Виды учебной деятельности

Лекции

Лекция 1.

Тема. Предмет возрастной психологии (ч.1).

Специфика предмета возрастной психологии, различные подходы к изучению развития психики. Концепция рекапитуляции Э. Геккеля. Биогенетический закон (онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза), как одна из первых попыток поиска общих закономерностей в возрастной психологии. Претворение этого закона в работах Ст. Холла, раннего В. Штерна. Типы психического развития. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлер. Нормативный подход в возрастной психологии (А. Гезел, Л. Термен). Теория конвергенции (поздний В. Штерн).

 

Лекция 2.

Тема. Предмет возрастной психологии (ч.2).

Принцип детерминизма в отечественной психологии: внешнее через внутреннее (С.Л. Рубинштейн). Активность ребенка в присвоении культуры. Культурно-историческая теория психического развития (Л.С. Выготский). Ребенок как субъект и индивидуальность общественного развития. Психическое развитие личности как освоение опыта предшествующих поколений через разрешение противоречий культуры. Общественный, социальный опыт как проблема и проблемная ситуация (В.Т. Кудрявцев).

Лекция 3.

Тема. Методы возрастной психологии (ч.1).

Классификации методов психологии. Требования к методу наблюдения. Виды наблюдения. Особенности эксперимента в возрастной психологии. Формирующий эксперимент в возрастной и педагогической психологии. Специфика методов возрастной психологии. Лонгитюд и сравнительный метод как наиболее типичные методы возрастной психологии. Особенности использования тестов в различные возрастные периоды онтогенеза. Виды тестов, компьютерные тесты.

 

Лекция 4.

Тема. Методы возрастной психологии (ч.2).

Современные методы в возрастной психологии. Использование методов психосемантики для изучения сознания в дошкольном и младшем школьном возрастах. Тест «Сказочный дифференциал В.Ф. Петренко». Сущность методов виртуальной реальности (создание трехмерных изображений объектов средствами программирования; введение широкой интерактивности и анимации, эффект присутствия). Использование методов виртуальной реальности в обучении. Программы в виртуальной реальности с использованием аватаров, преодоление фобий с их помощью.

 

Лекция 5.

Тема. Периодизация психического развития в отечественной психологии (ч.1).

Периодизация психического развития в отечественной психологии. Понятие ведущего вида деятельности. Возрастная периодизация на основе ведущего вида деятельности и социальной ситуации развития в отечественной психологии (Д. Б. Эльконин). Эмоциональное общение со взрослым, предметно-манипулятивная деятельность, игра, учение, общение со сверстниками, учение с основами профессиональной ориентации, труд как ведущие виды деятельности на разных этапах возрастного становления психики. Понятие сензитивного периода. Сущность психологических кризисов (как этап приобретения качественных новообразований психического (1), как этап возникновения конфликтности (2)). Кризис первого года жизни. Прямохождение как мощный стимул психологического роста. Выход из кризиса первого года жизни (развитие предметно-манипулятивной деятельности). Кризис трех лет – кризис самосознания. Основные качественные новообразования ребенка трех лет. Становление самосознания и сознания в этот период. Развитие игровой деятельности как основное условие разрешения конфликтности в трехлетнем возрасте. Кризис, связанный с поступлением ребёнка в школу. Основные трудности школьной жизни (особенности режима, специфика учебной деятельности, восприятие отметок первоклассниками, «насыщение учением», возрастание доли нервно-психических нагрузок). Преодоление кризиса шести лет. Смена ведущего вида деятельности в критические периоды развития как важнейшее условие разрешения конфликтности.

 

Лекция 6.

Тема. Периодизация психического развития в отечественной психологии (ч.2).

Кризис трех лет – кризис самосознания. Основные качественные новообразования ребенка трех лет. Становление самосознания и сознания в этот период. Развитие игровой деятельности как основное условие разрешения конфликтности в трехлетнем возрасте. Кризис, связанный с поступлением ребёнка в школу. Основные трудности школьной жизни (особенности режима, специфика учебной деятельности, восприятие отметок первоклассниками, «насыщение учением», возрастание доли нервно-психических нагрузок). Преодоление кризиса шести лет. Смена ведущего вида деятельности в критические периоды развития как важнейшее условие разрешения конфликтности.

 

Лекция 7.

Тема. Психология младенца (ч.1).

Анатомо-физиологические особенности ребёнка в младенческом возрасте. Безусловные и условные рефлексы новорожденного. Импритинг у животных (К, Лоренц, Я. Тинберген). Расширенное понимание импритинга (как формы первой встречи потребности с объектом своего удовлетворения). Формы проявления импритинга в младенчестве. Физиологическое и психическое развитие в младенчестве. Перцептивное развитие. Становление темперамента.

 

Лекция 8.

Тема. Психология младенца (ч.2).

Основные фазы становления мышления в младенческом возрасте: наличие только безусловных рефлексов; взаимодействие между рефлексами; первичные круговые реакции; координация сенсомоторных схем; вторичные круговые реакции; возникновение новых сенсомоторных схем и третичные круговые реакции, направленные на изменение действия (Ж. Пиаже). Сенсомоторный интеллект и его особенности. Наглядно-действенное мышление как доминирующий вид мышления в младенчестве, его связь с наглядно-образным и словесно-логическим в этот период. Развитие речи младенца (гуление, лепет, первые слова). Сенсорные процессы и память. Эмоциональное общение со взрослым как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте.

 

Лекция 9.

Тема. Развитие предметно-манипулятивной деятельности и речи в раннем возрасте.

Психологические особенности раннего детства. Усвоение значений предметов, их функций в ходе ведущего вида деятельности в раннем возрасте. Развитие предметных действий. Соотносящие и орудийные действия в ходе предметно-манипулятивной деятельности. Активное освоение языка и речи. Фазы формирования связи действия с предметом (В.С. Мухина): 1) предмет используется только по назначению; 2) свободное использование предмета; 3) свободное употребление предмета, но со знанием его основной функции. Формирование сознания ребёнка в связи со становлением предметных действий. Освоение грамматического строя речи детьми. Ранний детский возраст как сензитивный этап к усвоению речи. Виды речи в этот период (эгоцентрическая, социализированная, «телеграфная»). Речь и общение в этот период, функции речи.

 

Лекция 10.

Тема. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте (ч.1).

Психика дошкольника. Становление самосознания и личности в дошкольном возрасте. Сущность игровой деятельности. Становление иерархии (соподчинения) мотивов как основное образование личностного развития ребенка. Формирование способностей дошкольника в процессе обучения и воспитания. Становление речи дошкольника. Последовательность развития видов речи в теории Ж. Пиаже: аутистическая речь – эгоцентрическая – социализированная. Взгляды Л.С. Выготского на последовательность развития видов речи: внешняя речь – эгоцентрическая – внутренняя.

 

Лекция 11.

Тема. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте (ч.2).

Развитие воображения в дошкольном возрасте. Влияние сказок и рассказов на воображение ребенка. Темперамент дошкольника. Формы проявления темперамента в дошкольном возрасте. Диагностика особенностей темперамента у детей. Темперамент, индивидуальный стиль деятельности, когнитивные стили в дошкольном возрасте.

 

Лекция 12.

Тема. Психология игровой деятельности.

Психология игровой деятельности дошкольника. Основные виды деятельности. Игра как исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. Психологическая сущность игры, ее двуплановый характер. Виды игр. Игра как универсальная форма целостного развития психологических функций, процессов и свойств ребенка. Основные этапы развития игры. Дидактические, компьютерные игры и их роль в подготовке ребенка к школе. Современные развивающие игрушки, основные требования к детской игрушке.

 

Лекция 13.

Тема. Сенсорное развитие дошкольника.

Сенсорные эталоны (А.В. Запорожец) и усвоение ребёнком цветов спектра, геометрических форм, речевых фонем. Простые, сложные и целостные свойства сенсорного эталона. Виды действий восприятия (действия идентификации, отнесение к эталону, моделирующие) и последовательность их развития у ребенка. Усвоение пространственных и временных отношений дошкольником. Основные этапы восприятия рисунка. Тема. Психология дошкольника

 

Лекция 14.

Тема. Развитие мышления и интеллекта в онтогенезе (теория Ж. Пиаже).

Развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте. Стадии развития мышления и интеллекта в онтогенезе: сенсомоторная, дооперационная, операционная, стадия формальных операций (Ж. Пиаже). Развитие мышления дошкольника как развитие мыслительных операций, форм мышления и мыслительного процесса. Становление личности в связи с развитием мышления. Психологическое содержание возрастных особенностей мышления дошкольника. Характеристики дооперационного мышления по Ж. Пиаже. Центрация мышления, как ориентация на один–два признака познаваемого предмета, жесткая фиксация на однозначных связях между признаками. Опыты («феномены») Ж. Пиаже. Преодоление центрации. Процессы обобщения в дошкольном возрасте. Соотношение наглядно-действенного, образного и словесного видов мышления. Нравственное развитие ребенка (нравственный реализм (Ж. Пиаже).

 

Лекция 15.

Тема. Психическое развитие познавательных функций

и личности в младшем школьном возрасте.

Особенности памяти. Развитие внимания в младшем школьном возрасте. Специфика эмоциональной сферы. Развитие мышления. Формирование личности в младшем школьном возрасте. Семья как важный фактор социализации ребенка. Развитие саморегуляции, самодостаточности ребенка как проблема. Полные и неполные семьи, их влияние на психическое развитие ребенка. Взаимоотношения со сверстниками. Основные трудности при приходе ребенка в школу. Учение как ведущий вид деятельности младшего школьника. Строение учебной деятельности. Неспособность к учению как проблема. Дислексия (наличие трудностей при обучении чтению), дисграфия (трудности при обучении письму) и дискалькуляция (сложности в обучении счету и вычислениям) у современных первоклассников. Дети с ЗУР и ЗПР, работа с ними психолога.

 

Лекция 16.

Тема. Юношество как составная часть онтогенеза психического.

Физическое развитие в юношестве. Выбор профессии и основы профессиональной ориентации в юношестве. Личностное развитие в юности. Рискованные формы поведения, их причины. Факторы рискованного поведения (биологические, социальные, особенности личности, актуальное поведение). Наркомания и аддикции в юношеской среде. Особенности мотивации, самосознание, самооценка. Поиск нравственных идеалов, смысла жизни. Психологический механизм образования смысловых образований. Личностное самоопределение. Типы самоопределения в юношестве: «ценностный», «адаптивный», «непротиворечивый», «затрудненный» (Т.В. Снегирева). Социальное и личностное самоопределение. сть в автономии и в других людях. Переживания чувств одиночества, непонятности, депрессии и др. Молодость как период развития способности к творчеству, высокой интеллектуальной активности и трудоспособности. Психология юношеской дружбы.

 

Лекция 17.

Тема. Психологические особенности взрослости.

Инволюция психологических функций и процессов во взрослом возрасте. Неравномерность угасания психологических функций. Образование и умственный труд как факторы, препятствующие старению организма. Включенность взрослого в систему непрерывного обучения. Трудовая деятельность как ведущий вид деятельности взрослого. Развитие текучего (флюидного) и стабильного (кристаллизованного) интеллекта. Интеграция социальных и профессиональных функций (ролей), профессиональная и социальная адаптация личности. Развитие системного чувства – генеративности ( по Э. Эриксону ). «Кризис середины жизни ». Виды биографических кризисов (А.Р. Ахмеров).

 

Лекция 18.

Тема. Психология пожилого и старческого возрастов.

Психологические изменения в пожилом и старческом возрасте. Физиологические основы этих изменений. Психофизиология долголетия. Основы здорового образа жизни: система питания, физические нагрузки, закаливание, укрепление иммунной системы организма. Признаки благополучного и неблагополучного старения. Смерть как естественный итог жизнедеятельности высших животных. Психология индивидуального восприятия небытия. Группы теорий старения: стохастические (старение как результат случайных повреждений организма, изнашивания); генетически запрограммированногостарения (старение – это результат действия около двухсот наследуемых генов).

 

Лекция 19.

Тема. Теории нравственного становления

личности (Ж. Пиаже, Ш. Бюллер, Л. Кольберг, Э. Эриксон).

Нравственный реализм и релятивизм в теории Ж. Пиаже. Зависимость реализма и релятивизма в психическом развитии от децнтрации мышления человека. Теория интенциональности Ш. Бюлер. Теория развития личности как становление нравственности Л. Кольберга. Уровни развития нравственности: 1) преднравственный; 2) 2) конвенциональный; 3) постконвенциональный. Уровни развития женской нравственности в теории С. Гиллиган (самоозабоченность, самопожертвование, самоуважение). Развитие психического как результат борьбы крайних возможностей развития. Становление идентичности личности в онтогенезе как базовая характеристика стадий психосоциального развития. Надежда, верность, забота как основные движущие силы развития личности в онтогенезе. Восемь периодов, восемь кризисов жизненного цикла по Э. Эриксону. Стадии субъектного развития человека в онтогенезе.

 

Практические занятия

Занятие 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: