Схематический образ развития речи у детей

С нарушенным слухом (по Л.П. Носковой)

I. При пятилетнем сроке обучения.

1. От 2 до 4 лет.

– слушание

– слухо-зрительное восприятие

– приближенное проговаривание

– глобальное чтение с табличек

– письмо отдельных слов по образцу

Данный этап характеризуется тем, что присутствует глобальное восприятие различных явлений, в том числе и речи. В собственной речи детей на этом этапе характерны приближенность и опора на целостные единицы, поэтому детей побуждают к приближенному произнесению слов и фраз. На данном этапе начинают обуч-е письму печатн. буквами, которое носит характер списывания с ориентацией реб-ка не на выделение отдельных букв, а на общий образ слова и уточнение его значения.

2. От 4 до 5 лет.

– слушание

– слухо-зрительное восприятие

– говорение с уточнением

– аналитическое чтение с табличек

– дактилирование

– письмо знакомых слов с опорой на табличку

Предполагает постепенный переход от цельного восприятия к анализу речевого материала. Более высокий уровень анализа устной речи связан с необходимостью уточнения звукового состава, с улучшением качества произношения. На данном этапе происходит переход к аналитическому чтению. Обучение глухих дошкольников чтению происходит с помощью дактилологии. Первостепенное значение придается формированию навыков слухо-зрительного восприятия и обучению говорению. При формировании произношения большое значение принадлежит фонетической ритмике.

3. От 5 до 7 лет.

– слушание

– слухо-зрительное восприятие

– восприятие с руки

– аналитическое чтение

– говорение с использованием всех отработанных фонетических элементов

– самостоятельное письмо с дактильным контролем

– дактилирование трудных слов

Этап предполагает углубленный анализ речевого материала, как при восприятии, так и при его воспроизведении. На этом этапе повышается уровень анализа уст. речи, что связано с вызыванием и постановкой звуков, с автоматизацией их на уровне слогов, слов, предложений. Основным способом восприятия материала является слухо-зрительный. Собственное говорение детей опирается на отработку всех фонетических элементов речи, переход от анализа к синтезу. Совершенствуются навыки аналитического чтения. Дети полностью овладевают техникой чтения. Основное внимание придается осознанию прочитанного, анализу текста. Данный этап отличается усилением внимания к анализу структуры слов.

II. При укороченных сроках обучения.

1. От 4,5 до 5 лет.

– слухо-зрительное восприятие речи говорящего

– зрительное восприятие дактильно-письменных табличек

– приближенное проговаривание

– письмо отдельных слов с опорой на табличку и собственное дактилирование

– складывание из разрезной азбуки с опорой на образец

2. От 5 до 7 лет.

– слушание

– слухо-зрительное восприятие

– аналитическое чтение

– восприятие устно-дактильного проговаривания

– говорение с использованием отработанных фонетических элементов

– написание слов, фраз с опорой на дактилирование

– самостоятельное складывание из разрезной азбуки

Задание. Раскройте различия в подходе к использованию разных видов речевой деятельности на различных этапах коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха (при пятилетнем сроке обучения)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: