Памятка для выполнения учебно-практических заданий

 

1. Изучить содержание задания.

2. Подобрать литературу для получения ответов на задания.

3. Составить план выполнения задания:

3.1. Выбрать вопросы для изучения.

3.2. Определить сроки выполнения задания.

3.3. Согласовать с преподавателями намеченный план или со студентами группы.

4. Выполнить составленный план.

5. Убедиться, что задание выполнено:

5.1. Оценить в полном ли объеме материал.

5.2. Обдумать собранную информацию, обобщите ее.

5.3. Выяснить дополнительные вопросы, возникшие в ходе выполнения задания.

5.4. Изложить результаты выполнения задания в соответствии с указанием преподавателя.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Цели самостоятельной внеаудиторной работы студентов:

- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, самостоятельное овладение новым учебным материалом;

- формирование профессиональных знаний;

- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;

- мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению специальности;

- развитие самостоятельного мышления;

-формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.

Основные виды самостоятельной работы студентов:

Первичное овладение знаниями (усвоение нового материала):

- чтение дополнительной литературы;

- составление плана текста, конспектирование прочитанного;

- выписки из текста;

- ознакомление с нормативными документами.

Закрепление и систематизация знаний:

- работа с конспектами лекций;

- изучение нормативных документов;

- ответы на контрольные вопросы;

- подготовка к выступлению на занятиях, а также рефераты и доклады.

Применение знаний, формирование умений:

- выполнение ситуационных задач;

- выполнение индивидуальных заданий.

Самостоятельная работа по теме рассчитана на 30 часов, предусматривает самостоятельное изучение представлений о предметах маркетинга, видов торговли, товарной политики организации, об особенностях конкурентной борьбы, о мерах государственного регулирования цен на товары, о формировании имиджа организации и использования товарных марок. В результате выполнения самостоятельной работы студент должен иметь представление об основных аспектах организации маркетинговой деятельности и проведения маркетинговых исследований на нефтегазодобывающих предприятиях.Перечень тем самостоятельных работ приведен в таблице 3.

Таблица 3

№ п/п Тема занятия Количество часов
1. Самостоятельная работа №1.Изучение рынка, его емкости, конъюнктуры, товара, цены, каналов и методов сбыта  
2. Самостоятельная работа №2.Позиционирование товара.  
3. Самостоятельная работа №3. Использование товарных марок.  
4. Самостоятельная работа №4. Упаковка и ее функции  
5. Самостоятельная работа №5.Меры государственного регулирования ценообразования  
6. Самостоятельная работа №6. Оптовая торговля, как метод распространения товаров  
7. Самостоятельная работа № 7. Розничная торговля, виды розничных торговых предприятий  
8. Самостоятельная работа № 8.Формирование благоприятного имиджа организаций  
9. Самостоятельная работа № 9. Личная продажа, достоинства и недостатки  
10. Самостоятельная работа № 10. Состояние и особенности конкурентной борьбы  
11. Самостоятельная работа № 11. Оценка рисков в бизнес-плане  

Лекция 1. Введение

Содержание темы:

1. Предмет, цели и функции маркетинга.

2. Основные принципы и концепции маркетинга.

3. Современное состояние маркетинга.

 

1. В мире современного бизнеса маркетинг относится к наиболее употребляемым понятиям. Этому понятию придается самое разнообразное смысловое значение. В настоящее время насчитывается около двух тысяч определений маркетинга. По существу каждый специалист по маркетингу в своих публикациях дает собственную трактовку этого понятия. Впервые понятие «маркетинг» (от англ. mаrkеt-рынок) появилось в американской экономической литературе в самом начале 20 века. Что же стоит за понятием «маркетинг»? Многие ошибочно отождествляют это понятие со сбытом продукции, с его стимулированием, т. е. торговлей. Сегодня нас донимают рекламные ролики, газетные объявления. Нас все время пытаются убедить что-то приобрести, поэтому рынок, реклама, сбыт товара тесно переплелись в нашем сознании и многие удивятся, узнав, что сбыт, не является наиболее важным элементом маркетинга, он всего лишь одна из его функций.

Сущность маркетинга заключается в том, что фирме следует производить только то, что найдет, сбыт у клиента.

Познакомимся с определениями следующих авторов:

§ Котлер - считает, что маркетинг - это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей, посредством обмена (классическое определение маркетинга).

§ Дж. Эванс - рассматривает маркетинг как предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги, территории, организации, людей и идей посредством обмена.

§ Дж. Скотт - маркетинг - это любая деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение товаров, работ, услуг от того, кто их производит тому, кто в них нуждается посредством обмена.

Для определения предмета маркетинга как науки мы воспользуемся подходом с позиции объективно-значимого и сущностного, стоящего в ряду взаимосвязи и взаимоподчиненности таких наук, как философия и экономическая теория. Таким образом, если предметом философии является прежде всего изучение законов и закономерностей развития природы и общества, а экономическая теория призвана изучать законы и закономерности развития производственных и экономических отношений в обществе, то маркетинг, базируясь на предметах этих наук, имеет свой собственный предмет.

Предметом маркетинга являются законы и закономерности развития рыночных отношений, включая механизм их использования, под которым понимаются не только механизм реализации основных законов, регулирующих рыночные отношения, таких, как закон спроса и предложения, закон возвышения потребностей и другие, но и принципы и методы их реализации.

Важнейшей задачей маркетинга является обеспечение максимально возможной устойчивости в деятельности фирмы, планомерности развития и достижения стратегических целей. В процессе маркетинговой деятельности решаются также другие, более частные задачи:

- обеспечение фирмы надежной, своевременной и достоверной информацией о рынке, товарах, потребителях и конкурентах;

- создание товара, максимально соответствующего требованиям потребителя, возможностям фирмы;

- воздействие на потребителя, спрос и рынок.

Задачи маркетинга можно представить в виде большой системы, которую можно подвергнуть декомпозиции; отдельные задачи решаются структурными подразделениями фирмы и исполнителями.

- обеспечение максимального объема прибыли в процессе купли-продажи, при котором удовлетворение спроса является фактором достижения цели.

Для достижения этой цели необходимо достичь промежуточные цели:

- удовлетворение требований потребителей;

- достижение превосходства над конкурентами;

- завоевание доли рынка;

-обеспечение роста продаж (прибыли).

Поскольку удовлетворение спроса является не конечной целью, а основным средством, фактором ее достижения, рынок нередко удовлетворяет потребности низменные, антигуманные, такие, как продажа оружия, средств промышленного и коммерческого шпионажа, произведения, пропагандирующие садизм, насилие, убийство.

Изучение спроса - это не просто фиксация потребности в конкретных товарах, но и предвидение, в каком направлении он будет изменяться под влиянием научно-технического прогресса, возросших покупательских запросов, требований к качеству и надежности продукции.

Современная научно-техническая революция непосредственно связана с быстроменяющимися запросами рынка, появлением все более сложных наукоемких Продуктов, выпуск которых, как правило, ориентирован на заранее известных потребителей. Образуется замкнутый и постоянно действующий процесс непрерывного влияния потребителя на производителя. Потребитель активно влияет на определение целей производства в условиях меняющихся требований к товару. Своевременная реализация научно-технических достижений служит непременным средством формирования новых потребностей.

Современная концепция маркетинга отличается от существовавшей на раннем этапе развития рынка. Тогда под маркетинговой деятельностью понималась деятельность, направленная на всестороннее изучение рыночного спроса на уже произведенную продукцию и организацию ее сбыта.

Важная особенность маркетинга как определенной системы управления состоит в том, что она использует многовариантные экономические расчеты и создает организационные, экономические и юридические условия для эффективного функционирования и развития предприятий.

· Основные функции маркетинга. Основываясь на принципах методологии маркетинга, как рыночной концепции управления и сбыта, попытаемся найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций. Этот подход состоит в выделении 4-х блоков и комплексных функций в каждом из них. Структурно они выглядят следующим образом:
1. Аналитическая функция:

· Изучение рынка;

· Изучение потребителей;

· Изучение фирменной стороны рынка;

· Изучение товарной стороны;

· Анализ внутренней сферы производства;
2. Производственная функция:

· Организация производства новых товаров, разработка новых технологий;

· Организация материально-технического снабжения;

· Управление качеством и конкурентно способностью готовой продукции;
3. Сбытовая функция:

· Организационное системное товародвижение;

· Организация сервиса;

· Организация системного формирования спроса и стимулирование сбыта;

· Проведение целенаправленной товарной политики;

· Проведение целенаправленной ценовой политики;
4. Функции управления и контроля:

· Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии;

· Информационное обеспечение управления маркетингом;

· Коммуникативная подфункция маркетинга;

· Организация контроля маркетинга (обратная связь, ситуационный анализ).

2. Важными принципами маркетинга являются:

1. принцип рыночной ориентации, т.е. производить исключитель­но то, что необходимо обществу, и не пытаться продавать то, что уже произвели

2. принцип единства стратегии маркетинга и тактики ее выпол­нения через соблюдение четкой последовательности пооперацион­ного маркетинга в рамках организованных исследований рыночной потребности, разработки маркетинговых программ до реального их исполнения в соответствии с корпоративной миссией

3. принцип организационного поведения через качество исполне­ния принятых стратегий маркетинговой деятельности; создание на­дежной системы товародвижения; профилактики предприниматель­ского риска с учетом сервисного потенциала и корпоративной культуры

4. принцип прибыльности и эффективности с выделением оценки конкурентного преимущества в условиях свободы предпринима­тельства и равноправного партнерства

5. принцип социальной ориентации в целях своевременного фор­мирования и выявления неудовлетворенного спроса в обществе, его гармоничного развития

Концепция маркетинга - философия ведения бизнеса в условиях рыночных отношений, т.е. ориентированная на потребителя и прибыль.

Концепции маркетинга – это задачи, решение которых необходимо для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках, принципы и методы их решения.

Известно пять основных концепций маркетинговой деятельности:

· концепция совершенствования производства;

· концепция совершенствования товара;

· концепция интенсификации коммерческих усилий;

· концепция традиционного маркетинга;

· концепция социально-этичного маркетинга.

Концепция совершенствования производства основана на утверждении, что потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и системы распределения. Концепция совершенствования производства находит применение в двух ситуациях: когда спрос на товар превышает предложение и когда себестоимость товара слишком высока, т. е. ее необходимо снизить, для чего требуется повышение производительности труда.

Концепция совершенствования товара состоит в полагании того, что потребители будут покупать товары наивысшего качества, с наилучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, организация должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара

Концепции интенсификации коммерческих усилий придерживаются многие производители. Концепция интенсификации коммерческих усилий состоит в том, что потребители не будут покупать товары организации в достаточном количестве, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования. Постоянно используют концепцию интенсификации коммерческих усилий применительно к товарам повседневного спроса, о приобретении которых покупатель долго не раздумывает. В этих отраслях деятельности разработаны и доведены до совершенства различные приемы выявления потенциальных покупателей и «жесткой продажи» им товара.

Концепция традиционного маркетинга предполагает, что залогом достижения целей фирмы служат четкое понимание нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности эффективным и продуктивным способом. Концепция маркетинга – это ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительской удовлетворенности.

Концепцию социально-этичного маркетинга от концепции традиционного маркетинга объединяет все тоже необходимое понимание потребностей и нужд потребителей и обеспечение удовлетворенности эффективным и продуктивным способом, однако, при этом эта концепция маркетинга подразумевает необходимость одновременно обеспечения сохранение или укрепление благополучия потребителя и общества в целом. Данная концепция требует от фирмы увязки в политике маркетинга трех факторов: получение прибыли, удовлетворение потребностей потребителей и улучшение общего благосостояния людей. Лозунг "социально ориентированная компания" - это отражение именно этой концепции в политике маркетингарядафирм.

Контрольные вопросы:

1. Понятие маркетинг.

2. Предмет маркетинга.

3. Цели маркетинга.

4. Задачи маркетинга.

5. Функции маркетинга.

6. Принципы маркетинга.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: