Диагностика отношения к школе

Развитие каждой школы как образовательного учреждения требует не только решения проблем, связанных с совершенствованием образовательного процесса, но и активной работы по формированию у всех субъектов образования устойчивого позитивного отношения к школе. Опыт свидетельствует, что самые прогрессивные инновации, внедряемые администрацией, могут оказаться мало эффективными, если педагоги, учащиеся и родители негативно относятся к школе, не проявляют личной заинтересованности в ее развитии.

Методика психологической диагностики отношения к школе предназначена для выявления субъективного отношения к школе различных субъектов образовательного процесса: воспитанников, педагогов, родителей, технического персонала школы5.

В основе теоретического конструкта данной методики лежит понимание отношения к школе, как эмоционально окрашенного отражения людьми взаимосвязей своих различных потребностей с возможностями, которые им предоставляются образовательной средой школы.

В психологической науке выделяются четыре компонента отношения: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный.

Эмоциональный компонент характеризует это отношение по шкале «нравится - не нравится». Эмоциональный компонент связан с оценочными суждениями, предпочтениями и чувствами человека.

Познавательный компонент характеризуется изменениями в мотивации и направленности познавательной активности. Уровень развития когнитивного компонента отражает степень интереса личности к данной школе.

Практический компонент характеризуется готовностью и стремлением к практической деятельности, связанной с данной школой.

Поступочный компонент определяется активностью личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим отношением к данной школе. Эта активность всегда носит сверхнормативный характер и может быть направлена как на совершенствования образовательного процесса или школьного помещения и оборудования,

 

 

 

5 Кочеткова О.И., Ясвин В.А. Разработка методики диагностики отношения к школе // Школьная образовательная среда: педагогическое проектирование и мониторинг качества / Под ред. В.А.Ясвина и В.А.Карпова. М, 2001. С.57 - 71

 

 

www.yasvin.ru

 

так и на формирования у других людей соответствующего отношения к данной школе (позитивного или негативного в зависимости от собственного эмоционального вектора). Именно поступок служит концентрированным выражением отношения, в нем в наибольшей степени оно проявляется.

Совокупность показателей эмоционального, познавательного, практического и поступочного компонентов характеризует интенсивность отношения, то есть «силу» этого отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: