Особенности строения грибной клетки

Ход урока

Организационный момент.

Мотивация, целеполагание.

Мы продолжаем исследовать мир живой природы. Сегодня на уроке мы будем изучать очень интересные организмы. Они были объектом внимания человека с незапамятных времён, но до сих пор процесс их познания не завершен. Об этих удивительных организмах ещё в 1727 г. французский ботаник А. Вейан сказал: “… - это изобретение дьявола, придуманное им для того, чтобы нарушать гармонию остальной природы, смущать и приводить в отчаяние исследователей – ботаников”.

Слайд 1.

Загадочные создания.Они способны появляться как будто из ничего за считанные дни и часы. По представлениям народов батаки с острова Суматра, именно из них были выращены богами первые люди. О какой группе организмов идёт речь? Учащиеся высказывают предположения.

Слайд 2.

Многообразие этих организмов очень велико. Попробуйте узнать организмы на слайде, назовите их. Учащиеся пытаются назвать грибы, которые изображены на слайде. Казалось бы, что общего между организмами, которые изображены на слайде, тем не менее, всё это грибы, и в их строении есть общие черты. Давайте определим цель урока, задачи, план изучения темы.

Слайды 3, 4.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока, задачи, план изучения учебного материала.

План изучения темы.

1. Наука о грибах.

2. История исследований.

3. Общая характеристика грибов.

4. Среда обитания.

5. Особенности строения грибов.

6. Особенности жизнедеятельности грибов.

7. Значение грибов в природе и в жизни человека.

8. Выводы.

Актуализация знаний.

Слайды 5,6.

Ещё в середине 20 в. грибы относили к царству растений, и только в последние десятилетия грибы стали рассматривать как самостоятельное царство живых организмов. Почему? Давайте вспомним систему органического мира.

Учащиеся должны вспомнить понятия “прокариоты, эукариоты”, характерные особенности представителей разных царств.

Изучение нового материала (в форме беседы).

Слайд 7.

Учащиеся вспоминают, как называется наука о грибах.

Микология – наука о грибах. Микология (от греч. “микес” - “гриб” и “логос” – “понятие”, “мысль”) – наука, возникшая первоначально как отрасль ботаники.

Слайд 8. История исследований.

Генрих Антон де Бари (1831 – 1888)ботаник и микробиолог, считается основателем микологии. Он создал близкую к современной классификацию грибов и описал механизмы их размножения. Бари доказал, что лишайники состоят из клеток грибов и водорослей.

Слайд 9. Учащиеся самостоятельно пытаются сформулировать понятие “грибы”.

Сейчас известно около 120 тыс. видов грибов. Грибы - это царство живой природы, объединяющее эукариотическиеорганизмы, сочетающие в себе некоторые признаки, как растений, так и животных.

Слайд 10. Учащиеся должны определить, какие клетки изображены на слайде. Называют особенности строения растительной, животной и грибной клеток.

Признаки Растительная клетка Животная клетка Грибная клетка
Ядро Есть Есть Есть
Цитоплазма Есть Есть Есть
Клеточная мембрана Есть Есть (внешний слой — гликокаликс) Есть
Клеточная стенка Целлюлозная Нет Хитиновая
Пластиды Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты Нет Нет
Основной запасной углевод Крахмал Гликоген Гликоген
Клеточный центр У высших растений нет Есть Есть
Вакуоли В зрелых клетках крупная, одиночная Мелкие сократительные, пищеварительные Есть

Слайд 11.

Особенности строения грибной клетки

Один из основных компонентов клеточной оболочки — хитин(азотсодержащее, нерастворимое в крепких растворах щелочей вещество), у оомицетов — целлюлоза. Наружные слои оболочки могут ослизняться. В наружных частях клеточной оболочки часто можно обнаружить темные пигменты - меланины.Клетки содержат одно или несколько ядер. Для грибов характерно наличие дикарионов. Дикарион- клетка гриба, содержащая сближенные, но не слившиеся гаплоидные мужское и женское ядра. Дикарион возникает при половом процессе у высших грибов. Ядра перемещаются между клетками при помощи специальных механизмов. У большинства грибов митоз “закрытый” (без разрушения ядерной оболочки). Образование перегородки не всегда происходит сразу после деления ядра, в результате чего могут образоваться многоядерные клетки. Число хромосом колеблется от 2 до 28. Размер хромосом у грибов значительно меньше, чем у других эукариот. Роль запасного вещества выполняет гликоген.

Слайд 12.Учащиеся работают с учебником (стр. 22), заполняют схему в тетради.

Слайд 13. Проверка выполненного задания.

Черты сходства

С растениями С животными
1. Неподвижны. 2. Растут в течение всей жизни. 3. Питание путём всасывания (осмотрофный тип питания). 4. Имеют клеточную стенку. 5. Размножаются спорами. 6. Возможность синтезировать витамины. 1. Гетеротрофы. 2. Отсутствие пластид и фотосинтезирующих пигментов. 3. Клеточная стенка содержит хитин, у некоторых целлюлозу. 4. Запасное вещество – гликоген. 5. Один из продуктов обмена веществ – мочевина.

Слайды 14-18.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: