Проблема передачи игровой культуры

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад №48 города Липецка

 

СЕМИНАР

«Методика организации современных сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Липецк 2014

ВВЕДЕНИЕ

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В.А. Сухомлинский

 

Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребёнку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъёмом.

Ведь именно в игровой деятельности у ребёнка есть все необходимые условия для успешного освоения окружающей действительности. Именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстником и взрослым в совместной игровой деятельности.

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как самая любимая и естественная деятельность дошкольника.

Вместе с тем сегодня мы отмечаем, что:

• Наблюдается «вытеснение» игры образовательной деятельностью, студийной и кружковой работой.

• Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике.

• Для сюжетно-ролевых игр пишется жёсткий сценарий действий детей.

• Отмечается многократная повторяемость сюжетов.

• Преобладают манипуляции над образным отображением действительности.

Поэтому главной целью педагога является формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они по собственному желанию реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками.

 

Особое ваше внимание хотелось бы привлечь на некоторые проблемы.

Проблема передачи игровой культуры.

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, основным источником сюжетной игры является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Естественным путем это происходило, если бы ребёнок посещал разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Так как дети разного возраста обладают разным уровнем игры: старшие дети использовали бы все возможные способы построения игры, а младшие дети подключались бы на доступном уровне. Постепенно накапливая игровой опыт, дети уже сами становились бы «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей, но естественный механизм передачи игровой культуры очень проблематичен, так как у современного дошкольника существует мало шансов приобрести данный опыт таким образом, поскольку:

• В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу;

• В семьях чаще всего только один ребенок;

• Дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п.

• Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

В данном случае хочется процитировать слова Л. В. Руссковой - "Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качествребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального мастерства и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит использование ее в целях всестороннего развития личности ребенка".

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: