Территории с международным режимом

 

Режим открытого моря

 

Согласно ст. 86 ОМ – части моря, которые не входят ни в ИЭЗ, ни в ТМ, ни во ВМВ какого-либо государства.

Лукашук включает ИЭЗ в ОМ, т.к. там действует свобода открытого моря, но, исходя из определения, это не так.

 

Это общее наследие человечества по смыслу конвенции.

 

Конвенция закрепляет принцип свободы открытого моря. Это значит, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.

При этом свобода открытого моря включает в себя несколько полномочий:

1) свобода судоходства

2) свобода полетов

3) свобода прокладывать кабели и трубопроводы

4) свобода возводить искусственные сооружения

5) свобода рыболовства

6) свобода научных исследований

 

ОМ может использоваться только в мирных целях.

 

В открытом пространстве действует юрисдикция государства флага и конвенция предъявляет ряд требований к тому, под каким флагом должно плавать государство.

 

Ст. 92: судно должно плавать под флагом только одного государства и не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт кроме случаев действительного перехода права собственности.

Если несколько флагов, считается, что судно не имеет национальности.

 

Условия получения права на флаг устанавливается национальным законодательством, но связь дБ реальной, а не фиктивной.

 

Ряд статей посвящен вопросам пиратства, рабов, оказания помощи.

 

Ст. 98: обязанность оказания помощи на море.

Ст. 100: универсальная уголовная юрисдикция в отношении пиратства (любое государство вправе преследовать пиратов в ОМ и наказывать их)

 

Состоящие на службе государства суда вправе подвергнуть иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей (запрет ст. 99 – раб, нашедший убежище на судне в ОМ становится свободным), несанкционированным вещанием (запрет ст. 109), не имеет национальной принадлежности, либо отказывается поднять свой флаг.

 

Согласно ст. 111 допускается преследование по горячим следам в ОМ в случае нарушения судном законов прибрежного государства во время нахождения во внутренних территориальных водах или прилежащей зоне.

 

Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к нему и на свободу транзита через него, условия осуществления которых согласовываются с государствами транзита посредством двусторонних или региональных соглашений (ст. 125 Конвенции).

 

Район морского дна

 

Ст. 1: Район – дно морей и океанов и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции. Это общее наследие человечества.

 

США не следует данной концепции.

 

Режим морского дна

 

СТ. 136: это общее наследие человечества.

Принципы использования района:

1) использование допустимо только в мирных целях

2) ни одно государство не может претендовать на суверенитет над какой либо частью района, а также ни одно государство, ФЛ, ЮЛ не могут присваивать его части.

3) вся деятельность в Районе должна осуществляться на благо всего человечества.

4) все права на ресурсы района принадлежат человечеству и не могут быть отчуждены, однако мб отчуждены п/и, добытые в Районе.

 

Чтобы контролировать добычу п/И Конвенция предусматривает создание специального контрольного органа – Международный орган по морскому дну (раздел 4 части 11). Это МО, куда входят все участники конвенции. Место пребывания органа – Ямайка. В структуре международного органа выделяются 4 подразделения:

1) ассамблея

2) совет

3) секретариат

- эти органы осуществляют контроль

4) предприятие – непосредственно занимается эксплуатацией ресурсов района.

 

См. самостоятельно понятия: остров, замкнутые и полузамкнутые моря, архипелажные воды.

 

3. Режим морских проливов и каналов.

 

Морские проливы – естественные морские коридоры, соединяющие районы одного и того же моря или отдельные моря и океаны между собой.

Всего – более 200 проливов. Не все международные.

 

2 вида проливов:

1) внутренние

2) международные.

 

Внутренние проливы соединяют воды одного государства. Они подпадают под суверенитет государства и само оно определяет их режим.

Такие проливы не подпадают под режим, установленный конвенцией по МП.

 

Международные проливы – проливы, которые используются для международного судоходства. Они мб классифицированы на различные виды:

1) международные проливы, соединяющие закрытые моря, то есть моря, полностью окруженные территорией нескольких прибрежных государств. Пример: черное море и балтийское море.

Режим таких проливов регулируется специальными соглашениями между заинтересованными припроливными государствами.

Конвенция о режиме проливов 1936 года посвящена режиму проливов Босфор и Дарданеллы. 10 черноморских государств заключили.

Принципы:

1) торговые суда всех стран пользуются в этих проливах свободой прохода в любое время суток без каких-либо формальностей при условии соблюдения положений об обязательном санитарном осмотре.

2) военные суда черноморских государств могут проходить по проливам без каких-либо ограничений по предварительному уведомлению правительства Турции не менее чем за 8 суток.

3) военные корабли нечерноморских стран могут проходить через проливы, но в отношении них установлен целый ряд ограничений. Водоизмещение этих судов дБ не более 10 000 тонн и артиллерия на них должна иметь калибр не более 203 мм. (то есть нельзя авианосцы, подводные лодки). Правительство Турции дБ извещено о проходе таких судов за 15 суток. Такие суда могут находиться в проливах не более 21 дня. Военные корабли освобождаются от уплаты сборов.

4) особый режим пользования в военное время. Если Турция не участвует в войне, то корабли нейтральных государств могут проходить через проливы на тех же условиях, что и в мирное время. Проход же военных судов воюющих стран запрещен. Если Турция участвует в войне, проход военных кораблей полностью зависит от ее усмотрения.

Контроль возлагается на турецкое правительство.

 

2) международные проливы, соединяющие участки ОМ или ИЭЗ и не перекрываемые территориальными водами припроливных государств. (Мозамбекский пролив, Тайваньский, Корейский пролив).

Действует режим открытого моря = свобода судоходства.

 

3) международные проливы, которые соединяют также открытые моря и ИЭЗ и перекрываются территориальными водами прибрежных государств. Гибралтарский, Малакский пролив.

Режим таких проливов устанавливается Конвенцией по морскому праву.

Прибрежные государства осуществляют свой суверенитет в отношении вод, дна и недр такого пролива, а также воздушного пространства над ним. Конвенция предусматривает право транзитного прохода иностранных судов через такие проливы. Транзит дБ непрерывным, быстрым и условия такового транзита устанавливаются прибрежным государством. Оно может устанавливать морские коридоры, предписывать схемы разделения движения для судоходства.

Гражданская и уголовная юрисдикция в отношении транзитных судов осуществляется прибрежным государством в том же объеме, что и при транзите через территориальное море.

 

4) проливы между часть ОМ или ИЭЗ и ТМ другого государства. Тиранский пролив. Сохраняется полностью суверенитет государства. Для иных государств – право мирного прохода.

 

Канал, в отличие от пролива, искусственное сооружение.

Канал – искусственное гидротехническое сооружение, соединяющее международные морские пространства.

 

3 основные канала:

1) Суэцкий;

2) Кильский;

3) Панамский.

 

Все эти каналы проходят по территории определенного государства, но используются для международного судоходства.

С одной стороны, подпадают под суверенитет, с другой стороны, специальный режим.

 

В основе регулирования режима таких каналов лежат следующие принципы:

1) принцип уважения суверенитета государства, по территории которого проходит канал.

2) принцип недопустимости использования каналов во вред международной безопасности.

3) принцип свободы судоходства невоенных судов и военных кораблей без какой-либо дискриминации.

 

Режим таких каналов определяется специальными соглашениями.

 

Суэцкий канал проходит по территории Египта из Средиземного моря в Индийский океан, имеет важное стратегическое значение. Конвенция о Суэцком канале от 1888 года. Египет подготовил Декларацию о Суэцком канале, которую зарегистрировал в 1957 году. Это одностороннее международное обязательство. Смысл ее в том, что в ней подтверждается приверженность принципам Конвенции 1888 года.

 

Принципы:

1) свобода использования канала торговыми и военными судами, как в мирное, так и в военное время.

Прохождение военных кораблей носит уведомительный характер. Ведомство иностранных дел должно быть уведомлено о прохождении военных кораблей не менее, чем за 10 дней до даты их прибытия.

Во время войны не допускаются враждебные действия в пределах канала, а также в пределах 3 миль от его входных портов. Кроме того, воюющим запрещается высаживать и принимать на военные корабли в канале войска, боеприпасы и другие военные материалы. Военные корабли могут проходить без промедления. Максимум на 24 часа могут задержаться в порту.

 

Кильский канал проходит по территории ФРГ между Балтийским и Северным морем. Версальский мирный договор 1919 г. устанавливает его правовой режим. Канал открыт для военных и торговых судов всех государств. кроме тех, которые находятся в состоянии войны с Германией. Правила пользования каналом устанавливают в настоящее время Правительством Германии. Однако соблюдение как минимум принципа свободы торгового судоходства.

 

Панамский канал проходит по территории Панамы между атлантическим и тихим океанами. Длительное время полностью контролировался США. Согласно договору между США и Панамой 1903 года США получили право владения зоной Панамского канала и превратили его в свою территорию. Такое положение сохранялось до 1977 года, когда были подписаны новые договоры между США и Панамой о данном канале. (Договор о Панамском канале и Договор о постоянном нейтралитете Панамского канала). В соответствии с ними ликвидируется право США на владение зоной панамского канала и, как следствие, упраздняются все американские органы. Которые ведали его эксплуатацией.

 

С 31 декабря 1999 года канал перешел полностью под суверенитет Панамы.

США сохранили за собой право нести главную ответственность за оборону канала.

Согласно новым соглашениям был введен общий принцип свободы судоходства но США добились включения в договор о нейтралитете канала права для ВМС США быстрого и ничем не обусловленного прохождения американских военных кораблей через канал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: