Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, на реальное ее использование в условиях общения является организация слухоречевой среды в группе ДОУ и в семье. Создание слухоречевой среды предполагает постоянное общение с ребёнком с нарушением слуха, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. Основными условиями создания слухоречевой среды являются:
1.Мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности.
2.Формирование у детей потребностей в речевом общении.
3.Поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень.
4.Побуждение детей к активному применению речи.
5.Использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения.
6.Контроль за речью детей со стороны взрослых.
7.Соблюдение единых требований к речи взрослых.
Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации деятельности специалистов и родителей. Речевая среда - не только компонент процесса формирования речи, но и его условие, благодаря которому осознается результат речевого развития детей. Жизнь ребенка в ДОУ связана с проведением различных режимных моментов. Ежедневная бытовая деятельность создает условия для общения детей со взрослыми и между собой. Дети наблюдают за действиями взрослых и их общением между собой. Взрослые поддерживают и поощряют попытки общения детей, использование речевого материала. Повторяемость одних и тех же бытовых действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды создают возможность накопления слов, необходимых для обозначения постоянно используемых предметов и действий.
На начальных этапах обучения бытовая деятельность создает условия для формирования предметной отнесенности значений слов. Слова используются в различных коммуникативных высказываниях простых по структуре (вопросы, побуждения). Важно предъявление слов в единстве с демонстрацией функций и свойств предметов. Условия общения делают необходимым включение слов в различные типы высказываний. Многократное повторение одних и тех же слов и выражений в связи с бытовой деятельностью позволяет запомнить речевой материал.
Речевое развитие детей происходит в процессе овладения различными видами деятельности: на занятиях и в свободной деятельности, в ходе ознакомления с окружающим миром. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная отнесенность слов, создающая конкретные условия для развития обобщающей функции слова.
Условия формирования речи по Л.П. Носковой
Целостное овладение языком в ходе специального обучения может быть успешным, если отработка системы языка (его единиц и связей между ними) будет осуществляться в ходе его применения (в речевой деятельности) и на основе развития языковой способности (восприятие речевого поведения в целом). Для развития способностей необходима деятельность, так как в ней реализуются системы языка. Для развития всех трех компонентов языка (способность, деятельность, система) важно учитывать и создавать определенные условия, чтобы формировать необходимые умения и качества, соотнося их с наиболее благоприятной возрастной стадией. Необходимыми условиями для возникновения языковой способности, для развития всех видов речевой деятельности, для усвоения языковых элементов являются: предметная речевая среда; окружение говорящих людей; вовлечение ребенка в совместную практическую деятельность.
Важным условием является также стимуляция извне для развития всех человеческих способностей. В случае слуховой недостаточности насыщенность слуховой среды должна искусственно усиливаться. Ребенок с нарушением слуха должен видеть вокруг себя общающихся между собой людей. Взрослые должны специально фиксировать внимание детей на разговорах по телефону и т. п. В таких условиях у ребенка непроизвольно начинают закладываться зачатки речевого поведения. Он привыкает смотреть в лицо говорящего, пытается понять обращенную к нему речь по ситуации, по настроению говорящего, по его деятельности, к людям и речевым сигналам постоянно проявляет эмоционально-окрашенное отношение, возникает сугубо человеческая потребность в общении, усиливается внимание к предметам и речевым действиям, создаются условия для подражания. При наличии необходимых условий: речевой среды и практической деятельности, у ребенка нужно специально развивать все формы восприятия, в том числе и нарушенную слуховую функцию; все виды движений и действий как составных элементов деятельности; воспитывать установку на применение речевых средств с момента их усвоения. Развитие слуховой функции осуществляется путем специальной тренировки, при выполнении усложненных слуховых упражнений, а также в естественных условиях жизни при использовании слухового аппарата. Другие формы восприятия получают необходимую стимуляцию в процессе формирования всех видов практической деятельности ребенка. При системном проведении специально подбирают дидактические игры и упражнения. Для усвоения речи при нарушенном слухе главную роль играет зрительное восприятие, развитие вибрационных и кинестетических ощущений, связанных с восприятием речи говорящих и своей собственной.
Не только слуховой, но и все остальные анализаторы способствуют развитию речи тем, что участвуют в формировании словесного значения.
Задание. Ответьте на вопрос: что подразумевает следующее условие коррекционной работы: соблюдение единых требований к речи взрослых?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание. Составьте схему «Основные условия создания слухоречевой среды».
![]() |
Задание. На примере одной из тем, которые усваивают дошкольники на занятиях по развитию речи (см. рисунки), раскройте, каким образом можно обеспечить создание следующего условия: побуждение детей к активному применению речи.



Задание. Составьте серию из 4 заданий для слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с использованием представленного ниже дидактического пособия. Данные задания должны стимулировать речевую активность детей.

![]() |

