62 часа.