Уровни, показатели и методы оценки конкурентоспособности продукции

Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, можно подразделить на три уровня:

· микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятий);

· мезоуровень (отрасли, корпоративные объединения предприятий и фирм);

· макроуровень (народнохозяйственные комплексы).

Конкурентные показатели на микроуровне – это качество и цены на производимую продукцию и оказываемые услуги, а микроконкурентоспособность – это соотношение между этими показателями по отдельным товарам или товарным группам на уровне предприятий и фирм.

Мезоуровень конкурентоспособности характеризует эффективность работы отдельных отраслей и их динамичного развития на уровне страны, а мезоуровневые конкурентные факторы обеспечивают улучшение показателей эффективности использования ресурсов, отраслей (технико-технологические параметры, формы организации и управления, мотивация и др.). Конкурентоспособность на уровне отрасли (мезоуровень) можно оценить, используя следующие основные экономические показатели, или их комбинированное сочетание: производительность труда; удельный вес оплаты труда; капиталоемкость; наукоемкость и технический уровень продукции; степень экспортной ориентации, или импортной зависимости; динамика цен на продукцию отрасли и других хозяйственных структур.

Конкурентные факторы макроуровня определяют общее состояние хозяйственных систем, их сбалансированность, инвестиционный климат, налоговый режим и т.п. Национальная конкурентоспособность измеряется рядом показателей, среди которых сальдо внешнеторгового баланса, затраты производства на единицу продукции, приведенные к курсу национальной валюты; рыночные квоты, капиталоемкость, наукоемкость, материалоемкость, транспортоемкость, в динамике курса национальной валюты по отношению к валютам ведущих стран. Производительность труда отражает, насколько страна может быть низкозатратным производителем при условии высокой заработной платы. В этом случае происходит сближение понятий – производительность и конкурентоспособность. Государство может быть конкурентоспособным на рынке, если поддерживаются высокие доходы и жизненный уровень.

Успех в конкуренции определяют не столько сами факторы, а то насколько продуктивно они применяются. Выделяют четыре группы конкурентных преимуществ:

I – параметры производственных факторов;

II – параметры внутреннего спроса;

III – наличие конкурентоспособных на мировых рынках родственных или поддерживающих отраслей;

IV – стратегия фирм, предприятий, их структура, соперничество.

Данная система конкурентных преимуществ создает условия, в которых действуют предприятия страны. С точки зрения конкурентоспособности она может быть благоприятной и неблагоприятной. Существенное влияние на данную систему оказывают крупные изобретения или другие исторические события, а также проводимая политика государства, которая может усилить конкурентное преимущество страны, либо подорвать его. Успешная деятельность государства должна учитывать ту или иную стадию конкурентоспособности, которой достигла страна. Таких стадий три: факторная, инвестиционная, инновационная. Непосредственное влияние на конкурентные преимущества оказывают первые две стадии. Но в целом в сохранении и развитии конкурентных преимуществ главную роль играют нововведения.

В рыночной экономике конкурентоспособность смещается в сторону таких факторов, как высокая производительность, жизненный уровень основного числа населения страны, обладание новейшими технологиями, экономическая среда, способствующая технологическому и техническому лидерству и выработке конкурентной стратегии.

В основе объемов производства и конкурентоспособности всего национального агропромышленного комплекса находится обеспеченность факторами производства и необходимыми ресурсами. Но успех конкуренции сельскохозяйственных предприятий определяют не столько факторы, сколько уровень их продуктивного использования.

Если раньше традиционно на первый план выдвигались выгодное географическое положение, обладание богатыми природными ресурсами и наличие низких цен на основные ресурсы и факторы производства, то в настоящее время приоритет принадлежит таким факторам, как высокая производительность, использование новейших технологий и систем машин, удовлетворенность трудом через формирование и развитие собственности и капитала.

При оценке степени конкурентоспособности учитываются следующие аспекты:

· уровень экономического объекта (предприятие, отрасль, страна, группа стран);

· уровень рынка (локальный, региональный, рынок одной страны, рынок группы стран, мировой рынок);

· уровень товара (один товар, отрасль, сектор или совокупность отраслей, народное хозяйство в целом);

· временной уровень (краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды).

В основе оценки конкурентоспособности сельскохозяйственного производства различных стран лежит сопоставление таких показателей, как:

· производство продукции в целом и на душу населения;

· рентабельность сельскохозяйственного производства;

· производительность труда;

· объемы экспорта и импорта конкретных видов продукции;

· объемы государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий;

· закупочные цены на основные виды сельхозпродукции;

· индексы изменения закупочных цен на сельхозпродукцию и цен на закупаемые предприятиями средства производства и ресурсы.

Методика оценки конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции предполагает определенную последовательность:

1. Анализ рынка (изучение рынка, потребностей потенциальных покупателей, прогноз платежеспособного спроса населения, рассмотрение возможных конкурентов, в том числе зарубежных поставщиков) с целью формирования требований к продукции и выбору образца в качестве базы для сравнения, поскольку конкурентоспособность товара, т.е. возможность сбыта на данном рынке, можно определить, только сравнивая товары производителей между собой.

2. Определение перечня параметров, подлежащих сравнению и оценке (технических, экономических, в том числе и нормативных) с их количественным выражением и установлением их "весомости".

3. Расчет единичных или простых индексов с учетом выбранных измерителей (натуральных, трудовых, стоимостных, в баллах, процентах, долях, "весах" и т.д.) по каждому параметру.

4. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности продукции.

5. Выбор наиболее весомых факторов повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и разработка мер по их реализации.

При определении параметров конкурентоспособности товаров необходимо учитывать, что часть их характеризует потребительские свойства продукции, а часть - экономические. При этом в обоих случаях они могут быть нормативные (жесткие) и свободные (мягкие) параметры. После установления иерархии параметров на первый план выдвигаются те из них, которые имеют наибольший вес. Индивидуальные коэффициенты (индексы) конкурентоспособности определяются отношением конкретного конкурентообразующего показателя продукции (товара) к аналогичному показателю (нормативу), действующему на рынке. Рассчитав простые индивидуальные коэффициенты (индексы), определяется сводный параметрический (интегрированный) индекс конкурентоспособности продукции (Кк), используя формулу:

Кi

Кк = ---------

П

где:

Ki – сумма индивидуальных коэффициентов (индексов) конкурентоспособности;

П – число индивидуальных коэффициентов (индексов).

Если интегральный коэффициент составляет 1,2 и выше, продукция (товар) имеет высокую конкурентоспособность, от 1,2 до 1 - продукция конкурентоспособна, ниже 1 - конкурентоспособность низкая. Хозяйство будет конкурентоспособным на рынке сбыта, если его товар обеспечивает рентабельность 20 % и выше.

При оценке конкурентоспособности могут учитываться следующие модели экономического развития:

· плановая, когда управление строится путем прямого административного распределения продовольствия государственными органами;

· рыночная, когда управление ресурсами осуществляется на принципах саморегуляции;

· комбинированная, сочетающая характеристики рыночного и планового хозяйства.

В зарубежной практике используют оценку конкурентоспособности производителя. Ее определяют как относительную характеристику, отражающую отличия продукции производителя и конкурента как с точки зрения степени удовлетворения своей продукцией конкретной общественной потребности, так и эффективности производственной деятельности. Это характеризует возможности и динамику приспособления производителя к изменяющимся условиям конкуренции на рынке

Основными условиями роста конкурентоспособности национального агропромышленного комплекса выступают:

- уровень инвестиций в науку и новые технологии;

- уровень инвестиций в «человеческий капитал»;

- уровень благоприятных экономических условий для инноваций;

- либерализация внешнеэкономических связей;

- формирование открытой экономики, основанной на правилах международной торговли;

- высокое качество продукции, соответствующее международной сертификации;

- экономическая свобода хозяйствования;

-государственные гарантии по защите капитала, собственности и ресурсов сельскохозяйственных предприятий.

В росте эффективности производства и формировании конкурентоспособной продукции ключевую роль в настоящее время играют новые интенсивные или высокие технологии, поскольку почти на 80 % качество и конкурентность создаются в сфере производства, то есть в процессе технологического формирования свойств продукции, в результате чего она приобретает потребительскую стоимость. И только немногим более 20 % качества создается в процессе доработки сельскохозяйственной продукции, расфасовки, упаковки, хранения и т.д. Поэтому курс на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции требует переориентации инвестиций в технологии в тесной связи с инвестированием науки и развития «человеческого капитала».

В современных условиях прогресс экономики АПК определяется как уровнем науки и образования, так и большим комплексом организационно-производственных и технических условий, обеспечивающих аккумуляцию, анализ и использование информации, создание и распространение новых знаний в целях развития технологий. Это находится в прямой зависимости от скорости инновационных процессов, которые формируют темпы реализации новых технологических решений.

В конечном итоге, конкурентоспособность национального АПК определяется способностью страны проводить самостоятельную аграрную политику и эффективное экономическое соревнование на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность агропромышленного комплекса зависит от степени продовольственной независимости; внутренней продовольственной сбалансированности рынка по спросу и предложению; быстрого технологического и инвестиционного воспроизводства; повышения качества сельскохозяйственной продукции; социальной стабильности и роста уровня жизни населения.

С чисто экономических позиций уровень конкурентоспособности агропромышленного комплекса определяют: интенсификация производства; размер инвестирования в науку и технологии; использование и окупаемость ресурсов; объемы продажи продукции, в том числе экспорт; производительность труда; наукоемкость и ресурсоемкость; степень открытости экономики; динамика курса национальной валюты; сальдо торгового и платежного балансов.

В этой связи к приоритетам в области внешнеэкономической деятельности относятся: импортозамещающее национальное аграрное производство и государственный протекционизм эффективного хозяйства, конкурентное давление на отечественных товаропроизводителей и внешнеэкономическая экспансия с целью снижения издержек и роста качества продукции. Важнейшую роль здесь призвано сыграть национальное законодательство, которое должно создать благоприятную среду для развития конкурентоспособного аграрного комплекса и агропродовольственных комплексов регионов.

Интегральным показателем успешного функционирования агрокомплекса и критерием оценки аграрной стратегической политики Беларуси являются темпы экономического роста продовольственного комплекса и экспортной направленности страны, прежде всего, на рынках СНГ, а затем и на мировых рынках.

Для реализации существующего потенциала в аграрном секторе республики и решения единой задачи повышения конкурентоспособности АПК необходима концентрация работы трех основных уровней хозяйственного управления: макро- (государственный), мезо-(региональный и отраслевой), микроуровень предприятия). Главными направлениями должны быть:

· максимальное привлечение в аграрную сферу всех видов капитала;

· наращивание инвестиций в национальную науку и образование;

· переход на высокоинтенсивные технологии;

· создание высокопроизводительной системы машин;

· формирование нового рыночного менталитета и экономического мышления сельских товаропроизводителей;

· усиление роли «человеческого капитала;

· целенаправленное улучшение экономической среды;

· ускорение перехода на информационные технологии сельскохозяйственного производства.

Конкурентоспособность продукции является основой выживания товаропроизводителей. Она находится в центре внимания государственных, деловых и научных сфер. Их задача состоит в "модернизации" существующих направлений и путей, а также нахождении новых решений по обеспечению конкурентоспособности продукции.

Для Беларуси повышение конкурентоспособности продукции АПК имеет важнейшее значение, исходя из двух основных позиций. Во-первых, ставится задача увеличения производства на экспорт продукции из местного сырья (согласно разработанной в республике программе). Во-вторых, необходимо обеспечить замещение импорта путем развития собственного производства конкурентоспособной, пользующийся спросом на внутреннем рынке продукции.

Повышение конкурентоспособности продукции зависит от следующих условий:

· согласованности повышения конкурентоспособности с целями и направлениями макроэкономической политики государства;

· направленности аграрной политики на решение ключевых задач конкурентоспособности продукции во взаимосвязи с формированием рынков продовольствия и целенаправленным улучшением экономических показателей развития АПК;

· привести в действие внутренние резервы товаропроизводителей по снижению затрат на производство продукции. Расчеты показывают, что доведение материальных затрат до нормативного уровня позволит сократить их на 25-30%.

На повышение конкурентоспособности влияют наличие и состояние действующих и новых рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, и в первую очередь, за счет традиционного для республики рынка Российской Федерации. Важно осуществлять продажу продукции с максимально возможной долей добавленной стоимости, что гораздо выгоднее, чем поставки сырья. С этой целью необходимо активизировать работы в области маркетинга и маркетинговых исследований.

Реальный стратегический успех может принести только сочетание всех названных краткосрочных и долгосрочных задач на всех уровнях формирования конкурентоспособности агропромышленного комплекса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: