Игра – осмысленная деятельность, обеспечивающая возможность перехода в воображаемую ситуацию, лишенную утилитарного (стремление искать во всем прямую и вещественную пользу)эффекта, но порождающая подлинные чувства удовлетворения духовных потребностей.
Игра – совокупность положений и правил, а также игровых аксессуаров (реквизита и т.д.), которые необходимы для организации игровой деятельности.
Игра – совокупность каких-либо правил и норм с описанием последовательности действий и необходимых материалов, используемые человеком в свободное время.
Само понятие игра – пассивное, игра в шахматы, становится активной, когда мы предпринимаем усилия (явление игры –активно). Игра реализуется только тогда, когда она становится активной.
Можно рассматривать игру в двух аспектах: = как лицедейство (театр. представление); = как преодоление препятствий на пути к игровой цели.
Игровая деятельность – эмоциональные, интеллектуальные и физические усилия, необходимые для выполнения игрового задания.
|
|
Игра включает в себя: - цель игры; - условия игры; - правила игры; - реквизит игры.
Игровая деятельность отличается от других, рядом признаков, которые надо учитывать.
Формальные признаки:
Игровая деятельность свободна и добровольна, т.е. человек в праве произвольно начать ее и закончить (для игр досугового порядка).
Игра не продуктивна, она ничего не производит (старик Хотабыч: в игре в футбол, каждый гоняет свой мяч)
Игра регламентируется правилами, диктатура правил. Порядок регламентирует порядок действий и морально- нравственные нормы поведения. Могут быть не четко расписанные правила (дочки-матери).
Игровая деятельность проходит с напряжением – основа удовольствия, которое испытывает играющий.
Напряжение- это усилия эмоционального, интеллектуального и физического характера, потраченные на достижения игровой цели.
Ведущим стимулом включения в игровую деятельность является стремление человека к самоутверждению и к самореализации.
Организационные признаки:
Игровые задания должны быть адекватны аудитории, должны быть слишком трудными или наоборот простыми.
Каждая игровая задача должна иметь адекватный статус победителя. За победу в обычном конкурсе можно вручить открытку, похвалу, за более сложное – д. б. большее, статус д. б. продуман, т. к. он играет огромную роль в дальнейшем.
Ведущие мотивы участия в игре: = подражание (особо у детей); = материальная выгода (азарт. игры и т.д.).
Психолого-педагогич. потенциал игры:
Игра выступает как средство обучения и передачи навыков какой-либо деят-ти.
Игра – средство социализации личности (знакомит с ценностями и облегчает их принятие). Е.А.Аркин, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.
|
|
Рекреационный момент.
Игра как средство профориентации.
Игра как средство целенаправленного коммуникатив. воздействия
Существует ряд видов игровой деятельности:
а) по направленности на личность (формирующие, развивающие, дидактические);
б) по способу реализации: ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т.п.; режиссерские (компьютерные стратегии); комплексные.
в) по количеству участников (массовые, парные, одиночные, командные).
P.S. Массовая работа детских досуговых учреждений строится на основе использования всего многообразия игровых форм
Использование разнообразных по виду и форм игр в организации учебно-творческой работы в детском самодеятельном объединении напротив, способствует реализации самых разнообразных запросов и интересов, мобилизации творческой активности, детей, развивает их интеллектуальные и физические способности.
Кроме того, игра самым активным образом используется при организации внутриколлективной повседневной жизни самодеятельного объединения. Она используется при проведении в коллективе "капустников", праздников и вечеров отдыха, КВН, различного рода игровых конкурсов и т.п.
Богатейший опыт вовлечения в игру и добровольного подчинения ее законам большого коллектива детей принадлежит выдающемуся польскому педагогу Я.Корчаку. Детский дом под руководством Я.Корчака при помощи игры превращался в государство добра и справедливости со своим парламентом, сводом законов, судом, своими праздниками и буднями. И каждый ребенок, живя в таком "государстве”, чувствовал личную причастность к жизни всего коллектива детского дома. Игра облегчала совместное существование сирот в тяжелых условиях Детского дома и побуждает их к коллективной творческой деятельности.
Во всех странах, во все эпохи дети отражают в своих играх быт семьи, детского сада и школы, труд взрослых и события общественной жизни. Яркой иллюстрацией этому служат строки А.С.Пушкина из “Евгения Онегина”: “С послушной куклою дитя приготовляется, шутя к приличию, закону света, и важно повторяет ей уроки маменьки своей”.
Игровая деятельность, осуществляемая в процессе группового взаимодействия, решает важнейшую социальную задачу формирования направленности на других.
В игре концентрируется опыт и формируется культура межличностных отношений
Неотъемлемой задачей игровой деятельности является формирование направленности на себя. В игре каждый ребенок имеет возможности ярчайшего проявления своей индивидуальности, своих самых лучших качеств настойчивости, самостоятельности, выдержки, ответственности за выполняемое дело и т.п. В игре возможны высшие достижения ребенка. (Л.С.Выготский).