Содержание дисциплины. Дидактическая единица 1. Возрастная психология как наука

Дидактическая единица 1. Возрастная психология как наука.

Тема 1. Предмет и методы возрастной психологии. Специфика предмета возрастной психологии, различные пододы к изучению развития психики. Концепция рекапитуляции Э. Геккеля. Биогенетический закон (онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза), как одна из первых попыток поиска общих закономерностей в возрастной психологии. Претворение этого закона в работах Ст. Холла, раннего В. Штерна. Типы психического развития. Преформированный тип психического развития (когда в самом начале заданы последующие стадии, содержится конечный результат развития). Непреформированный тип (не предопределенный заранее). Психическое развитие как процесс приобретения субъектом качественных новообразований психического в процессе взаимодействия с внешним миром (социальной средой). Теория трех ступеней детского развития К. Бюлер (инстинкт, дрессура (навык), интеллект). Закон перехода удовольствия «с конца на начало». Нормативный подход в возрастной психологии (А. Гезел, Л. Термен). Лонгитюд в возрастной психологии и представление о норме, патологии, одаренности. Теория конвергенции (схождения) двух факторов психического развития (поздний В. Штерн). Представление о том, что каждая психологическая функция в возникновении и функционировании имеет в равной мере как внешнюю, так и внутреннюю детерминацию. Ошибочность этой точки зрения. Принцип детерминизма в отечественной психологии: внешнее через внутреннее (С.Л. Рубинштейн).Активность ребенка в присвоении культуры. Ребенок как субъект и индивидуальность общественного развития. Психическое развитие личности как освоение опыта предшествующих поколений через разрешение противоречий культуры. Общественный, социальный опыт как проблема и проблемная ситуация (В.Т. Кудрявцев). Специфика методов возрастной психологии, современные методы в психологии развития.

.

Тема 2. Основные закономерности психического развития. Движущие силы психического развития (внешние и внутренние противоречия). Биогенетическое и социогенетическое направление в исследовании психического развития. Факторы развития личности (наследственность, среда, воспитание, собственная деятельность личности). Развитие как присвоение общественно-исторического опыта. Концепция интериоризации (перехода внешнего во внутреннее) и развитие психики ребёнка. Закономерности развития психики в онтогенезе: от простого к сложному, от низшего к высшему, от конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному, в деятельности и общении, через решение внутренних и внешних противоречий. Закон психологической дифференциации (Г. Спенсер, ­И. Сеченов). Дифференциация как все более расчлененное, полное развитие компонентов психики на основе детального и взаимосвязанного отражения мира личностью. Дифференциация и интеграция. Закон гетерохронного (неравномерного) становления психологических функций и процессов (Б.Г. Ананьев). Человек как индивид, как личность, как субъект познания и субъект труда: особенности временного наступления зрелости.

 

Дидактическая единица 2. Психическое развитие в дошкольном возрасте.

Тема 1. Периодизация психического развития в отечественной психологии. Понятие ведущего вида деятельности. Возрастная периодизация на основе ведущего вида деятельности и социальной ситуации развития в отечественной психологии (Д. Б. Эльконин). Эмоциональное общение со взрослым, предметно-манипулятивная деятельность, игра, учение, общение со сверстниками, учение с основами профессиональной ориентации, труд как ведущие виды деятельности на разных этапах возрастного становления психики.Понятие сензитивного периода. Сущность психологических кризисов (как этап приобретения качественных новообразований психического (1), как этап возникновения конфликтности (2)). Кризис первого года жизни. Прямохождение как мощный стимул психологического роста. Выход из кризиса первого года жизни (развитие предметно-манипулятивной деятельности). Кризис трех лет – кризис самосознания. Основные качественные новообразования ребенка трех лет. Становление самосознания и сознания в этот период. Развитие игровой деятельности как основное условие разрешения конфликтности в трехлетнем возрасте. Кризис, связанный с поступлением ребёнка в школу. Основные трудности школьной жизни (особенности режима, специфика учебной деятельности, восприятие отметок первоклассниками, «насыщение учением», возрастание доли нервно-психических нагрузок). Преодоление кризиса шести лет. Смена ведущего вида деятельности в критические периоды развития как важнейшее условие разрешения конфликтности.

Тема 2. Психология младенца. Психология младенца. Анатомо-физиологические особенности ребёнка в младенческом возрасте. Безусловные и условные рефлексы новорожденного. Импритинг у животных (к, Лоренц, Я. Тинберген). Расширенное понимание импритинга (как формы первой встречи потребности с объектом своего удовлетворения). Формы проявления импритинга в младенчестве. Основные фазы становления мышления в младенческом возрасте: наличие только безусловных рефлексов; взаимодействие между рефлексами; первичные круговые реакции; координация сенсомоторных схем; вторичные круговые реакции; возникновение новых сенсомоторных схем и третичные круговые реакции, направленные на изменение действия (Ж. Пиаже). Сенсомоторный интеллект и его особенности. Наглядно-действенное мышление как доминирующий вид мышления в младенчестве, его связь с наглядно-образным и словесно-логическим в этот период. Развитие речи младенца (гуление, лепет, первые слова). Сенсорные процессы и память. Эмоциональное общение со взрослым как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте.

 

Тема 3. Развитие предметно-манипулятивной деятельности и речи в раннем возрасте. Психологические особенности раннего детства. Усвоение значений предметов, их функций в ходе ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Развитие предметных действий. Соотносящие и орудийные действия в ходе предметно-манипулятивной деятельности. Активное освоение языка и речи. Фазы формирования связи действия с предметом (В.С. Мухина): 1) предмет используется только по назначению; 2) свободное использование предмета; 3) свободное употребление предмета, но со знанием его основной функции. Формирование сознания ребёнка в связи со становлением предметных действий. Освоение грамматического строя речи детьми. Ранний детский возраст как сензитивный этап к усвоению речи. Виды речи в этот период (эгоцентрическая, социализированная, «телеграфная»). Речь и общение в этот период, функции речи.

Тема 4. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. Психика дошкольника. Становление самосознания и личности в дошкольном возрасте. Сущность игровой деятельности. Становление иерархии (соподчинения) мотивов как основное образование личностного развития ребенка. Формирование способностей дошкольника в процессе обучения и воспитания. Становление речи дошкольника. Последовательность развития видов речи в теории Ж. Пиаже: аутистическая речь – эгоцентрическая – социализированная. Взгляды Л.С. Выготского на последовательность развития видов речи: внешняя речь – эгоцентрическая – внутренняя. Развитие воображения в дошкольном возрасте. Влияние сказок и рассказов на воображение ребенка. Темперамент дошкольника. Формы проявления темперамента в дошкольном возрасте. Диагностика особенностей темперамента у детей. Темперамент, индивидуальный стиль деятельности, когнитивные стили в дошкольном возрасте.

 

Тема 5. Психология игровой деятельности дошкольника. Основные виды деятельности. Игра как исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. Психологическая сущность игры, ее двуплановый характер. Виды игр. Игра как универсальная форма целостного развития психологических функций, процессов и свойств ребенка. Основные этапы развития игры. Дидактические, компьютерные игры и их роль в подготовке ребенка к школе. Современные развивающие игрушки, основные требования к детской игрушке.

 

Тема 6. Сенсорное развитие дошкольника. Сенсорное развитие дошкольника. Сенсорные эталоны (А.В. Запорожец ) и усвоение ребёнком цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем. Простые, сложные и целостные свойства сенсорного эталона. Виды действий восприятия (действия идентификации, отнесение к эталону, моделирующие) и последовательность их развития у ребенка. Усвоение пространственных и временных отношений дошкольником. Основные этапы восприятия рисунка.

 

Тема 7. Развитие мышления и интеллекта в онтогенезе (теория Ж. Пиаже). Развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте. Стадии развития мышления в онтогенезе: сенсомоторная, дооперационная, операционная, стадия формальных операций (Ж. Пиаже). Развитие мышления дошкольника как развитие мыслительных операций, форм мышления и мыслительного процесса. Становление личности в связи с развитием мышления. Психологическое содержание возрастных особенностей мышления дошкольника. Характеристики дооперационного мышления по Ж. Пиаже. Центрация мышления, как ориентация на один – два признака познаваемого предмета, жесткая фиксация на однозначных связях между признаками. Опыты («феномены») Ж. Пиаже. Преодоление центрации. Процессы обобщения в дошкольном возрасте. Соотношение наглядно-действенного, образного и словесного видов мышления. Нравственное развитие ребенка (нравственный реализм (Ж. Пиаже).

 

Тема 8. Сексуальное развитие детей. Сексуальное развитие детей. Стадии сексуальности в психоанализе: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Комплекс Эдипа и Электры, формы их проявления, особенности профилактики. Специфичность детской сексуальности по П.П. Блонскому. Формы проявления половой дифференциации в дошкольном возрасте. Развитие половой идентификации ребенка. Диагностика и профилактика патологии сексуального развития в детском возрасте.

 

Тема 9. Становление самосознания и сознания в дошкольном возрасте. Знание и отношение (значение и личностный смысл) как основные образующие сознания дошкольника. Формы взаимосвязи между смыслами и значениями в дошкольном возрасте (слитость, несовпадение, отчуждение). Развитие сознания в связи со становлением предметных действий. Кризис трех лет и появление самосознания. Осознание себя в качестве «Я» в дошкольном возрасте. Развитие самооценки на основе мнения окружающих. Установки «я сам», «я хороший». Основные измерения самооценки (адекватность-неадекватность; завышенность-заниженность) и их специфика в данном возрасте.

 

Тема 10. Психологические защиты, их специфика в детстве и виды. Психологическая защита как регуляторная система стабилизации личности, направленная на устранение чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Успешные и неуспешные виды психологических защит. Защита в классическом психоанализе как механизм оберегающий Эго от чрезмерного напряжения. Виды защит: вытеснение, сублимация, отрицание и отвержение, реактивное обучение, проекция, рационализация, изоляция, регрессия. Проявление изоляции, регрессии и проекции в дошкольном возрасте. Психологические защиты как средство борьбы с тревогой. Неудавшиеся защиты. Невроз как результат искаженных защитных механизмов.

Тема 11. Готовность детей к обучению в школе. Готовность ребенка к школе («школьная зрелость») как такой уровень морфологического, функционального и физического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья. Подходы к исследованию готовности к обучению в школе. 1. Готовность рассматривается как проблема формирования у детей дошкольного возраста необходимых знаний, умений, навыков (Т.В. Тарунтаева, Л.Е. Журова). 2. Школьная зрелость изучается как зрелость мотивационной и социально направленной сфер личности, как «внутренняя позиция школьника» (Л.И. Божович). 3. Готовность к школе анализируется в качестве уровня развития отдельных компонентов учебной деятельности (Т.С. Комарова, Т.Н. Дронова, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова). 4. Готовность к учению характеризуется как сформированность и достижение определенного уровня психических функций – мышления, памяти, внимания, моторики… (В.В. Селиванов, В.Д. Шадриков). Психологические показатели готовности. Тесты, служащие для определения школьной зрелости ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: