Периодизация возрастов

 

Подростковый возраст - этап индивидуально-го психического развития, который продолжается от завершения этапа детства до наступления юношес-кого возраста (от 11-12 до 16-17 лет). Характери-зуется качественными изменениями, связанными

 

с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную возбудимость, импульсивность, на которые накла-дывается, часто неосознанное, половое влечение. Основным лейтмотивом психического развития

 

в подростковом возрасте является становление но-вого, еще достаточно неустойчивого самосознания, изменение «Я-концепции», попытки понять самого себя и свои возможности.

 

Этому возрасту свойственен так называемый подростковый эгоцентризм, проанализированный

 

в работах Д. Элкинда. Он проявляется в неспо-собности отличать временное и постоянное (мел-кая неудача представляется подростку трагической и непоправимой), субъективное и объективное (по-стоянное ощущение себя в центре внимания дру-гих людей), уникальное и универсальное (все чув-С1ва воспринимаются как несвойственные другим людям). Очень важное значение имеет возникаю-щее у подростка чувство принадлежности к особой «подростковой» общности, ценности которой явля-ются основой для собственных нравственных оце-нок. В этом возрасте происходят становление сложных форм аналитико-синтетической деятель-ности, формирование абстрактного теоретическо-го мышления.

 

Юношеский возраст - этап индивидуальногопсихического развития, который продолжается от


завершения подросткового возраста до наступления взрослости. У юношей это временной интервал от 17 до 21 года, у девушек - от 16 до 20 лет. В этом возрасте завершается физическое, в том числе по-ловое, созревание организма. В психологическом плане главной особеннЬстыо данного возраста яв-ляется вступление в самостоятельную жизнь, ког-да происходит выбор профессии, резко меняется социальная позиция. В этом возрасте решаются спе-цифические задачи: установление с другими дружеских и интимных взаимоотношений, проигры-вание половых ролей и формирование установок на семью, достижение независимости, формирование основ мировоззрения и самопознания, профессио-нальный выбор.

 

Зрелость (взрослость) - наиболее продолжи-тельный период онтогенеза, характеризующийся тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способ-ностей личности, Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются мо-ментом завершения юности и началом периода ста-рения.

 

Старость - заключительный период человеческойжизни, условное начало которого связано с отходом человека от непосредственного участия в произво-дительной жизни общества. Помимо прогрессирую-щего ослабления здоровья, упадка физических сил, старость характеризуется психологическими измене-ниями, как, например, интеллектуальный и эмоцио-нальный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жиз-ни. Однако неправомерно связывать с периодом ста-рости только регрессивные явления, она может рас-сматриваться и как период развития.


 

распространяется и на предметы, которые находят-ся вне непосредственного места действия ребенка.

В дальнейшем формируются: учебная деятельность, трудовая деятельность, в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки, продуктивная деятельность, являющаяся существенным фактором развития познавательных процессов, и изобразитель-ная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов.

 

Дошкольный возраст - этап индивидуального пси-хического развития, который продолжается от 3 до 6-7 лет. Выделяют три периода: 1) младший дош-кольный возраст (3-4 года); 2) средний дошколь-ный возраст (4-5 лет); 3) старший дошкольный воз-раст (5-7 лет).

 

Дошкольный возраст характеризуется тем, что

 

ведущей деятельностью является игра, именно

 

в связи с ее развитием совершаются наиболее важ-ные изменения в психике ребенка и происходит под-готовка к переходу на новую ступень развития.

 

Младший школьный возраст - этап индивидуаль-ного психического развития, который продолжает-ся от 6 до 10 лет, когда ребенок проходит обучение

 

в начальных классах (I—IV классы) современной шко-лы. Для этого возраста характерно, что у ребенка

в качестве ведущей деятельности формируется учебная деятельность, в которой происходит усво-ение человеческого опыта, представленного в фор-ме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новооб-разования этого возраста - возможность произ-вольной регуляции психических процессов и пост-роение внутреннего плана действий.


 

взрослую жизнь. По мере интенсификации произ-водства и повышения культурного уровня происхо-дит постепенное сдвигание верхних возрастных гра-ниц. В детстве обычно выделяют следующие периоды: 1) младенческий возраст; 2) ранний воз-раст; 3) дошкольный возраст; 4) младший школь-ный возраст.

 

Детство сменяют отрочество и юность, которые предшествуют периоду социальной зрелости.

 

Младенческий возраст (от рождения до 12-14 ме-сяцев) - период, когда ребенок развивается в фи-зическом, психическом и социальном плане чре-звычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного новорожденно-го с малым набором врожденных реакций до актив-ного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно восприни-маемые ситуации, взывать о помощи, привлекать 00 внимание, радоваться появлению близких. У младен-ца уже можно наблюдать такие рефлексы, как защит-ные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые,

 

а также сосательный, цеплятельный и рефлекс оттал-кивания. Под влиянием внешних впечатлений у ре-бенка происходит интенсивное развитие мозга и ор-ганов чувств. Общение со взрослым в этот период перерастает в совместную деятельность, а действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического разви-тия. К концу первого года у ребенка возникает связь между названием предмета и самим предметом - на-чальная форма понимания речи. К концу младенче-ства на основе организуемых взрослыми движений

 

и действий ребенка у него складываются первона-чальные представления об окружающем мире и воз-никают элементарные формы восприятия.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: