Качественные характеристики интеллекта детей

Показатели эффективности образовательного процесса в когнитивной области по Б. Блуму

Основные показатели Примеры обобщенных видов деятельности, реализуемых учащимися
Знание Этот показатель обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этого показателя – припоминание соответствующих сведений   Воспроизводит употребляемые термины, помнит конкретные факты, помнит методы и процедуры, воспроизводит основные понятия, воспроизводит правила и принципы
Понимание Показателем способности понимать значение изученного может служить преобразование материала из одной формы выражения в другую, «перевод» его с одного «языка» на другой. В качестве интерпретации материала может выступать интерпретация материала (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала   Понимает факты, правила и принципы; интерпретирует словесный материал; интерпретирует схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных
Применение Этот показатель обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание   Использует понятия и принципы в новых ситуация; принимает законы, теории в конкретных практических ситуациях; демонстрирует правильное понимание метода или процедуры
Анализ Этот показатель обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы явно выступала его структура. Сюда относится вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. учебные результаты характеризуются при этом более высоким интеллектуальным уровнем, чем понимание и применение, поскольку требуют осознания как содержания учебного материала, так и его внутреннего строения   Выделяет скрытые (неявные) предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различия между фактами и следствиями; оценивает значимость данных
Синтез Этот показатель обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таковым новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий или совокупность обобщенных связей (схемы для упорядочивания имеющихся сведений). Соответствующие учебные результаты предполагают деятельность творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур   Пишет небольшую творческую работу; предлагает план проведения эксперимента; использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы
Оценка Этот показатель обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных) для конкретной цели. Суждения должны основываться на четких критериях. Критерии могут быть как внутренними (структурными, логическими), так и внешними (соответствующими поставленной цели). Критерии могут определятся самим учащимся, так и задаваться ему извне. данная категория предполагает достижения учебных результатов по всем предшествующим категориям плюс оценочные суждения, основанные на очерченных критериях   Оценивает логику построения материала в виде письменного текста; оценивает соответствие вывода имеющимся данным, оценивает значимость того или иного продукта деятельности исходя из внутренних критериев; оценивает значимость того или иного продукта деятельности исходя из внешних критериев

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: