С нарушенным слухом (по Л.П. Носковой)
I. При пятилетнем сроке обучения.
1. От 2 до 4 лет.
– слушание
– слухо-зрительное восприятие
– приближенное проговаривание
– глобальное чтение с табличек
– письмо отдельных слов по образцу
Данный этап характеризуется тем, что присутствует глобальное восприятие различных явлений, в том числе и речи. В собственной речи детей на этом этапе характерны приближенность и опора на целостные единицы, поэтому детей побуждают к приближенному произнесению слов и фраз. На данном этапе начинают обуч-е письму печатн. буквами, которое носит характер списывания с ориентацией реб-ка не на выделение отдельных букв, а на общий образ слова и уточнение его значения.
2. От 4 до 5 лет.
– слушание
– слухо-зрительное восприятие
– говорение с уточнением
– аналитическое чтение с табличек
– дактилирование
– письмо знакомых слов с опорой на табличку
Предполагает постепенный переход от цельного восприятия к анализу речевого материала. Более высокий уровень анализа устной речи связан с необходимостью уточнения звукового состава, с улучшением качества произношения. На данном этапе происходит переход к аналитическому чтению. Обучение глухих дошкольников чтению происходит с помощью дактилологии. Первостепенное значение придается формированию навыков слухо-зрительного восприятия и обучению говорению. При формировании произношения большое значение принадлежит фонетической ритмике.
3. От 5 до 7 лет.
– слушание
– слухо-зрительное восприятие
– восприятие с руки
– аналитическое чтение
– говорение с использованием всех отработанных фонетических элементов
– самостоятельное письмо с дактильным контролем
– дактилирование трудных слов
Этап предполагает углубленный анализ речевого материала, как при восприятии, так и при его воспроизведении. На этом этапе повышается уровень анализа уст. речи, что связано с вызыванием и постановкой звуков, с автоматизацией их на уровне слогов, слов, предложений. Основным способом восприятия материала является слухо-зрительный. Собственное говорение детей опирается на отработку всех фонетических элементов речи, переход от анализа к синтезу. Совершенствуются навыки аналитического чтения. Дети полностью овладевают техникой чтения. Основное внимание придается осознанию прочитанного, анализу текста. Данный этап отличается усилением внимания к анализу структуры слов.
II. При укороченных сроках обучения.
1. От 4,5 до 5 лет.
– слухо-зрительное восприятие речи говорящего
– зрительное восприятие дактильно-письменных табличек
– приближенное проговаривание
– письмо отдельных слов с опорой на табличку и собственное дактилирование
– складывание из разрезной азбуки с опорой на образец
2. От 5 до 7 лет.
– слушание
– слухо-зрительное восприятие
– аналитическое чтение
– восприятие устно-дактильного проговаривания
– говорение с использованием отработанных фонетических элементов
– написание слов, фраз с опорой на дактилирование
– самостоятельное складывание из разрезной азбуки
Задание. Раскройте различия в подходе к использованию разных видов речевой деятельности на различных этапах коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения слуха (при пятилетнем сроке обучения)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________