III. Содержание дисциплины

 

ТЕМА 1. Теоретико-методологические основы научно-исследовательской деятельности

Наука и научный метод. Наука как социальный институт, как профессия и социокультурная форма деятельности. Наука и метод. Инновационность науки.

Культурно-историческая эволюция науки: античность, средние века, новое время, XX век. Уровни, формы и методы научного познания. Взаимодействие теоретического, умозрительного и эмпирического уровней развития науки. Классическая к неклассическая картины мира. Типы научной рациональности. Т.Кун о парадигмальном развитии науки и понятие о научном сообществе. Понятие научного предвидения и прогностической функции науки. Подходы к классификации наук. Естественные, социальные и гуманитарные науки.

Обзор основных направлений развития научных исследований в России и за рубежом. Развитие науки в различных странах мира. Проблемы цикличного развития науки. Методические основы определения уровня науки в различных странах мира. Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира. Ресурсные показатели научных исследований, показатели затрат и эффективности научных исследований. Типология научного статуса государств мирового содружества по группам и подгруппам.

Научные исследования и их роль в профессиональной практической деятельности консультанта. Понятие «научное исследование». Особенности, отличия и классификация объектов исследования.

Методология науки. Общие представления о методологии науки. Методология научного объяснения. Содержание и структура методологии. Уровни методологии. Методологические принципы, их сущность. Понятие метода и методологии науки. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Взаимосвязь предмета и метода.

Типология и характеристика научных исследований. Теоретические и прикладные исследования, их взаимосвязь. Фундаментальное и прикладное исследование: основные особенности. Субъекты исследовательской деятельности. Основные черты исследователя.

Методологический замысел исследования и его основные этапы. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования. Концепция исследования.

Логическая схема научного исследования: необходимость, сущность и назначение.

Стратегия и тактика научного исследования. Характеристика и содержание этапов исследования. Проблемная ситуация: подходы к описанию. Проблема и тема научного исследования. Процедуры и атрибуты проведения обоснования актуальности выбранной темы исследования. Цель и задачи исследования. Формулировка гипотезы, виды гипотез, основные требования к научной гипотезе. Формальные признаки «хорошей» гипотезы. Объект и предмет исследования — общее и особенное. Программа научного исследования и выбор методики. Основные компоненты методики исследования. База исследования. Эмпирические данные и их научная обработка. Понятие факта и его роль в исследовании. Факты и информация. Функции фактов в исследовании. Состав фактов. Система фактов. Фактология и научное обоснование явления. Методические требования к выводам научного исследования. Формулировка выводов и оценка полученных результатов. Необходимость апробации научных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: