Тема: Коммуникативная система обучения языку. Основные положения

Основными положениями коммуникативной системы являются следующие:

1. Развитие речи осуществляется в тесной связи с развитием практической деятельности. Данная концепция обоснована теорией Л.С. Выготского, где язык рассматривается как система знаков, определяющих процесс перехода практической деятельности в план внутренних мыслительных действий и участвующих в возникновении психических процессов.

2. В коммуникативной системе предлагается одновременное обучение глухих детей языку и вооружение их знаниями об окружающей действительности, тем самым достигается связь между умственным и речевым развитием. Овладение языком способствует развитию мыслительной деятельности при организации специальных языковых наблюдений над речевыми средствами.

3. Для успешного речевого развития необходимо организовать речевую среду. Речевая среда – это важнейшее условие успешного усвоения средств общения. Задача сурдопедагога - заботится не только о содержании и методах обучения языку, но и расширять речевые контакты вне класса и вне школы.

4. Постоянная речевая практика формирует конкретные навыки и умения общения, способствует развитию самой способности общения. Не будет речевой среды, не появятся компоненты речевого поведения.

5. В коммуникативной системе форме языка значительная роль отводится дактилологии, которая выступает в отдельных классах как исходная форма речи, а на других этапах обучения становится вспомогательным средствам в усвоении языка.

6. Обучение языку следует вести в плане развития у детей языковой способности, в плане формирования разных видов языковой деятельности и в плане подведения детей к усвоению языка как системы. А.Р. Лурия доказал, что языковая способность (компенсация) возникает у ребенка в раннем возрасте при условии совместной со взрослым практической деятельности, развития подражания и в ходе применения ребенком языка как средства общения. Проявляется эта способность как особый вид речевой активности помогающей активно угадывать смысл новых высказываний, улавливать регулярности в языке. Эту способность называют «чувством языка».

7. Развитие речевой деятельности у глухих детей предполагает правильное сочетание всех видов речевой деятельности: говорения, слушание, чтение, письмо, дактилирование. Зрительное восприятие с лица и с руки говорящего предполагает развитие всей структуры речевой деятельности, т.е. ее целей, мотивов, способов, средств. Речевая деятельность должна обслуживать практическую деятельность. От содержания цели, условий практической деятельности зависят соответствующие функции общения.

8. При отсутствии слуха и обедненном объеме речевого общения значительно труднее проходит не только накопление речевых средств, но и обобщение всех языковых значений. Ознакомление глухих детей с системным строением языка, т.е. его структурой, фонетикой, грамматикой, лексикой должно осуществляться другим путем, чем это делается со слышащими. К языку подходят обычно как к результативному обучению. В отношении глухих детей, которым и практика общения, и само изучение языка должны помочь овладеть языком как речевой деятельностью. Важно иметь в виду не объем знания ими языка, но и способы построения речевых высказываний разных конструкций, с различной лексической наполненностью, с разным смысловым содержанием. В школах для глухих детей специальное изучение языка осуществляется в рамках коммуникативной системы на основе структурно-семантического принципа.

9. Теории представителей разных наук используется коммуникативная система не как дидактическое правило, законное положение, а как основополагающая идея, взятая из той или иной области науки.

Задание. Назовите виды речевой деятельности, которыми должны овладеть дошкольники с нарушениями слуха.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: