В последние годы контроллинг занимает особое место среди концепций управления затратами на предприятиях промышленно развитых стран Запада. Подтверждением этого может служить все возрастающее число публикаций, посвященных исследованию проблем контроллинга и придающих ему чрезвычайно важное значение в системе управления современным предприятием. Однако следует отметить, что до настоящего времени не существует однозначной, общепризнанной трактовки понятия контроллинг.
Три основные концепции контроллинга, обусловленные его функциональным назначением и институциональным оформлением:
• контроллинг с ориентацией на систему бухгалтерского учета;
• контроллинг с ориентацией на информацию;
• контроллинг с ориентацией на координацию деятельности предприятия.
Концепция контроллинга с ориентацией на систему бухгалтерского учета связана с реализацией информационных целей посредством использования данных бухгалтерского учета на предприятии. Основное внимание уделяется стоимостным показателям. Речь идет преимущественно об обеспечении получения прибыли.
Концепция контроллинга с ориентацией на информацию предусматривает не только использование данных бухгалтерского учета (количественная информация), но и информации качественного характера, непосредственно связанной с хозяйственной деятельностью предприятия. Согласно данной концепции главной задачей контроллинга становится информационная поддержка принимаемых управленческих решений руководством предприятия. Он должен поддерживать внутрифирменный процесс управления с помощью целенаправленного подбора и обработки информации. Данная концепция контроллинга предусматривает включение широкого круга информационных задач в структуру управления предприятием. Однако решение этой проблемы на практике является достаточно сложным.
Концепция контроллинга с ориентацией на координацию основывается преимущественно на различии между системой управления и системой исполнения. Согласно этой концепции первичная координация исполнения управленческих решений является задачей самой системы управления, а вторичная координация внутри управленческой системы относится к контроллингу.
Причем задачи координации в рамках данной концепции контроллинга подразделяются на два уровня:
• ориентация на планирование и контроль;
• ориентация на управленческую систему в целом.
Вместе с тем большинство зарубежных и отечественных исследований сходятся во мнении, что контроллинг представляет собой новую концепцию управления предприятием, в основу которой положено стремление обеспечить успешное его функционирование в долгосрочной перспективе. Это может быть обеспечено посредством:
• адаптации системы стратегических целей развития предприятия к постоянно изменяющимся условиям внешней среды;
• формирования системы информационного обеспечения процесса стратегического планирования и управления на предприятии;
• согласования оперативных планов деятельности предприятия со стратегическим планом его развития;
• формирования системы контроля за процессом реализации стратегического плана развития предприятия и корректировки его содержания;
• гибкости организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее способности быстрого реагирования на постоянно изменяющиеся условия внешней среды.
В общем случае функции контроллинга непосредственно обусловливаются конкретными видами управленческой деятельности в рамках предприятия, которые обеспечивают достижение поставленных целей развития предприятия, включая стратегические.
Следовательно, по мнению большинства зарубежных и отечественных исследователей, современная концепция контроллинга должна ориентироваться на систему управления предприятием в целом. Она должна координировать подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения. И контроллинга на предприятии
Степень реализации на предприятиях функций контроллинга зависит главным образом от следующих факторов:
• социально-экономического положения предприятия;
• понимания руководством предприятия важности и полезности внедрения контроллинга;
• размера предприятия (численности занятых, объема производства);
• уровня квалификации управленческого персонала предприятия;
• номенклатуры выпускаемой продукции;
• уровня диверсификации производства;
• сложившегося уровня конкурентоспособности предприятия;
• уровня квалификации сотрудников, занимающихся контроллингом.
Основным недостатком всех существующих концепций контроллинга можно считать идею объединения функций планирования и контроля, что в определенной степени объясняется непониманием содержания плановой деятельности в рамках предприятия. Планирование даже на среднем по масштабу промышленном предприятии представляет собой достаточно сложную и многогранную деятельность, в которую вовлекается большое число различного рода специалистов. Поэтому передача функций планирования главному контролеру, как предлагают зарубежные исследователи в области контроллинга, приведет на практике лишь к дезорганизации и снижению качества плановой работы на предприятии. В этой связи совмещение функций планирования и контроля представляется необоснованным и нецелесообразным. По нашему мнению, контроллинг в рамках предприятия должен выполнять собственные функции, связанные с контролем и оценкой принимаемых плановых решений и подготовкой на этой основе конкретных предложений по корректировке планируемых параметров (ориентиров). Согласно такому подходу контроллинг должен представлять собой непрерывно функционирующую систему контроля за процессом разработки и реализации планов на предприятии, включая стратегические планы.
В основу организации системы контроля на предприятии должен быть положен ряд принципов:
• системность;
• результативность;
• оперативность
• простота применения;
• экономичность;
• непрерывность.
В общем случае процесс контроля в рамках предприятия включает следующее стадии.
1 стадия. Формирование системы контролируемых параметров.
2 стадия. Проведение контрольной оценки.
3 стадия. Принятие решений по результатам контроля.
На предприятии принято выделять две основные формы контроля:
• стратегический;
• текущий (оперативный).
Стратегический контроль направлен на обеспечение потребностей стратегического планирования и управления.
Текущий контроль предполагает осуществление систематического наблюдения за ходом выполнения текущих планов и программ развития предприятия.
В соответствии с этим в рамках предприятия целесообразно формировать системы стратегического и оперативного контроллинга.