Впервые анализ категории качества прослеживается у Аристотеля. Качество характеризовалось им «как различие между предметами». Второе егоопределение — как дифференциация по признаку «хороший — плохой».
Такимобразом, еще в III в. до н. э. Аристотель определил два главных аспекта понимания категории качества: с точки зрения определения индивидуальности объекта и с точки зрения его потребительной стоимости.
Такое понимание проблемы лежит в основе двух главных современных подходов к определению сущности категории качества: а) к качеству как философской категории; б) к качеству как категории экономической и объекту экономической науки.
Качество как единое целое (философская категория) не является объектом внимания современного менеджмента. В отношении результатов производственной деятельности и производственных процессов основной интерес вызывает только часть их свойств. В связи с этим под качеством в экономической науке обычно подразумевают понятие гораздо более узкое, чем то, каковым оно является на самом деле (в рамках экономической категории качества).
|
|
Понятие качества продукции регламентировано государственным стандартом, ГОСТ 15467—79 “ Качество — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением”.
Международный стандарт ИСО 8402, сформулированный в 1994 г. определяет это понятие следующим образом: “Качество — совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности”.
Совокупность конкретных полезных свойств продукции делает ее предметом потребления. А оценка потребительной стоимости по степени удовлетворения конкретной потребности определяет качество продукции в привычном нам понимании этого слова, что указывает на динамизм понятия качества как экономической категории по отношению к одному и тому же продукту при неизменности ее потребительских свойств.