Возрастная психология как отрасль психологичес-ких знаний изучает факты и закономерности разви-тия психики человека, а также развитие его лично-сти на разных этапах онтогенеза. В соответствии
с этим выделяются детская, подростковая, юношес-кая психология, психология взрослого человека,
а также геронтопсихология. Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических за-кономерностей развития - основными достижени-ями, сопутствующими образованиями и ново-образованиями, определяющими особенности конкретной ступени развития, в том числе особен-ности развития самосознания.
С точки зрения возрастной психологии критерии возрастной периодизации определяются прежде всего конкретными - историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельно-сти. Критерий классификации соотносятся также
с возрастной физиологией, с созреванием психи-ческих функций, которые определяют само разви-тие и принципы обучения.
Л. С. Выгодский в качестве критерия возраст-ной периодизации рассматривал психические но-вообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «не-стабильные» (критические) периоды развития.
Определяющее значение он придавал периоду
. кризиса - времени, когда происходит качествен-ная перестройка функций ребенка. В эти годы отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л. С. Выгодскому переход от одного возраста к другому происхо-дит революционным путем.
1 1. ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Возрастная психология - это особая область пси-хических знаний, акцентирующая внимание на пси-хологических особенностях личности людей разно-го возраста.
Главный принцип - принцип развития психики
в деятельности, следовательно, возрастную психо-логию нельзя представить вне развития (генезиса), вне развертывания.
На любой ступени исследований данная область никогда не выступает как нечто неизменное.
Предмет возрастной психологии - изучение и представление в виде научных фактов и соответ-ствующих научных теорий основных особенностей психологического развития людей, причем при их переходе от одного возраста к другому.
В предмет изучения всегда включаются развер-нутые, научно обоснованные психологические харак-теристики индивидов из разных возрастных групп.
Возрастная психология отмечает два вида измене-ний, происходящих в человеке: основательные, каче-ственные и стабильные качественные характеристики (изменения) которые происходят в двух сферах - как
в психике, так и в поведении, например, в психике и поведении детей при их переходе из одной возрас-тной группы в другую. Эти изменения охватывают зна-чительные периоды жизни - до нескольких лет. Они зависят от постоянно действующих факторов: 1) био-логического созревания; 2) психофизиологического состояния организма; 3) места ребенка в системе че-ловеческих социальных отношений; 4) достигнутого уровня интеллектуального и мысленного развития.
Медленные, количественные и качественные пре-образования всегда связаны с эволюционным возра-стными изменениями как в психологии так и в пове-
S/дении индивида.