Технология проведения деловой игры «Выявление потенциала работника»

1.Все участники произвольно делятся на команды по 5 человек в каждой; из команд получает индивидуальное имя и соответствующий знак, например, флажок). В каждой команде преподавателем назначается менеджер, предоставляющий преподавателю список команды.

2. Перед началом игры руководитель школы делает вводное сообщение, разъясняя цели, задачи школы, порядок выполнения заданий, а также настраивает участников на активную соревновательную работу. Малые группы по желанию преподавателя обмениваются подготовленными дома вопросами по десяти, указанным в домашнем задании, направлениям.

3. Каждая команда приступает к выполнению ответов. Время тестирования - 30 мин.

4.По истечении заданного отрезка времени на выполнение заданий преподаватель просит прекратить тестирование личное, т.е. каждого участника и приступить к тестированию групповому по каждому вопросу.

5. 15-минутный перерыв, после чего каждая команда в течение 10 минут завершает тестирование и передает результаты личные и групповые для подведения итогов преподавателю.

6. Преподаватель производит необходимые подсчеты для определен рейтингов.

7. По результатам проверки результатов преподавателем составляется отчет, включающий в себя расписание работы, абсолютные индивидуальные рейтинги каждого участника, а также рекомендации по предпочтительным направлениям, деятельности каждого участника (на основании распределения рейтингов).

Осколкин К.А.

Рис. 2.

Круговая диаграмма индивидуального рейтинга участника (рис 2) дает возможность выявить не только структуру наиболее предпочтительных правлений потенциала каждого студента, но и слабые стороны, требующие специальной целенаправленной работы для гармоничного развития личности.

Задание к теме 13: А) Выполнить следующее практикующее упражнение.

Цель: Упражнение позволяет принять решение в групповой дискуссии и понять различие между программированными и непрограммированными решениями.

Процедура: Ниже приводится список типичных организационных решений. Необходимо определить, являются ли они программированными или нет. Упражнение сначала выполняется индивидуально (10 — 15 мин), а затем в малых группах (15—20 мин). При выработке группового решения нельзя пользоваться методами голосования или переговоров. В малых группах должно обсуждаться различие между программированными и непрограммированными решениями, и в каждом случае обсуждение должно продолжаться до тех пор, пока часть участников не согласится с одним из решений. В заключение в классе под руководством преподавателя проводится обсуждение групповых результатов и подводятся итоги (15— 20 мин).

Список решений:

1. Наем заведующим специалиста в исследовательскую лабораторию компании, производящей сложную техническую продукцию.

2. Доведение мастером до рабочих дневного задания.

3. Определение финансовым директором размера дивидендов, которые должны быть выплачены акционерам на девятый год последовательной успешной финансовой деятельности компании.

4. Решение начальника о допущении официального отсутствия подчиненного на рабочем месте в связи с посещением им врача.

5. Выбор членами правления места для очередного филиала банка, уже имеющего 50 отделений в крупном городе.

6. Дача руководителем согласия на принятие выпускника юридического факультета университета на работу в аппарат крупной фирмы.

7. Определение годичного задания для ассистента профессора.

8. Дача начальником согласия на предоставление подчиненному возможности посетить учебный семинар в области его специализации.

9. Выбор авторами печатного издания для размещения рекламы о новом вузовском учебнике.

10.Выбор правлением компании места для строительства ресторана «Вкусно и быстро» в небольшом, но растущем городе, находящемся между двумя очень большими городами.

В) Студенты должны представить описание примера из своего жизненного опыта, когда они наблюдали принятие руководителем или старшими коллегами решения по одной из моделей, описанных в гл. 9 рекомендованного учебника 2 из списка основной литературы.

Задание к теме 14: А) Выполните практикующее упражнение Оценка «снизу вверх».

Цель: Попрактиковаться в умении давать обратную связь своему преподавателю и понаблюдать за динамикой через коммуникационные барьеры. Дать возможность обучающемуся потренироваться и продемонстрировать технику активного слушания. Получить конструктивную обратную связь по читаемому курсу.

Процедура:

1. Малые группы в отсутствие преподавателя формулируют (по состоянию на сегодняшний день) проблемы, вопросы и свои интересы, имеющие отношение к преподаванию изучаемого курса, и
которые они хотели бы коммуницировать преподавателю (15— 20 мин).

2. Малые группы выделяют из своего состава по одному выступающему и по одному наблюдателю для проведения общего обсуждения сформулированных проблем, вопросов и интересов. Выступающие вместе с наблюдателями докладывают результаты работы малой группы по п. 1 непосредственно преподавателю без присутствия других ее членов (10—15 мин).

3. Пока представители малых групп докладывают, остальные их участники обсуждают, как следовало бы провести обсуждение выдвинутых ими проблем и вопросов в классе, готовят себя к беспристрастному восприятию того, что может произойти в ходе общей дискуссии (10—15 мин).

4. Проводится общее обсуждение проблем в присутствии преподавателя. Выделенные от малых групп наблюдатели должны будут сделать свой комментарий после дискуссии (20—30 мин).

Б) Выполните следующее задание: Коммуникация преподавателя и студента в классе. Используя рис. 9.1 из рекомендованного учебника 2 Осн. литература, студенты в терминах гл. 9 схематично описывают коммуникационный процесс на примере взаимодействия преподавателя и студента в классе в ходе разбора конкретной ситуации по управлению. Критериями оценки могут быть адекватность используемых терминов для описания каждого из этапов процесса коммуникации и качество ответов на вопросы. Во внимание также должно приниматься оформление представленного домашнего задания.

В) Тест «Эффективное слушание».

Ниже приводятся 10 вопросов, ответы на которые помогут Вам убедиться в том, как эффективно Вы слушаете своих собеседни­ков. При ответах на вопросы пользуйтесь шкалой:

· всегда - 4 балла;

· часто - 3 балла;

 

· иногда - 2 балла;

· никогда - 1 балл.

 

1. Даете ли Вы собеседнику возможность высказаться, не перебивая его?

2. Обращаете ли Вы внимание на подтекст высказывания собе­седника?

3. Стараетесь ли Вы запомнить, что говорит Ваш собеседник?

4. Обращаете ли Вы внимание на главные стороны сообщения?

5. Слушая собеседника, стараетесь ли Вы сохранить в памяти основные факты сообщения?

6. Обращаете ли Вы внимание собеседника на то, что вытекает из содержания сообщения?

7. Подавляете ли Вы у себя желание уклониться в беседе от неприятных Вам вопросов?

8. Воздерживаетесь ли Вы от раздражения, когда собеседник высказывает противоположную точку зрения?

9- Стараетесь ли Вы удерживать свое внимание на сообщении собеседника?

Ю. Проявляют ли Ваши собеседники интерес к беседе с Вами?

Оценка: подсчитайте сумму баллов; оцените свое умение слушать: 32 и более баллов - отлично; 27-31 балл - хорошо; 22-26 °аллов — посредственно; менее 21 — надо тренироваться.

Задание к теме 15: А)Выполните следующее практикующее упражнение: Различия и тактика должностной власти

Цель: Исследовать основы власти по различным должностям. Продемонстрировать различия во мнениях об основах власти.

Процедура:

Шаг I (10 мин). Индивидуально проранжируйте должности с точки зрения всей власти, которую они должны иметь в своих организациях. Поставьте «1» перед той должностью, которая, по вашему мнению, является наиболее «властной» в указанной организации и «15» — перед должностью, которая наименее «властная» в данной организации. Не забудьте поставить от «2» до «14» во всех остальных случаях.

· Медсестра в больнице

· Ректор в крупном университете

· Генеральный директор в небольшой фирме

· Техник по медприборам в кардиологическом центре

· Специалист отдела кадров в металлургической компании

· Профессор в университете

· Оператор ПЭВМ в известной фирме

· Бухгалтер в поликлинике

· Региональный менеджер по продажам в крупной торговой фирме

· Исследователь в компании высоких технологий

· Милиционер (полицейский) на посту

· Морской прапорщик на авианосце

· Надомный ремесленник

· Секретарь генерального директора в известной нефтегазовой компании

· Депутат Совета Федерации

Шаг II (15—20 мин). Решить, которая из перечисленных выше должностей должна иметь наиболее «сильные»: право на власть; власть вознаграждения; власть принуждения. Напишите до 50 словобъяснения, почему вы выбрали каждую из должностей как наиболее
подходящую для каждой из трех категорий.

Шаг III (10—15 мин). Отберите наименее «властные» должности из своего проранжированного списка и подготовьте краткий перечень источников власти и влияния (через политику в организации), которые могли быть использованы для усиления власти в данной должности.

Шаг IV (15—20 мин). Индивидуальные результаты обсуждаются малых группах.

Шаг V (15 мин). Под руководством преподавателя проводится общее обсуждение в классе.

Б) Выполнгить задание Власть в классе.

Проанализировав свое участие в занятиях, постарайтесь в соответствующих терминах описать, какие основы и источники власти используются преподавателем и студентом в классе. Заполните прилагаемую форму 1.

Форма 1

Власть в классе

Основы власти Источники власти Примеры из практики занятий
    Преподаватели
    Студенты

В) Тест. Перед Вами шкала оценки лидерских качеств. Цифра 9 обозначает высшую степень проявления качества, цифра 1 – низшую. Сделайте свой выбор.

Сильно Слабо

1. Соблюдение норм морали                  
2. Быстрота в гибкость ума                  
3. Умение понимать других                  
4. Рассудительность                 I
5. Стремление брать ответственность                  
6. Отсутствие устремленности к роскоши                  
7. Широта и глубина познания                  
8. Верность слову                 I
9. Умение владеть речью                 I
10. Уважение человека                  
11111. Сдержанность         5       I
12. Адекватность самооценки         5        
13. Рационализм в обращении с вещами         5        
14. Гуманизм         5        
15. Благородство                  
16. Любознательность       6          
17. Стремление помочь людям                  
18. Постоянство поведения                  
19. Упорство в достижении целей                  
20. Склонность к самоообслуживанию         5        
21. Культура поведения                  

Процедуры:

1. Соедините все отмеченные цифры сплошной жирной линией и Вы полуите график самооценки.

2. Попросите несколько человек оценить Вас по данной шкале. Найдите средний балл по каждой строке. Соедините все отмечен­ные цифры сплошной линией другого цвета и Вы получите
график «взгляда со стороны».

3. Поразмыслите над обоими графиками и сделайте для себя выводы. Продумайте программу самовоспитания.

4. Если оценивается кандидат на должность руководителя, то примите во внимание следующее:

· общий балл оценки от 189 до 21,

· средний показатель от 126 до 84,

· низший балл от 42 до 21.

Лица, набравшие менее 80 баллов как правило не признаются лидерами рабочих групп и коллективов.

Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (СРС)

Задание к теме 1.

Изучить нижеследующую конкретную управленческую ситуацию и ответить на вопросы к ней. Подготовиться к дискуссии на практическом занятии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: