1. Понятие, источники и система права внешних сношений
2. Внешнеполитические органы государства
3. Дипломатическое право
4. Консульское право
5. Дипломатическое право в отношении между государствами и международными организациями = многосторонняя дипломатия.
1. Понятие, источники и система права внешних сношений
Это одна из самых старых отраслей права. С установлении отношений между государствами началось и само МП.
ПВС – отрасль МП, регулирующая официальные связи и отношения между субъектами МП, устанавливаемые и поддерживаемые их органами внешних сношений.
ПВС – упорядоченная совокупность норм. Можно выделить подотрасли:
1) дипломатическое право. Этот термин используют в узком и широком смысле слова. В узком – подотрасль МП. В широком - синоним ПВС.
2) консульское право
3) право специальных миссий
4) многосторонняя дипломатия
Объектом ПВС выступают МО властного характера, в которых взаимодействуют субъекты МП, представленные их официальными органами.
|
|
Содержание этих отношений – сотрудничество между государствами по вопросам политического, экономического социального и правового характера. Они всегда носят мирный характер.
(только офиц орг, по вопр сотрудн, носят мирн х-р)
Источники:
1. ВК о дипломатических сношениях 1961 года (вст в силу в 1964 году. Еще СССР ее ратифицировал)
2. ВК о консульских сношениях 1963 года (вст в силу в 1967 году) СССР присоединился в 1989 году.
3. Конвенция о специальных миссиях 1969 года. РФ не участвует.
4. ВК о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. 1975 год. СССР ратифицировал. Но она не вступила еще в силу.
+ ряд двусторонних МД.
2. Внешнеполитические органы государства
ГОВС – действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими субъектами МП и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей, а также защиту прав и интересов данного государства. его граждан и организаций, находящихся за рубежом.
Важный признак – официальное представительство государства, их деятельность квалифицируется как деятельность самого государства.
Виды:
1) внутригосударственные органы (действуют в пределах территории государства):
- конституционные органы = органы общей компетенции – осуществляют общее руководство внешними сношениями и их деятельность предусмотрена в конституции. Парламенты, главы государств, главы правительств, правительства.
Полномочия:
|
|
Парламент:
1. осуществляет общее руководство внешней политикой
2. право решать вопросы войны и мира
3. решение территориальных вопросов
4. вопросы ратификации МД
5. определение расходов на внешнеполитические мероприятия
Специальные формы: могут направляться парламентские делегации, поездки депутатов на международные конференции.
Глава государства:
1. подписывает МД
2. назначает и освобождает от должности послов и посланников
3. принимает верительные грамоты послов
4. официально без специальных полномочий представляет свою страну по всем внешнеполитическим вопросам.
Правительство:
1. намечает основные направления внешней политики
2. организует выполнение и осуществляет контроль за принятыми внешнеполитическими решениями
- специализированные органы. Занимаются только внешними сношениями. Ведомства иностранных дел.
ВИД – орган непосредственного оперативного руководства внешними сношениями.
Функции:
1. непосредственное представительство и защита интересов государства
2. поддержание установленного соглашениями дипломатических и консульских отношений.
3. осуществление отношений, вытекающих из членства государства в международных организациях.
МИД. Положение о МИДе утверждено указом Президента 2004 года.
МИД РФ – ФОИВ, осуществляющие функции по выработке и организации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере МО РФ.
Руководство его деятельностью осуществляет Президент РФ, который в частности назначает на должность и главу МИД.
Осуществляет свою деятельность МИД непосредственно, а также через дипломатические и консульские представительства РФ и представительства РФ при международных организациях.
Полномочия – п.6 Положения.
2) зарубежные органы:
- постоянные органы (дипломатические и консульские представительства).
- временные органы (специальные миссии, а также делегации и группы наблюдателей на сессиях международных организаций).
Специальные миссии (ad hoc) включают представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами. Если постоянный орган не может справиться, если еще не сформированы отношения.
Конвенция о специальных миссиях.
СМ может функционировать в условиях, когда отсутствуют нормальные дипломатические отношения.
Полномочия главе СМ даются за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел. Кроме главы в состав СМ входят советники и эксперты. Всем членам СМ предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты. В качестве форм специальных миссий чаще всего используются:
- «дипломатия на высшем уровне» представлена СМ, возглавляемой главой государства.
- направление специальных послов по особым поручениям.
Функции СМ прекращаются:
1) по соглашению заинтересованных государств
2) по выполнении задач миссии
3) по истечении срока, установленной для СМ
4) по уведомлению государств, посылающего или принимающего, о прекращении деятельности СМ.
3. Дипломатическое право
Лекцию взять у Ани)
4. Консульское право
ВК «О консульских сношениях» 1963 года. Вступила в силу в 1967 году.
Есть региональные конвенции: Каракасская конвенция 1911 о консульских функциях, гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года.
КО – административно-правовые отношения, направленные на защиту прав и интересов ФЛ и ЮЛ одного государства на территории другого.
Отличия КО от ДО:
1. ДП охватывают, в первую очередь, политические аспекты, а консульские – экономические, правовые, культурные.
2. Дипломаты осуществляют свои функции в пределах всей территории государства, консулы – в пределах специально отведенного консульского округа.
|
|
3. ДП поддерживают отношения с центральными органами власти, консулы – с местными органами власти.
4. ДП в государстве всегда одно, а консульств м.б. несколько в зависимости от количества консульских округов.
Виды КП выделяют в зависимости от классов.
В ВК выделено 4 класса консульских представительств (=учреждений):
1. генеральное консульство – возглавляется генеральными консулами
2. консульство
3. вице-консульства
4. консульские агентства
Могут создаваться консульские отделы при ДП. Дипломаты могут выполнять консульские функции. Иногда и консулы могут осуществлять дипломатические функции. Консульские отношения могут существовать и без ДО, поэтому часто сначала возникают консульские отношения, а потом дипломатические. Если дипломатов нет, функции возлагаются на консулов. Но иммунитет не передается, остается консульским.
Функции консулов:
1. защита интересов ФиЮЛ. В определенных случаях – государства.
2. административные функции – выдача паспортов, виз, регистрация АГС, т.д.
3. нотариальные функции.
4. функции консулов в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства. – проверка судовых документов, оказание содействия капитанам судов, разрешение споров и др.
5. правовая защита – реализуется через представительства в суде.
6. информационные функции – выяснение всеми законными средствами сведений о месте пребывания.
7. другие функции могут быть расширены в 2-сторонних соглашениях государств.
То есть функции консульств шире дипломатов.
Согласно ст.2 ВК консульские отношения устанавливаются и консульства учреждаются по соглашению государств. это соглашение обычно оформляется в виде консульской конвенции. При этом установление дипломатических отношений предполагает и согласие на установление консульских правоотношений. Дополнительного соглашения не требуется.
Отказ от установления консульских отношений м.б. рассмотрен как недружественный акт.
|
|
После достижения соглашения об установлении отношений открывается консульское учреждение. Оно может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия этого государства. Согласно ст. 4 ВК место нахождения консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются представляемым государством и подлежит одобрению государством пребывания.
Возможно выполнение функций по совместительству (ст.18).
Назначение главы КУ происходит в особом порядке. Он включает в себя 2 этапа:
1) выдача консульского патента – это основной документ, который удостоверяет полномочия лица в качестве главы КУ. Консульский патент включает:
- ФИО консула
- класс, к которому он принадлежит
- консульский округ
- место нахождения КУ.
Перед выдачей консульского патента не требуется никакого согласия государства пребывания.
Кем выдается патент, определяется внутренним правом государства. У нас – МИД выдает патент, решение об открытии КУ принимается правительством.
2) получение экзекватуры – это согласие государства пребывания на допуск данного лица в качестве главы КУ. С момента получения экзекватуры консул может приступить к выполнению обязанностей. Экзекватура мб как в виде отдельного документа, в виде надписи на патенте, либо путем опубликования в официальных изданиях сообщения о выдаче экзекватуры (Швеция).
И консульский патент, и экзекватура хранятся у консула.
В ст. 12 Конвенция предусматривает возможность допустить консула временно к выполнению функций до получения экзекватуры.
Инициатива посылающего государства и инициатива принимающего государства (объявление персоной нон-грата) может прекратить функции консула. Консулу дается время, чтоб оставить страну. Если не оставляет – лишают иммунитета.
В консульском праве есть институт почетных (внештатных) консулов. Государство кроме обычных консулов может их назначать. Специфика:
1) они назначаются из граждан страны пребывания
2) содержатся за счет консульских сборов. Государство на их содержание ничего не тратит.
Функции, привилегии, иммунитет почетных консулов ограничены.
Положение о почетном консуле РФ от 1998 года. В связи с этим говорят о возрождении этого института в РФ.
Есть консульский корпус, есть административно-технический и обслуживающий персонал. Численность определяется по соглашению между государствами.