I. По Т.М. Пахновой (для 9-го класса)

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка): определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные; выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.

2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.

3. Озаглавьте текст. Объясните смысл названия: на что указывает заглавие – на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия, если анализируется текст, имеющий заголовок).

4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.

5. Какие средства художественной изобразительности используются автором? (Если анализируется художественный текст).

6. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?

7. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.

8. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная, их сочетание)?

9. Объясните, пользуясь словарями, значение выделенных слов.

10. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?

11. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначны.

12. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?

13. Найдите в тексте заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы. Объясните их значение.

14. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, сжатое, выборочное и т.д.).

15. Произведите на материале текста разные виды разбора.

16. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Примечание: Т.И.Пахнова полагает, что для положительной оценки учащемуся достаточно выбрать из предложенной программы 6-8 заданий, включая разные виды разбора, и выполнить их правильно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: