Международное воздушное право

 

1. Понятие, принципы, источники МВП.

2. «Свободы воздуха».

3. Условия выполнения международных полетов.

4. Ответственность в МВП.

 

1. Понятие, принципы, источники МВП.

 

МВП – самостоятельная отрасль МКП. Начало складываться в конце XIX века.

МВП – отрасль МП, представляющая собой систему норм, регулирующих отношения между субъектами МП в связи с использованием воздушного пространства гражданской авиацией.

Изначально оно формировалось как гражданско-авиационное право.

 

Источники МВП:

 

Нет единого кодификационного акта. Часть норм сосредоточена на международных обычаях. Часть – на договорах. Большую роль в их разработке играет специальная организация – ИКАО (международная организация по вопросам гражданской авиации). Она готовит проекты МД.

 

1. Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок от 1929 года. СССР ратифицировал с 1934 года.

2. Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года. Чикаго = Чикагская конвенция. СССР ратифицировал в 1970 года. Более 180 государств-участников.

3. Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности. 1952 года. СССР с 1982 года.

4. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года.

5. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. Заключена в 1999 году и вступила в силу в 2003. Заключена в Монреале. = Монреальская конвенция. Призвана заменить конвенцию от 1929 года. Около 60 государств-участников. Россия не участница.

 

Много двусторонних договоров.

 

Воздушное пространство делится на открытое и суверенное.

 

Суверенное находится над территорией государства (сухопутной, водной, над территориальным морем). Правовой режим суверенного ВП регулируется национальным правом. Воздушный кодекс РФ от 1997 года. 100 -110 км над уровнем моря.

 

Открытое ВП – воздушное пространство, расположенное над частями земной территории, не находящимися под суверенитетом какого-либо государства (над ИЭЗ, открытым морем, международными проливами, над Антарктикой). МВП касается только его использования!

 

Гражданская авиация не определяется в конвенции. Но есть понятие воздушного сообщения. Воздушное сообщение – любое регулярное воздушное сообщение, осуществляемое воздушными судами с целью общественных перевозок пассажиров, почты и грузов.

 

2 признака ГА:

1) касается только регулярных воздушных сообщений.

2) коммерческая цель сообщения. Все перевозки для государственных нужд выпадают!

 

В ВК от 1997 есть понятие ГА. Вся авиация – 3 вида – гражданская, государственная и экспериментальная. Согласно ст. 21 под ГА понимается авиация, используемая с целью обеспечения потребностей граждан и экономики.

 

Принципы

 

1) уважения полного и исключительного суверенитета государства над своим ВП. Предлагалось установить зоны ВП, поэтому данный принцип существовал не всегда. Впервые на исключительный суверенитет государства указала Парижская конвенция о воздушных передвижениях 1919 года. Чикагская конвенция тоже закрепила этот принцип.

 

2) свобода полетов в МВПростр. Никакие государства не могут устанавливать правила передвижения. В таком пространстве действует юрисдикция флага.

 

3) обеспечение безопасности МГА. Государства обязаны:

- принимать меры, обеспечивающие надежность авиационной техники и авиационных служб

- вести борьбу с незаконным вмешательством в деятельность ГА.

 

2. «Свободы воздуха».

 

СВ – это специальные коммерческие права, которые предоставляются авиаперевозчикам на основе межгосударственных соглашений о воздушном сообщении.

 

Чикагская конвенция содержит образец такого соглашения. Должны быть перечислены конкретные свободы воздуха. В образце их 5, на практике – 7.

1) право на транзитный полет без посадки на территории государства, представляющее это право.

2) право транзитного полета с посадкой без коммерческих целей – без высадки пассажиров, выгрузки почты, грузов. Для дозаправки, техосмотра.

3) возможность привозить в иностранное государство пассажиров, почту, грузы, которые были взяты на борт в государстве-регистрации воздушного судна.

4) право увозить из иностранного государства пассажиров, грузы, почту, которые летят в государство регистрации воздушного судна.

5) право высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы, а равно брать их на борт на территории такого государства для перевозки из любых третьих стран или в любые третьи страны.

6) право осуществлять перевозки между третьими странами через территорию государства регистрации судна. При согласовании пятой и шестой СВ, как правило, оговариваются частота движения, типы используемых самолетов, предельное количество пассажиров и тонн грузов, которые могут быть перевезены на данном участке.

7) право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя территорию государства регистрации.

Раньше была 8-я свобода – до Чикагской конвенции – право осуществлять каботажные перевозки. КП – это перевозки, начало и окончание которых полностью находится в пределах иностранного государства. Внутренние рейсы компании осуществлять не должны.

 

3. Условия выполнения международных полетов.

 

Ст. 79 ВК РФ: международный полет воздушного судна – полет воздушного судна в воздушном пространстве более 1 государства.

 

Международные полеты делят на:

1) регулярные

2) нерегулярные

 

ЧК закрепляет условия нерегулярных полетов в ст. 5: воздушные суда, не занятые в регулярных международных воздушных сообщениях, имеют право осуществлять полеты на территорию государства или транзитные беспосадочные полеты через его территорию без необходимости получения предварительного разрешения при условии, что государство пролета вправе требовать совершения им посадки.

Государства могут установить обязанность получения разрешения!

Ст. 6: регулярные международные полеты могут осуществляться только по специальном разрешению или иной санкции государства пролета в соответствии с условиями такого разрешения.

В соглашении о воздушном сообщении определяются порядок и условия полетов:

1) свободы воздуха

2) договорные линии полета = маршруты полета

3) авиапредприятия, которые будут эксплуатировать эти договорные линии

4) положения о юрисдикции флага

5) условия обеспечения безопасности полетов

6) порядок согласования тарифов

7) порядок расследования летных происшествий

8) иные условия.

Нарушения правил выполнения международных полетов влечет за собой ответственность, как правило, по нормам национального права. Ст. 271 УК – нарушения правил международных полетов.

 

4. Ответственность в МВП.

 

Материальная ответственность авиаперевозчика: 2 системы гражданско-правовой ответственности.

Варшавская и Монреальская конвенции.

 

Варшавская конвенция:

1) Перевозчик несет ответственность за вред, причиненный в случае смерти или телесного повреждения пассажира. А также в случае уничтожения, потери, повреждения багажа или груза и за вред, вследствие опоздания при перевозке. Это распространяется на случаи причинения ущерба на борту самолета. Во время посадки и высадки пассажиров, погрузки или выгрузки грузов.

2) Перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда или что их невозможно было предпринять.

Эта конвенция выгодна авиаперевозчику, т.к. доказать это нетрудно. Суд также мог ограничить или устранить ответственность авиаперевозчика, если докажет перевозчик, что вина потерпевшего была причиной вреда или содействовала ему.

Поэтому РФ является до сих пор участницей этой конвенции.

3) Конвенция устанавливает максимальные пределы ответственности авиаперевозчика. Они устанавливаются во французской денежной единице – франках.

4) Сроки привлечения к ответственности - иск должен быть подан в течение 2 лет с момента прибытия воздушного судна по назначению или со дня, когда оно должно было прибыть. В случае повреждения или задержки доставки груза или багажа установленные сроки: для багажа – 7 дней, для груза – 14 дней с момента получения, если задержка была – 21 день.

 

Иск по выбору истца подается либо по месту жительства перевозчика, либо по месту нахождения его главного управления, либо по месту назначения воздушного судна.

 

Монреальская конвенция 1999 года. Отличия:

 

1) снимает пределы ответственности и устанавливает принцип полного возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан.

 

2) снимает необходимость доказывания вины авиаперевозчика.

 

Есть еще римская конвенция «Об ущербе, причиненном иност….

 

Сел компьютер за 5 минут до конца

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: