ПСИХИКИ
Сознание - высшая форма отражения действитель-ного мира, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулиро-вании и самоконтролировании поведения человека.
Основной признак психики человека состоит в том, что, кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения, человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окру-жающей действительности - знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт чело-
CD | вечества, передаваемый посредством речи. | |
«Сознание» буквально означает «совокупность зна- | ||
ний». Психика человека формируется и постоянно | ||
обогащается в условиях социального окружения, | ||
в процессе усвоения социального, общественного | ||
опыта. Если животное, выращенное в искусственных, | ||
изолированных условиях, сохраняет все свои видо- | ||
вые качества, то человек без социального окружения | ||
не приобретает никаких человеческих качеств. В ис- | ||
тории отмечено около сорока случаев, когда дети | ||
с раннего возраста вскармливались животными. Они | ||
не обнаруживали не только признаков сознания (у них | ||
полностью отсутствовали речь и мышление), но даже | ||
такого физического свойства человека, как верти- | ||
кальное положение тела при ходьбе. | ||
Одной из особенностей психики человека являет- | ||
ся ее обусловленность общественным сознанием. |
|
|
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ
Главным условием возникновения и разви-тия человеческого сознания является совме-стная продуктивная опосредованная речью ору-дийная деятельность людей. С переходом от животного существования к человеческому обще-ству возникло два новых фактора формирования психики человека: общественный труд, употреб-ление орудий труда и общение с помощью слова.
С возникновением прямохождения у человека ос-вободились руки, расширился кругозор, возник-ли условия для интенсивного развития его ориентировочной деятельности. Это привело к возникновению орудий труда, трудового про-цесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий труда, через которые из поколения в по-коление передаются трудовые операции.
Изготовление самого простого орудия труда не-избежно требует таких сознательных действий, как предварительное представление его функций, фор-мы, свойств материала. Действия по изготовлению орудия должны планироваться в определенном по-рядке. Они должны осознаваться и запоминаться для повторного его изготовления. Изготовление орудий труда связано с мысленным расчленением целого на части (анализом), с вычленением (абстракцией) отдельных свойств предмета, а также с мысленным объединением (синтезом) вычлененных свойств в представляемые целостные орудия. Таким обра-зом, совершенствование трудовых процессов, из-готовление все более и более сложных орудий труда было связано с совершенствованием аналитико-
|
|
^синтетической деятельности коры головного мозга,
САМОСОЗНАНИЕ
Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы сво-ей деятельности и свое отношение к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое «Я* из окружающего мира.
Самосознание - одна из форм сознания, которае отличается единством процессов познания себя и по-строения отношения к самому себе. Особо большое значение в самопознании имеют оценка одного че-ловека другим и его коллективная оценка. Самопоз-нание идет всю жизнь человека путем анализа его собственной деятельностной активности и поведения
- оценивается уровень собственных личных качеств, анализируются собственные желания, потребности, поступки, волеизъявления - соотношения самооцен-ки с оценками данной личности другими людьми и осуществляется путем самонаблюдения.
Самосознание - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, пере-живаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он стро-ит свое взаимодействие с другими людьми и отно-сится к себе. Самосознание - это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ соб-ственного «я», выступающий как установка по отно-шению к самому себе.
Плотин (III в. н.э.) ввел принцип абсолютной не-материальности души. У него, впервые в истории, психология становится наукой о сознании, понятом как «самосознание». Плотин также выделил еще
,одно направление - обращенность на себя, на соб-
ственные незримые действия и созерцание. Оно как бы следит за своей работой, является ее «зерка-лом». Рефлексия в период Плотина стала исходным понятием интроспективной психологии сознания.
Содержанием самосознания является осознание человеком своих физических и психических свойств, своих действий и поступков, чувств и стремлений. Выделяя себя из объективной действительности, осознавая свои достоинства и недостатки, человек начинает изменять и свою психику, свое поведение,
в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет к нему общество, и целями, которые он ставит перед собой в процессе самовоспитания.
Самосознание проявляется в: 1) самонаблюдении; 2) критическом отношении к себе; 3) самооблада-нии; 4) ответственности перед обществом за свои поступки и действия.
Определенныйуровеньсамосознания -необхо-
димая предпосылка правомерного поведения. Самосознание можно рассматривать как целостное
интегративное, концептуальное отражение человеком своей собственной личности, как психическую модель своего «Я». Человек направляет и регулирует свою деятельность, исходя из своей «Я-концепции», кото-рая обусловлена социальными условиями существо-вания индивида, его социальной идентификацией (от-несением себя к определенной социальной группе).
Таким образом, самосознание - это социально обусловленная установочная система личности, си-стема ее ценностно-смысловых образований. На этой основе и осуществляются все поведенческие акты человека, они приобретают личностное един-ство - стиль поведения данной личности.
|
|
человека. Совершенствовалось и орудие этой дея-тельности - речь.
Общественная организация трудовой деятельно-сти привела к выделению отдельных действий, ко-торые приобретают смысл только через работу дру-гих людей. Так, в труде возникают сознательные действия, оторванные от непосредственной биоло-гической цели, формируются абстрактное мышле-ние человека, его воля.
В процессе формирования психики человека его внешние физические действия с материальными объектами предшествуют формированию внутрен-них психических действий. Лишь на основе действия
с материальными предметами человек постепенно переходит к оперированию их идеальными образа-ми, к действиям в уме. Этот переход от внешних действий к внутренним действиям называется ин-териоризацией («превращение во внутреннее»).Благодаря способности действовать с психически-ми, идеальными образами предметов человек на-чинает моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Интериоризация осуществляется на словесной, ре-чевой основе. Слово используется и как средство обозначения объектов, и как символ их общих, су-щественных свойств.
Сформировавшись на основе внешних действий, умственные действия сами начинают регулировать внешние действия. Все сознательные действия чело-века являются экстериоризацией (внешним прояв-лением) его внутренней психической деятельности.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с из-менением исторических условий существования людей меняется их сознание.
К общественному сознанию относятся: 1) наука;
2) мораль; 3) право; 4) идеология; 5) искусство;
6) религия.
Изменения в производстве, в общественных отно-шениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.
Итак, психика человека, его сознание - это сис-тема его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценност-ных ориентациях.
|
|
Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные осо-бенности: 1) категориальность - отражение мирасквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы;
2) отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей; 3) осознание це-лей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;
4) обусловленность индивидуального сознания об-щественными формами сознания; 5) самосозна-ние - концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.
Сознание характеризуется не только как отраже-ние мира, но и как такая духовная деятельность, которая направлена на активное, творческое пре-образование действительности.
Таким образом, сознание есть высшая, интегри-рующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека
в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.