Формирование мировоззрения

 

В РАННЕЙ ЮНОСТИ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

 

Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, про-фессиональное, духовно-практическое - составля-ет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социаль-ного и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть, каким быть, с опре-делением жизненных перспектив, с проектировани-ем будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.

 

Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно на-пряженными. Некоторые старшеклассники плавно ел и непрерывно продвигаются к переломному момен-ту жизни, а затем относительно легко включаются

 

в новую систему отношений. Они больше интересу-

 

ются общепринятыми ценностями, в большей степе-

 

ни ориентируются на оценку окружающих, авторитет

 

взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные из-

 

менения, которые благодаря хорошо развитой само-

 

регуляции не вызывают сложностей в развитии.

 

Выбор профессии и типа учебного заведения не-

 

избежно дифференцирует жизненные пути юношей

 

и девушек, закладывает основу их социально-пси-

 

хологических и индивидуально-психологических

 

различий. Учебная деятельность становится учебно-

 

профессиональной, реализующей профессиональ-

 

ные и личностные устремления юношей й девушек.

 

Ведущее место у старшеклассников занимают мо-


 

ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА

 

У Э. Эриксона индивидуальное развитие опре-деляется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершаетсяот рождения до смерти и проходит восемь, типич-ных стадий. На каждой стадии решается своя зада-ча развития, специфика которой зависит и от ситу-ации и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие лич-ностные новообразования. Это: 1) базисное дове-рие - недоверие; 2) автономия - чувство за-висимости; 3) инициативность - чувство вины;

4) производительная предметная деятельность - чувство неполноценности; 5) идентичность - диф-фузия идентичности; 6) интимность и солидар-ность - изоляция; 7) творчество - застой; 8) эго-интеграция - разочарование в жизни.

 

Центральными понятиями в теории Э. Эрик-сона выступают «сензитивные периоды развития» и «возрастные кризисы», поскольку развитие лич-ности на определенной стадии связано с первым понятием, а переход от одной стадии к другой - со вторым.

 

Сензитивные периоды развития (от лат.sensus - «чувство», «ощущение») - возрастные ин-тервалы индивидуального развития, при прохожде-нии которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружа-ющего мира. В развитии психических функций по-добные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилет-него возраста, становятся наиболее чувствительны-ми к восприятию фонематических конструкций,


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: