Право внешних сношений

 

1. Понятие, источники и система права внешних сношений

2. Внешнеполитические органы государства

3. Дипломатическое право

4. Консульское право

5. Дипломатическое право в отношении между государствами и международными организациями = многосторонняя дипломатия.

 

1. Понятие, источники и система права внешних сношений

 

Это одна из самых старых отраслей права. С установлении отношений между государствами началось и само МП.

 

ПВС – отрасль МП, регулирующая официальные связи и отношения между субъектами МП, устанавливаемые и поддерживаемые их органами внешних сношений.

 

ПВС – упорядоченная совокупность норм. Можно выделить подотрасли:

 

1) дипломатическое право. Этот термин используют в узком и широком смысле слова. В узком – подотрасль МП. В широком - синоним ПВС.

2) консульское право

3) право специальных миссий

4) многосторонняя дипломатия

 

Объектом ПВС выступают МО властного характера, в которых взаимодействуют субъекты МП, представленные их официальными органами.

 

Содержание этих отношений – сотрудничество между государствами по вопросам политического, экономического социального и правового характера. Они всегда носят мирный характер.

 

(только офиц орг, по вопр сотрудн, носят мирн х-р)

 

Источники:

 

1. ВК о дипломатических сношениях 1961 года (вст в силу в 1964 году. Еще СССР ее ратифицировал)

2. ВК о консульских сношениях 1963 года (вст в силу в 1967 году) СССР присоединился в 1989 году.

3. Конвенция о специальных миссиях 1969 года. РФ не участвует.

4. ВК о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера. 1975 год. СССР ратифицировал. Но она не вступила еще в силу.

 

+ ряд двусторонних МД.

 

2. Внешнеполитические органы государства

 

ГОВС – действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими субъектами МП и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей, а также защиту прав и интересов данного государства. его граждан и организаций, находящихся за рубежом.

 

Важный признак – официальное представительство государства, их деятельность квалифицируется как деятельность самого государства.

 

Виды:

 

1) внутригосударственные органы (действуют в пределах территории государства):

 

- конституционные органы = органы общей компетенции – осуществляют общее руководство внешними сношениями и их деятельность предусмотрена в конституции. Парламенты, главы государств, главы правительств, правительства.

 

Полномочия:

 

Парламент:

1. осуществляет общее руководство внешней политикой

2. право решать вопросы войны и мира

3. решение территориальных вопросов

4. вопросы ратификации МД

5. определение расходов на внешнеполитические мероприятия

Специальные формы: могут направляться парламентские делегации, поездки депутатов на международные конференции.

 

Глава государства:

1. подписывает МД

2. назначает и освобождает от должности послов и посланников

3. принимает верительные грамоты послов

4. официально без специальных полномочий представляет свою страну по всем внешнеполитическим вопросам.

 

Правительство:

1. намечает основные направления внешней политики

2. организует выполнение и осуществляет контроль за принятыми внешнеполитическими решениями

 

- специализированные органы. Занимаются только внешними сношениями. Ведомства иностранных дел.

 

ВИД – орган непосредственного оперативного руководства внешними сношениями.

Функции:

1. непосредственное представительство и защита интересов государства

2. поддержание установленного соглашениями дипломатических и консульских отношений.

3. осуществление отношений, вытекающих из членства государства в международных организациях.

 

МИД. Положение о МИДе утверждено указом Президента 2004 года.

МИД РФ – ФОИВ, осуществляющие функции по выработке и организации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере МО РФ.

 

Руководство его деятельностью осуществляет Президент РФ, который в частности назначает на должность и главу МИД.

 

Осуществляет свою деятельность МИД непосредственно, а также через дипломатические и консульские представительства РФ и представительства РФ при международных организациях.

 

Полномочия – п.6 Положения.

 

2) зарубежные органы:

 

- постоянные органы (дипломатические и консульские представительства).

- временные органы (специальные миссии, а также делегации и группы наблюдателей на сессиях международных организаций).

Специальные миссии (ad hoc) включают представителей, направляемых одним государством в другое для выполнения конкретных задач, определяемых по соглашению между данными государствами. Если постоянный орган не может справиться, если еще не сформированы отношения.

Конвенция о специальных миссиях.

СМ может функционировать в условиях, когда отсутствуют нормальные дипломатические отношения.

Полномочия главе СМ даются за подписью главы государства, главы правительства или министра иностранных дел. Кроме главы в состав СМ входят советники и эксперты. Всем членам СМ предоставляются дипломатические привилегии и иммунитеты. В качестве форм специальных миссий чаще всего используются:

- «дипломатия на высшем уровне» представлена СМ, возглавляемой главой государства.

- направление специальных послов по особым поручениям.

Функции СМ прекращаются:

1) по соглашению заинтересованных государств

2) по выполнении задач миссии

3) по истечении срока, установленной для СМ

4) по уведомлению государств, посылающего или принимающего, о прекращении деятельности СМ.

 

3. Дипломатическое право

 

Лекцию взять у Ани)

 

 

4. Консульское право

 

ВК «О консульских сношениях» 1963 года. Вступила в силу в 1967 году.

Есть региональные конвенции: Каракасская конвенция 1911 о консульских функциях, гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 года.

 

КО – административно-правовые отношения, направленные на защиту прав и интересов ФЛ и ЮЛ одного государства на территории другого.

 

Отличия КО от ДО:

 

1. ДП охватывают, в первую очередь, политические аспекты, а консульские – экономические, правовые, культурные.

2. Дипломаты осуществляют свои функции в пределах всей территории государства, консулы – в пределах специально отведенного консульского округа.

3. ДП поддерживают отношения с центральными органами власти, консулы – с местными органами власти.

4. ДП в государстве всегда одно, а консульств м.б. несколько в зависимости от количества консульских округов.

 

Виды КП выделяют в зависимости от классов.

В ВК выделено 4 класса консульских представительств (=учреждений):

1. генеральное консульство – возглавляется генеральными консулами

2. консульство

3. вице-консульства

4. консульские агентства

 

Могут создаваться консульские отделы при ДП. Дипломаты могут выполнять консульские функции. Иногда и консулы могут осуществлять дипломатические функции. Консульские отношения могут существовать и без ДО, поэтому часто сначала возникают консульские отношения, а потом дипломатические. Если дипломатов нет, функции возлагаются на консулов. Но иммунитет не передается, остается консульским.

 

Функции консулов:

 

1. защита интересов ФиЮЛ. В определенных случаях – государства.

2. административные функции – выдача паспортов, виз, регистрация АГС, т.д.

3. нотариальные функции.

4. функции консулов в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства. – проверка судовых документов, оказание содействия капитанам судов, разрешение споров и др.

5. правовая защита – реализуется через представительства в суде.

6. информационные функции – выяснение всеми законными средствами сведений о месте пребывания.

7. другие функции могут быть расширены в 2-сторонних соглашениях государств.

 

То есть функции консульств шире дипломатов.

 

Согласно ст.2 ВК консульские отношения устанавливаются и консульства учреждаются по соглашению государств. это соглашение обычно оформляется в виде консульской конвенции. При этом установление дипломатических отношений предполагает и согласие на установление консульских правоотношений. Дополнительного соглашения не требуется.

Отказ от установления консульских отношений м.б. рассмотрен как недружественный акт.

 

После достижения соглашения об установлении отношений открывается консульское учреждение. Оно может быть открыто на территории государства пребывания только с согласия этого государства. Согласно ст. 4 ВК место нахождения консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются представляемым государством и подлежит одобрению государством пребывания.

Возможно выполнение функций по совместительству (ст.18).

 

Назначение главы КУ происходит в особом порядке. Он включает в себя 2 этапа:

1) выдача консульского патента – это основной документ, который удостоверяет полномочия лица в качестве главы КУ. Консульский патент включает:

- ФИО консула

- класс, к которому он принадлежит

- консульский округ

- место нахождения КУ.

Перед выдачей консульского патента не требуется никакого согласия государства пребывания.

Кем выдается патент, определяется внутренним правом государства. У нас – МИД выдает патент, решение об открытии КУ принимается правительством.

2) получение экзекватуры – это согласие государства пребывания на допуск данного лица в качестве главы КУ. С момента получения экзекватуры консул может приступить к выполнению обязанностей. Экзекватура мб как в виде отдельного документа, в виде надписи на патенте, либо путем опубликования в официальных изданиях сообщения о выдаче экзекватуры (Швеция).

И консульский патент, и экзекватура хранятся у консула.

 

В ст. 12 Конвенция предусматривает возможность допустить консула временно к выполнению функций до получения экзекватуры.

Инициатива посылающего государства и инициатива принимающего государства (объявление персоной нон-грата) может прекратить функции консула. Консулу дается время, чтоб оставить страну. Если не оставляет – лишают иммунитета.

 

В консульском праве есть институт почетных (внештатных) консулов. Государство кроме обычных консулов может их назначать. Специфика:

1) они назначаются из граждан страны пребывания

2) содержатся за счет консульских сборов. Государство на их содержание ничего не тратит.

 

Функции, привилегии, иммунитет почетных консулов ограничены.

Положение о почетном консуле РФ от 1998 года. В связи с этим говорят о возрождении этого института в РФ.

 

Есть консульский корпус, есть административно-технический и обслуживающий персонал. Численность определяется по соглашению между государствами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: