Управление агросервисом

Поскольку сфера агросервиса является исходной, обеспечивающей эффективную организацию и функционирование аграрного производства, то для избежания стихийности развития и неопределенности взаимоотношений с сельхозорганизациями, она должна быть хорошо управляемой и регулируемой с помощью комплекса административно-правовых и экономических мер, рычагов и механизмов.

Управляемость говорит о том, что сфера агросервиса должна хорошо вписываться в общую систему аграрной экономической политики и в сквозную систему централизованного стратегического управления АПК, а также в систему долгосрочного экономического регулирования организации и развития АПК.

Управляемость может и должна реализоваться через контрольные пакеты акций государственных и хозяйственных органов в имуществе агросервисных предприятий, организаций и их объединений; согласование состава управленческого звена и руководителей агросервисных структур.

Регулируемость должна осуществляться через прямое действие законодательно - нормативных актов и решений правительства, а также и путем косвенного воздействия: через систему дифференцированного налогообложения, контроль цен на работы и услуги, контроль соблюдения уставных и договорных обязательств, создание предприятиям режима наибольшего благоприятствования.

Государство призвано играть определяющую роль в развитии системы и инфраструктуры агросервиса:

во-первых, обеспечить выработку стратегии и политики в области агросервиса;

во-вторых, обеспечить создание стимулирующего и регулирующего законодательства в области агросервиса и принятие соответствующих решений Правительства;

в-третьих, осуществлять регулирование и управление развитием сферы агросервиса с помощью законодательно-правовых и экономических механизмов и в первую очередь с помощью программно-целевых методов и средств.

Государственную стратегию и политику развития сферы агросервиса должно обеспечить Правительство.

Реализацию государственной стратегии и программно-целевое управление агросервисными структурами в сквозном разрезе (от республиканского уровня до пользователей услуг — агропромышленных предприятий) должны обеспечить Министерство сельского хозяйства и продовольствия, другие министерства и ведомства (по профилю агросервиса), а также местные областные и районные органы государственного и хозяйственного управления.

Государство должно обеспечить формирование в стране насыщенного, многообразного и сбалансированного по спросу и предложению рынка услуг, доступного по видам, формам и стоимости сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Деятельность агросервисных структур и органов хозяйственного регулирования должна быть направлена на наиболее полное обеспечение многообразных потребностей пользователей в услугах.

В этой связи государство и его органы не должны ограничивать целесообразную хозяйственную деятельность агросервисных предприятий и объединений, а создавать максимум условий для их эффективного хозяйствования.

 

Принципы функционирования агросервисных
организаций

Платность и доступность. Услуги, оказываемые агросервисными предприятиями (организациями) и объединениями должны быть в обязательном порядке платными, с тем, чтобы осуществляющие их субъекты хозяйствования могли функционировать на хозяйственном расчете.

Стоимость услуг должна покрывать среднеотраслевые нормативы затрат на их выполнение и обеспечивать нормативную прибыльность и рентабельность для ведения расширенного воспроизводства услуг, формирования необходимых инвестиций в модернизацию и развитие своей материально-технологической базы. В то же время стоимость услуг должна строго соответствовать их качеству и количеству, не превышать установленных нормативов и не нарушать рыночного равновесия. Услуги и работы, выполняемые агросервисными предприятиями, должны быть легко доступными сельхозорганизациям по их цене (стоимости, расценке), качеству и оперативности предоставления и получения.

Качество услуг. Качество должно стать всеобщим требованием деятельности агросервисных структур. Некачественные услуги и работы (услуги, выполненные с нарушением технологических условий) должны быть исключены из практики деятельности агросервисных предприятий и организаций, а при их допущении должны действовать строгие законодательные и экономические санкции. В своей деятельности агросервисные структуры должны строго придерживаться стандартов, технологических регламентов и нормативов, а также лучших образцов отечественной и зарубежной практики. Регламенты и стандарты обеспечивают заданное качество услуг и работ по уровням производительности труда и машин и способствуют получению планируемой эффективности.

Конкурентоспособность. Услуги отечественных агросервисных предприятий и организаций должны быть конкурентоспособными на рынке по сравнению с аналогичными услугами зарубежных поставщиков услуг. Такая конкурентоспособность должна определяться рядом показателей — качеством, оперативностью, стоимостью и др. Если услуги отечественных предприятий будут уступать по конкурентности иностранным их поставщикам, то постоянно будет существовать угроза вытеснения и разорения отечественных предприятий.

Технологичность. У слуги и работы отечественных агросервисных организаций должны строиться на надежной технико-технологической основе. Следует стремиться к высокому оснащению предприятий и организаций агросервиса необходимыми техническими средствами, не уступающими по своим технико-технологическим характеристикам лучшим зарубежным образцам (возможно постепенное оснащение отечественных предприятий техническими средствами импортного производства).

Эффективность. Основная эффективность агросервиса состоит в технологичности.Услуги агросервиса будут высокорезультативными, если они станут блочно-модульными, то есть представляться в комплексе (в виде стандартных блоков), быстро выполняться (блок-модули можно оперативно внедрять) и быть надежными (отработанные, стандартные блок-модули могут использоваться продолжительное время). Стандартная блок-модульная технология агросервиса должна быть сквозной и завершенной и предусматривать ритмичную деятельность от первой операции технологии до последней, исключать разрывы технологии и выпадение отдельных важных цепей.

Деятельность на принципах коммерческого расчета. Все предприятия и организации агросервиса независимо от формы собственности и хозяйствования должны строить свою деятельность на принципах коммерческого расчета т.е., покрывать затраты на ведение хозяйства за счет доходов от основной производственно-обслуживающей деятельности.

Материальное стимулирование труда. В основе всякой деятельности находится экономический интерес. Если этот интерес достаточный и позволяет стимулировать предпринимательство и зарабатываемость, то предприятие функционирует и развивается динамично: если интерес подавлен или вовсе отсутствует — производство движется по инерции и деградирует.

Поэтому экономический интерес предприятий и организаций агросервиса и занятых в них работников должен быть обеспечен материальными стимулами в такой степени, чтобы мотивировать производительный и качественный труд, гибкое и динамичное производство. Оплата труда работников должна побуждать их работать производительно и ответственно. Следовательно, размер оплаты труда должен обеспечивать достойный уровень жизни и покрывать все нормативные расходы, связанные с требуемым качеством жизни и деятельности.

Взаимосвязь экономических интересов агросервисных и сельскохозяйствен­ных предприятий. Эффективность деятельности предприятий агросервиса напрямую зависит от результативности функционирования сельскохозяйственных предприятий, поскольку их услуги непосредственно предназначены для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Чем больше услуг будет оказываться сельским товаропроизводителям, чем шире будет их доступность, чем больше заказов будет поступать от сельскохозяйственных организаций на услуги и работы, тем более состоятельными будут агросервисные структуры, тем эффективнее они будут функционировать. Это прямая взаимозависимость. Поэтому экономические интересы агросервисных и сельскохозяйственных предприятий должны между собой согласовываться и отвечать общим потребностям.

Кооперация и интеграция. Агросервисные и сельскохозяйственные организации могут создавать единые сквозные кооперативно-интеграционные структуры (на договорных отношениях) и тем самым предотвращать возможные противоречия и достигать реализации взаимных экономических интересов. Формы кооперации и интеграции могут быть различными: мягкими (на основе договоров) и сильными (при создании единой структуры), с сохранением юридической самостоятельности взаимодействующих субъектов хозяйствования и без сохранения (когда агросервисное предприятие становится хозрасчетным подразделением крупного агропромышленного предприятия или объединения и наоборот.

Здесь агросервисные предприятия получают устойчивый и выгодный канал сбыта своих услуг и источник получения доходов, а сельскохозяйственные предприятия — надежного партнера и услуги на взаимоприемлемых условиях.

Специализация. Агросервисные предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования, а также их размеров должны развиваться в направлении углубления специализации хозяйственной деятельности. Нецелесообразно иметь множество направлений хозяйствования, рассредоточивать ресурсы, а тем более невозможно достигать необходимого эффекта по многим направлениям. Качество и конкурентоспособность услуг достигаются тогда, когда их развитию придается определяющее значение. Для этого ресурсы необходимо сосредоточивать на небольшом количестве основных направлений деятельности. Каждое агросервисное предприятие должно иметь выраженную узкую специализацию и постоянно совершенствовать это направление своей деятельности. Таким путем можно будет создать высококонкурентную технологию, позволяющую постоянно наращивать объемы услуг, которые будут характеризоваться соответствующим качеством и конкурентностью, быть доступными по стоимости, цене и оперативности.

Концентрация. Это одно из требований конкурентного и эффективного производства. Концентрация выражается в двух основных формах:

а) в форме концентрации ресурсов на специализированных направлениях деятельности с целью создания высококонкурентного производства услуг;

б ) в форме концентрации самого производства с целью массированного предоставления услуг, вытеснения конкурентов и завоевания рынка сбыта.

Концентрация производства способствует снижению себестоимости услуг, росту их качества, расширению технических возможностей их оперативного представления, сглаживанию негативных проявлений рынка, повышению устойчивости предприятия в непредвиденных конъюнктурных обстоятельствах.

 

2.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

Основная

 

1. Зеленовский, А.А. Экономика организации (предприятия) АПК: пособие / А.А.Зеленовский, Н.Г.Королевич,- Минск: БГАТУ, 2010. −296 с.

2. Экономика организации (предприятия): учебное пособие в 2ч. Ч.1 / Зеленовский [и др.]. – Минск: БГАТУ, 2012. – 452 с.

3. Экономика организации (предприятия): учебное пособие в 2ч. Ч.2 / Зеленовский [и др.]. – Минск: БГАТУ, 2014. – 570 с.

 

Дополнительная

4. Бычков, Н. А. Оценка имущества предприятий: учеб. -метод. пособие / Н.А. Бычков, Г. В. Хаткевич. – Минск: БГЭУ, 2007. – 151 с.

5. Жудро, М. К. Экономика организаций АПК: уч. пособие / М.К. Жудро, – Минск: ИВЦ Минфина, 2010. − 616 с.

6. Жудро, М. К.Экономика предприятия. Практикум: учеб.пособие / М.К. Жудро. – Минск: БГЭУ, 2009. – 367 с.

7. Экономика предприятий и отраслей АПК. Практикум: учеб. пособие / А.А. Зеленовский [и др.]; под ред. А.А. Зеленовского. – Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 320 с.

8. Экономика предприятия. Практикум: учеб. пособие / Э.В. Крум[и др.]; под ред. Э.В. Крум. –Минск: Изд-во Гревцова, 2009. – 360 с.

9. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под ред. д-ра экон.наук, проф. Л.Н.Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2008. – 719 с.

10. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. В 2кн. Кн. 1 / В.Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. акад. В.Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2007. – 891с.

11. Экономика организаций и отраслей агропромышленного комплекса. В 2 кн. Кн. 2 / В.Г. Гусаков [и др.]; под общ. ред. акад. В.Г. Гусакова. – Минск: Белорус. наука, 2007. – 702с.

12. Экономика предприятий и отраслей АПК: учебник / П.В. Лещиловский [и др.]; под ред. П.В. Лещиловского, В.С. Тонковича, А.В.Мозоля.–2-е изд., Минск: БГЭУ, 2007. –574с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow