В РАННЕЙ ЮНОСТИ. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, про-фессиональное, духовно-практическое - составля-ет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социаль-ного и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть, каким быть, с опре-делением жизненных перспектив, с проектировани-ем будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.
Юность может быть бурной: поиски смысла жизни, своего места в этом мире могут стать особенно на-пряженными. Некоторые старшеклассники плавно ел и непрерывно продвигаются к переломному момен-ту жизни, а затем относительно легко включаются
в новую систему отношений. Они больше интересу-
ются общепринятыми ценностями, в большей степе-
ни ориентируются на оценку окружающих, авторитет
|
|
взрослых. Возможны и резкие, скачкообразные из-
менения, которые благодаря хорошо развитой само-
регуляции не вызывают сложностей в развитии.
Выбор профессии и типа учебного заведения не-
избежно дифференцирует жизненные пути юношей
и девушек, закладывает основу их социально-пси-
хологических и индивидуально-психологических
различий. Учебная деятельность становится учебно-
профессиональной, реализующей профессиональ-
ные и личностные устремления юношей й девушек.
Ведущее место у старшеклассников занимают мо-
ТЕОРИЯ Э. ЭРИКСОНА
У Э. Эриксона индивидуальное развитие опре-деляется динамикой решения центральных задач возраста. Процесс развития личности совершаетсяот рождения до смерти и проходит восемь, типич-ных стадий. На каждой стадии решается своя зада-ча развития, специфика которой зависит и от ситу-ации и от возраста. В зависимости от ее решения (или нерешения) возникают соответствующие лич-ностные новообразования. Это: 1) базисное дове-рие - недоверие; 2) автономия - чувство за-висимости; 3) инициативность - чувство вины;
4) производительная предметная деятельность - чувство неполноценности; 5) идентичность - диф-фузия идентичности; 6) интимность и солидар-ность - изоляция; 7) творчество - застой; 8) эго-интеграция - разочарование в жизни.
Центральными понятиями в теории Э. Эрик-сона выступают «сензитивные периоды развития» и «возрастные кризисы», поскольку развитие лич-ности на определенной стадии связано с первым понятием, а переход от одной стадии к другой - со вторым.
|
|
Сензитивные периоды развития (от лат.sensus - «чувство», «ощущение») - возрастные ин-тервалы индивидуального развития, при прохожде-нии которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружа-ющего мира. В развитии психических функций по-добные сензитивные периоды также играют очень важную роль. В частности, дети, достигнув пятилет-него возраста, становятся наиболее чувствительны-ми к восприятию фонематических конструкций,