Различают абсолютную и относительную концентрацию

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции (основной показатель); среднегодовая стоимость основных производственных средств; среднесписочная численность работающих; площадь земельных угодий;

Относительная концентрация характеризуется распределе­нием общего объема производства или определенного ресурса в отрасли между предприятиями различных размеров. Относительная концентрация определяется следующими показателями:

доля выпуска продукции отдельного предприятия (или группы предприятий) в объеме ее выпуска в отрасли;

доля среднесписочной численности работающих на предприятии (или группе предприятий) ЧППП в отрасли;

доля основных средств и их активной части отдельного предприятия (или группы предприятий) в отрасли;

доля предприятий (или группы предприятий) на рынке продаж.

Основными показателями уровня концентрации производства являются размеры предприятий, определяемые: годовым выпуском продукции; среднегодовой численностью работающих; среднегодовой стоимостью основных средств; потреблением электроэнергии за год; удельным весом крупных предприятий в выпуске продукции всей отраслью в сопоставлении со средним размером предприятия в отрасли. Для характеристики уровня концентрации производства в отраслях, производящих один вид продукции, используются натуральные показатели.

В отраслях промышленности (машиностроение, химическая, легкая, пищевая и другие отрасли), в которых выпускаетсяразнообразная продукция, уровень концентрации производства определяется в стоимостных показателях. Например, удельным весом крупных производств в общем выпуске продукции за год по реализованной продукции в сопоставимых ценах или удельным весом основных производственных фондов крупных предприятий в отрасли.

Концентрация производства тесно связана с монополизацией.

В последние годы широкое распространение получает комплексный подход, который базируется на учете коэффициентов концентрации (например, СR3 - доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов) и индекса Герфиндаля - Гиршмана (ННI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов по формуле

– СR3 – доля на то­варном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов)

n

– индекса Герфиндаля - Гиршмана ННI = Σ Хi2

i=1

где п - число хозяйствующих субъектов, действующих на рын­ке (в отрасли); Хi 2 - доля i -го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли). Так, величина при ННI =100 будет равна 10 000, что соответствует абсолютной монополии.

Сочетание показателей СR3 и ННI позволяет дать оценку концентраций производства и его монополизации на рынке. Так, показатели:

1) СR3 < 45%, ННI < 1000 характеризуют нормальную кон­центрацию производства (неконцентрированный рынок);

2) 45% < СR3 < 70%, 1000 < ННI <2000 характеризуют сред­нюю степень концентрации производства (умеренно концен­трированный рынок);

3) СR3 > 70%, ННI > 2000 характеризуют высокую степень концентрации производства (слабую конкурентную среду).

Другой важнейшей характеристикой концентрации производства являются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе. Подобные показатели в отличие от отраслевых не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.

Показателями уровня концентрации производства являются:

1) объем выпущенной продукции за год, приходящийся в среднем на одну организацию;

2) удельный вес продукции, вырабатываемой крупными организа­циями, в общем объеме производства валовой продукции;

3) удельный вес численности персонала или работников крупных предприятий в общей их численности;

4) удельный вес ресурсов (земельных, технических), сосредоточен­ных в крупных организациях;

5) удельный вес числа крупных организаций в общей численности в целом;

6) удельный вес потребления агроресурсов крупными организация­ми в общем их потреблении отраслями АПК.

Исходя из антимонопольной политики государства, основу антимонопольного регулирования составляют меры, направленные, с одной стороны, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и с другой - на создание благоприятных условий для развития конкурентной среды, привлечение на монополизированные рынки новых товаропроизводителей. К таким мерам относят: государственное регулирование цен, объемов производства предприятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдением ими антимонопольного законодательства, выявление и пресечение злоупотреблений, контроль за созданием, слиянием, присо­единением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, административные и экономические санкции, меры по демонополизации, по содействию развитию малого и среднего бизнеса и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: