Основными положениями коммуникативной системы являются следующие:
1. Развитие речи осуществляется в тесной связи с развитием практической деятельности. Данная концепция обоснована теорией Л.С. Выготского, где язык рассматривается как система знаков, определяющих процесс перехода практической деятельности в план внутренних мыслительных действий и участвующих в возникновении психических процессов.
2. В коммуникативной системе предлагается одновременное обучение глухих детей языку и вооружение их знаниями об окружающей действительности, тем самым достигается связь между умственным и речевым развитием. Овладение языком способствует развитию мыслительной деятельности при организации специальных языковых наблюдений над речевыми средствами.
3. Для успешного речевого развития необходимо организовать речевую среду. Речевая среда – это важнейшее условие успешного усвоения средств общения. Задача сурдопедагога - заботится не только о содержании и методах обучения языку, но и расширять речевые контакты вне класса и вне школы.
|
|
4. Постоянная речевая практика формирует конкретные навыки и умения общения, способствует развитию самой способности общения. Не будет речевой среды, не появятся компоненты речевого поведения.
5. В коммуникативной системе форме языка значительная роль отводится дактилологии, которая выступает в отдельных классах как исходная форма речи, а на других этапах обучения становится вспомогательным средствам в усвоении языка.
6. Обучение языку следует вести в плане развития у детей языковой способности, в плане формирования разных видов языковой деятельности и в плане подведения детей к усвоению языка как системы. А.Р. Лурия доказал, что языковая способность (компенсация) возникает у ребенка в раннем возрасте при условии совместной со взрослым практической деятельности, развития подражания и в ходе применения ребенком языка как средства общения. Проявляется эта способность как особый вид речевой активности помогающей активно угадывать смысл новых высказываний, улавливать регулярности в языке. Эту способность называют «чувством языка».
7. Развитие речевой деятельности у глухих детей предполагает правильное сочетание всех видов речевой деятельности: говорения, слушание, чтение, письмо, дактилирование. Зрительное восприятие с лица и с руки говорящего предполагает развитие всей структуры речевой деятельности, т.е. ее целей, мотивов, способов, средств. Речевая деятельность должна обслуживать практическую деятельность. От содержания цели, условий практической деятельности зависят соответствующие функции общения.
|
|
8. При отсутствии слуха и обедненном объеме речевого общения значительно труднее проходит не только накопление речевых средств, но и обобщение всех языковых значений. Ознакомление глухих детей с системным строением языка, т.е. его структурой, фонетикой, грамматикой, лексикой должно осуществляться другим путем, чем это делается со слышащими. К языку подходят обычно как к результативному обучению. В отношении глухих детей, которым и практика общения, и само изучение языка должны помочь овладеть языком как речевой деятельностью. Важно иметь в виду не объем знания ими языка, но и способы построения речевых высказываний разных конструкций, с различной лексической наполненностью, с разным смысловым содержанием. В школах для глухих детей специальное изучение языка осуществляется в рамках коммуникативной системы на основе структурно-семантического принципа.
9. Теории представителей разных наук используется коммуникативная система не как дидактическое правило, законное положение, а как основополагающая идея, взятая из той или иной области науки.
Задание. Назовите виды речевой деятельности, которыми должны овладеть дошкольники с нарушениями слуха.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________