Государственного регулирования

Государственное регулирование экономической деятельности предприятий – это целенаправленная деятельность государства в лице соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы функций, форм и методов создают условия для достижения поставленных целей и решения важнейших экономических и социальных задач по адаптации предприятий к соответствующему этапу развития экономики.

Главным в регулирующей роли государства является: во-первых, создание условий для стимулирования хозяйственной активности предприятий в целях полного использования экономического потенциала субъектов хозяйствования; во-вторых, воздействие на экономику в тех областях, в которых рыночные механизмы несостоятельны; в-третьих, воздействие на рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма.

Государственное регулирование производственной деятельности предприятий осуществляется на основе административных и экономических методов, взаимосвязанные между собой.

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Они в основном носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений и постановлений. К ним можно отнести распределение централизованных инвестиций и других контролируемых государством ресурсов, субсидии и дотации, лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование экспорта и контроль за импортом. К мерам принуждения относятся вырабо­танные государством правила и условия, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (например, требования в области охраны труда).

Среди мер прямого воздействия на функционирование пред­приятий важное значение имеет государственный заказ,позволяющий воздействовать на спрос, активно влиять на экономику предприятия, оживлять и расширять производство. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для жизнеобеспечения страны, национальной безопасности, реализации региональных, республиканских и межгосударственных целевых программ, развития регионов. Госзаказ способствует обеспечению оптимальных пропорций между спросом и предложением, выполняет функции гаранта жизнеобеспечения всех социальных слоев населения, формирует страховые запасы и резервные фонды, прежде всего продуктов питания. Госзаказ осуществляется на основе государственного контракта и заключаемых в соответствии с ним договоров поставки.

Заказы на поставку товаров для государственных нужд раз­мещаются в основном на конкурсной основе. Исключение составляют предприятия-монополисты, которых государство обязывает заключать контракты на поставку товаров для государственных нужд.

В качестве мер стимулирования поставщиков товаров для государственных нужд могут использоваться экономические методы: кредиты на льготных условиях; льготы по налогам и другим платежам в бюджет; целевые дотации и субсидии; при­оритетное обеспечение централизованно регулируемыми материальными ресурсами.

В особых случаях государство может оказывать финансовую помощь предприятиям, предоставляя им субсидии, субвенции или дотации. Субсидирование осуществляется с определенными целями. Например, субсидии могут выдаваться на обновление техники или технологии, для реорганизации и реструктуризации предприятия. Дотация представляет собой финансовую помощь предприятию из госбюджета для покрытия убытков. Субсидии и дотации являются трансфертными платежами правительства, т. е. предполагается одностороннее движение денег, не связанное с оплатой товаров и услуг.

В системе государственного регулирования экономики в целях защиты жизненно важных интересов человека, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения экономических, санитарных и других норм и правил используется лицензирование. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, определяются законом и осуществляются только при наличии официального документа – лицензии,в которой разрешается указанный вид деятельности в течение установленного срока.

Важное место в системе государственного регулирования экономики предприятий занимает стандартизация,которая устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Стандартизация обеспечивает экономию ресурсов по производству продукции (работ, услуг), их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники.

Для подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) установленным требованиям проводится сертификация,которая подтверждается выдачей сертификата. Например, на производство (ввоз) продукции, касающейся здоровья человека, требуется гигиенический сертификат.

Для различения производимых сходных товаров и услуг разных производителей используются товарные знаки. Товарные знаки регистрируются, после чего на имя юридического или физического лица выдается свидетельство, удостоверяющее исключительное право владельца в отношении данного товара или услуги.

К мерам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности относится квотирование – ограничение производства, экспорта и импорта отдельных товаров и услуг в натуральном или стоимостном выражении, вводимое на определенный срок по отдельным странам или группам стран.

К экономическим методам воздействия государства на эко­номическую деятельность предприятий относятся методы, которые осуществляются в рамках:

1. Фискальной политики государства (методы льготного на­логообложения).Под фискальной политикой государства понимается регулирование экономики посредством системы налогообложения с целью ее стабилизации и оживления.

Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулиро­вания развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего произ­водства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска про­дукции и оказании всевозможных услуг.

2. Финансово-кредитной политики (методы государствен­ного регулирования ставки рефинансирования, операций на открытом рынке ценных бумаг).Под финансово-кредитной политикойпонимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами.

3. Научно-технической и инновационной политики (методы государственного регулирования и стимулирования комплексного развития науки и техники, внедрения их результатов в производство с целью активизации инновационной деятельности предприятий). Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства.

4. Инвестиционной политики. В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность с помощью самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции в реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

5. Амортизационной политики. Особая роль как инструменту государственного регулирования производственной деятельности предприятия принадлежит амортизации. Через амортиза­цию переносится стоимость средств труда (по мере их физического и морального износа) на производимый продукт. В последующем эта часть стоимости используется для возмещения изношенных средств труда. Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных средств, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повы­шению конкурентоспособности.

Ускорение обновления основного капитала обеспечивает ускоренная амортизация.

6. Прогнозирования, планирования, программирования развития экономики. Планирование – это процесс принятия управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий: выбор и научную постановку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и выбора наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития. Общегосударственное планирование направлено на увязку всех факторов производства и сбалансированность натурально-вещественных и финансово-стоимостных потоков, обеспечение рационального и эффективного использования ресурсов для достижения поставленных целей.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования эко­номики за предшествующий период, исходя из экономической по­литики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения.

В системе государственного регулирования усиливается роль прогнозирования, которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно-аналитическая стадия планирования. Прогнозирование – это процесс разработки прогноза, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития объекта, а также об альтернативных путях их достижения. Социально-экономическое прогнозирование является способом предвидения, представления о будущем, которое обусловлено закономерностями общественного развития и действием разнообразных и разнонаправ­ленных факторов в прогнозируемом периоде.

Программирование как форма государственного регулирования призвано обеспечить решение важнейших проблем развития национальной экономики, региональных, межотраслевых, отраслевых, научно-технических, социальных, экологических и других проблем. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов для решения выделенной проблемы и достижения поставленной цели. Программы могут разрабатываться на любом уровне управленческой иерархии, охватывать долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.

7. Ценообразования. Ценообразование – один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на совокупный спрос и совокупное предложение товаров, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообра­зования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на боль­шинство товаров свободные, т. е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10–15 % общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и в Республике Беларусь, цены регулируются государством и на продукцию предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.

8. Системы государственного регулирования экономики пред­приятия, включающей антимонопольное регулирование,основными направлениями которого являются: противодействие монополистической деятельности, формирование и развитие конкурентных отношений, регулирование отношений, защищающих права потребителей.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внеш­неэкономической политики.

С помощью внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики.

Таким образом, государственное регулирование экономики предприятий включает систему взаимосвязанных экономических и административных форм, методов и инструментов, которые применяются с учетом специфики формирования в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: