Тема: Условия развития речи в детских садах для детей с нарушениями слуха

Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, на реальное ее использование в условиях общения является организация слухоречевой среды в группе ДОУ и в семье. Создание слухоречевой среды предполагает постоянное общение с ребёнком с нарушением слуха, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого развития. Основными условиями создания слухоречевой среды являются:

1.Мотивированное речевое общение с детьми в процессе практической деятельности.

2.Формирование у детей потребностей в речевом общении.

3.Поддержание всех проявлений речи ребенка, каким бы ни был их уровень.

4.Побуждение детей к активному применению речи.

5.Использование остаточного слуха как необходимого условия формирования устной речи и общения.

6.Контроль за речью детей со стороны взрослых.

7.Соблюдение единых требований к речи взрослых.

Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации деятельности специалистов и родителей. Речевая среда - не только компонент процесса формирования речи, но и его условие, благодаря которому осознается результат речевого развития детей. Жизнь ребенка в ДОУ связана с проведением различных режимных моментов. Ежедневная бытовая деятельность создает условия для общения детей со взрослыми и между собой. Дети наблюдают за действиями взрослых и их общением между собой. Взрослые поддерживают и поощряют попытки общения детей, использование речевого материала. Повторяемость одних и тех же бытовых действий, использование предметов гигиены, посуды, одежды создают возможность накопления слов, необходимых для обозначения постоянно используемых предметов и действий.

На начальных этапах обучения бытовая деятельность создает условия для формирования предметной отнесенности значений слов. Слова используются в различных коммуникативных высказываниях простых по структуре (вопросы, побуждения). Важно предъявление слов в единстве с демонстрацией функций и свойств предметов. Условия общения делают необходимым включение слов в различные типы высказываний. Многократное повторение одних и тех же слов и выражений в связи с бытовой деятельностью позволяет запомнить речевой материал.

Речевое развитие детей происходит в процессе овладения различными видами деятельности: на занятиях и в свободной деятельности, в ходе ознакомления с окружающим миром. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная отнесенность слов, создающая конкретные условия для развития обобщающей функции слова.

Условия формирования речи по Л.П. Носковой

Целостное овладение языком в ходе специального обучения может быть успешным, если отработка системы языка (его единиц и связей между ними) будет осуществляться в ходе его применения (в речевой деятельности) и на основе развития языковой способности (восприятие речевого поведения в целом). Для развития способностей необходима деятельность, так как в ней реализуются системы языка. Для развития всех трех компонентов языка (способность, деятельность, система) важно учитывать и создавать определенные условия, чтобы формировать необходимые умения и качества, соотнося их с наиболее благоприятной возрастной стадией. Необходимыми условиями для возникновения языковой способности, для развития всех видов речевой деятельности, для усвоения языковых элементов являются: предметная речевая среда; окружение говорящих людей; вовлечение ребенка в совместную практическую деятельность.

Важным условием является также стимуляция извне для развития всех человеческих способностей. В случае слуховой недостаточности насыщенность слуховой среды должна искусственно усиливаться. Ребенок с нарушением слуха должен видеть вокруг себя общающихся между собой людей. Взрослые должны специально фиксировать внимание детей на разговорах по телефону и т. п. В таких условиях у ребенка непроизвольно начинают закладываться зачатки речевого поведения. Он привыкает смотреть в лицо говорящего, пытается понять обращенную к нему речь по ситуации, по настроению говорящего, по его деятельности, к людям и речевым сигналам постоянно проявляет эмоционально-окрашенное отношение, возникает сугубо человеческая потребность в общении, усиливается внимание к предметам и речевым действиям, создаются условия для подражания. При наличии необходимых условий: речевой среды и практической деятельности, у ребенка нужно специально развивать все формы восприятия, в том числе и нарушенную слуховую функцию; все виды движений и действий как составных элементов деятельности; воспитывать установку на применение речевых средств с момента их усвоения. Развитие слуховой функции осуществляется путем специальной тренировки, при выполнении усложненных слуховых упражнений, а также в естественных условиях жизни при использовании слухового аппарата. Другие формы восприятия получают необходимую стимуляцию в процессе формирования всех видов практической деятельности ребенка. При системном проведении специально подбирают дидактические игры и упражнения. Для усвоения речи при нарушенном слухе главную роль играет зрительное восприятие, развитие вибрационных и кинестетических ощущений, связанных с восприятием речи говорящих и своей собственной.

Не только слуховой, но и все остальные анализаторы способствуют развитию речи тем, что участвуют в формировании словесного значения.

Задание. Ответьте на вопрос: что подразумевает следующее условие коррекционной работы: соблюдение единых требований к речи взрослых?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание. Составьте схему «Основные условия создания слухоречевой среды».

 
 

 

 


Задание. На примере одной из тем, которые усваивают дошкольники на занятиях по развитию речи (см. рисунки), раскройте, каким образом можно обеспечить создание следующего условия: побуждение детей к активному применению речи.

 

 


 

 

Задание. Составьте серию из 4 заданий для слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с использованием представленного ниже дидактического пособия. Данные задания должны стимулировать речевую активность детей.

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: