Формирование референтных групп

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

И ценности, и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Типичная черта подростковой группы - чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное "я" нуждается в сильном "мы", инакомыслие исключено.

Чувство взрослости.

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

а)Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей.

Однако разочарование неизбежно, так как ценностиихразличны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок - максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.

а)Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

б) Взрослость проявляетсяв романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

с)Внешний облик и манера одеваться.

Базальная потребность возраста - понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Когнитивная сфера.

В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими.

Это переносится и на другие психические функции:

- Контролируемой и управляемой становится речь (в некоторых личностно значимых ситуациях стараются говорить красиво, правильно)

- Умение длительное время удерживать внимание на отвлеченном, логически организованном материале (слушают доказательство теорем)

- Интеллектуализация процессов восприятия (недостаточно просто «видеть» чертеж, нужно уметь его «читать»). Значимая информация может быть извлечена только при умственной работе с материалом, когда выделяются определенные связи и зависимости.

- Нужно создавать у подростка установку на размышления при выполнении учебно-практических заданий.

- Память в подростковом периоде развивается в направлении интеллектуализации (в отличие от младшего школьного возраста – установка на запоминание)

- Центральное место начинает занимать анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики.

Установка на заучивании материала - тормоз в развитии речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: