Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции (основной показатель); среднегодовая стоимость основных производственных средств; среднесписочная численность работающих; площадь земельных угодий;
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства или определенного ресурса в отрасли между предприятиями различных размеров. Относительная концентрация определяется следующими показателями:
доля выпуска продукции отдельного предприятия (или группы предприятий) в объеме ее выпуска в отрасли;
доля среднесписочной численности работающих на предприятии (или группе предприятий) ЧППП в отрасли;
доля основных средств и их активной части отдельного предприятия (или группы предприятий) в отрасли;
доля предприятий (или группы предприятий) на рынке продаж.
Основными показателями уровня концентрации производства являются размеры предприятий, определяемые: годовым выпуском продукции; среднегодовой численностью работающих; среднегодовой стоимостью основных средств; потреблением электроэнергии за год; удельным весом крупных предприятий в выпуске продукции всей отраслью в сопоставлении со средним размером предприятия в отрасли. Для характеристики уровня концентрации производства в отраслях, производящих один вид продукции, используются натуральные показатели.
|
|
В отраслях промышленности (машиностроение, химическая, легкая, пищевая и другие отрасли), в которых выпускаетсяразнообразная продукция, уровень концентрации производства определяется в стоимостных показателях. Например, удельным весом крупных производств в общем выпуске продукции за год по реализованной продукции в сопоставимых ценах или удельным весом основных производственных фондов крупных предприятий в отрасли.
Концентрация производства тесно связана с монополизацией.
В последние годы широкое распространение получает комплексный подход, который базируется на учете коэффициентов концентрации (например, СR3 - доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов) и индекса Герфиндаля - Гиршмана (ННI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов по формуле
– СR3 – доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов)
n
– индекса Герфиндаля - Гиршмана ННI = Σ Хi2
i=1
где п - число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли); Хi 2 - доля i -го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли). Так, величина при ННI =100 будет равна 10 000, что соответствует абсолютной монополии.
|
|
Сочетание показателей СR3 и ННI позволяет дать оценку концентраций производства и его монополизации на рынке. Так, показатели:
1) СR3 < 45%, ННI < 1000 характеризуют нормальную концентрацию производства (неконцентрированный рынок);
2) 45% < СR3 < 70%, 1000 < ННI <2000 характеризуют среднюю степень концентрации производства (умеренно концентрированный рынок);
3) СR3 > 70%, ННI > 2000 характеризуют высокую степень концентрации производства (слабую конкурентную среду).
Другой важнейшей характеристикой концентрации производства являются коэффициенты концентрации в продуктовом разрезе. Подобные показатели в отличие от отраслевых не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.
Показателями уровня концентрации производства являются:
1) объем выпущенной продукции за год, приходящийся в среднем на одну организацию;
2) удельный вес продукции, вырабатываемой крупными организациями, в общем объеме производства валовой продукции;
3) удельный вес численности персонала или работников крупных предприятий в общей их численности;
4) удельный вес ресурсов (земельных, технических), сосредоточенных в крупных организациях;
5) удельный вес числа крупных организаций в общей численности в целом;
6) удельный вес потребления агроресурсов крупными организациями в общем их потреблении отраслями АПК.
Исходя из антимонопольной политики государства, основу антимонопольного регулирования составляют меры, направленные, с одной стороны, на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, и с другой - на создание благоприятных условий для развития конкурентной среды, привлечение на монополизированные рынки новых товаропроизводителей. К таким мерам относят: государственное регулирование цен, объемов производства предприятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдением ими антимонопольного законодательства, выявление и пресечение злоупотреблений, контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, административные и экономические санкции, меры по демонополизации, по содействию развитию малого и среднего бизнеса и др.