Место дисциплины в структуре образовательной программы. Фгбоу во «уральский государственный экономический университет»

ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

___________ С.А.Рогожин

 

Рабочая программа дисциплины

 

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ

Наименование направления подготовки

Экономика

 

Направленность (профиль)

«Все профили»

 

Автор: Илюхин А.А., к.э.н., профессор

Пермякова Н.П., к.э.н., доцент

 

 

Одобрена на заседании кафедры   Рекомендована УМК института
Политической экономии   Экономики
(название кафедры)   (название института)
Зав.кафедрой     Председатель  
(подпись)   (подпись)
А.И.Татаркин   Т.И. Арбенина
(Фамилия И.О.)   (Фамилия И.О.)
     
(Дата)   (Дата)
         

 

Екатеринбург

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью учебной дисциплины является развитие у магистрантов экономического образа мышления, позволяющего им овладеть современными методами анализа экономического поведения с учетом их эволюции и сравнения различных экономических теорий, и формирование общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих уровню магистерской подготовки.

ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина направлена на формирование компетенций, представленных в таблице 1.

Шифр компетенции Результаты обучения Уровень  
ОК-1   способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу     знать - основные факты истории экономической науки, с выделением методологического аспекта;      
уметь - понимать движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей;    
ОК-2   готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения   знать - основные факты истории экономической науки, с выделением методологического аспекта;      
уметь - объяснить логику становления и развития основных научных школ; - определить их вклад в процесс эволюции экономической теории, -выделить различия методологических подходов,    
ОК-3   готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала   знать - понимать движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей;        
уметь выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии  
ОПК-2 готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия     знать движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей;      
уметь выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии  
ПК-1   способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлятьпрограмму исследований     знать - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ      
уметь -выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии
ПК-2 способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования     знать - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ  
уметь выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии
ПК-3 способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой   знать - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ  
уметь выделить различия методологических подходов, -проанализировать возможности применения той или иной методологии
ПК-8   способность готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в областиэкономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне   знать - этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ.    
уметь используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор, аналитический отчет или научный доклад;  

В результате освоения дисциплины магистрант должен:

Знать:

- основные факты истории экономической науки, с выделением методологического аспекта;

- этапы развития и исторические корни основных направлений современной экономической мысли, особенности методологии различных экономических школ.

Уметь:

- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса возникновения и эволюции экономических идей;

- объяснить логику становления и развития основных научных школ;

- определить их вклад в процесс эволюции экономической теории,

-выделить различия методологических подходов,

-проанализировать возможности применения той или иной методологии.

Владеть/быть в состоянии продемонстрировать, что:

- способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор, аналитический отчет или научный доклад;

- способен преподавать экономические дисциплины в высших учебных заведениях, используя существующие программы и учебно-методические материалы;

- способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Настоящая дисциплина относится к базовой части блока Б1.Б. "Дисциплины (модули)" учебного плана подготовки магистров по направлению 38.04.01 «Экономика» (все профили).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «История экономических учений», «Микроэкономика (базовый курс)», «Макроэкономика (базовый курс)». Студенты должны владеть знаниями и компетенциями, сформированными в процессе освоения основной образовательной программы бакалавриата по направлению «Экономика».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

Знать:

· закономерности функционирования современной экономики на микро- и макроуровне;

· основные понятия, категории и инструменты экономической теории;

· основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

· методы построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов;

· основы построения, расчета и анализа современной системы микро- и макроэкономических показателей;

· основные особенности российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.

Уметь:

· анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микро- и макроуровне;

· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

· рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

· использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

· анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

· осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

· строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

· прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне;

· представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

· организовать выполнение конкретного порученного этапа работы;

· организовать работу малого коллектива, рабочей группы;

· разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений;

· анализировать и оценивать социальную информацию;

· планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа.

Владеть:

· методологией экономического исследования;

· современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

· современной методикой построения эконометрических моделей;

· методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

· современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;

· навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

История и методология экономической науки – важная составная часть экономического образования высшей квалификации. На ее основе формируются различные разделы многих современных экономических дисциплин.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Микроэкономика (продвинутый уровень)», «Макроэкономика (продвинутый уровень)», «Эконометрика (продвинутый уровень)», «Экономика фирмы (продвинутый уровень)», «Методика преподавания экономических дисциплин», «Современные теории фирмы», «Современные проблемы экономической науки».

 

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетные единицы (72 часа), в том числе:

для студентов очной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 52 часа;

для студентов очно-заочной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 12 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 52 часа.

для студентов заочной формы обучения: лекции – 4 часа, практические занятия – 6 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 62 часа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: