Общая психология
Материалы семинарских занятий
Учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование
Брянск -2017
УДК
ВВК
П-
Общая психология (семинарские и лабораторные занятия): учебно-методическое пособие для студентов - бакалавров по направлению подготовки психолого-педагогическое образование / сост. Фещенко Е.М., Брянск: РИО БГУ, 2017. - 85с.
Данное учебно-методическое пособие ориентировано как на усвоение основных теоретических положений общей психологии, так и на решение задач практической подготовки студентов.
Пособие составлено с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие психологические исследования. В нем сохранены наиболее устоявшиеся и общепринятые темы и разделы курса, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания психологии на психологических факультетах.
Учебно-методическое пособие построено с учетом органической связи проблем общей, экспериментальной, возрастной и педагогической психологии и ориентировано на создание у студентов целостного представления о предмете психологии, ее основных категориях - личности, деятельности, познании и особенностях их развития.
|
|
Рецензенты:
Павлова Т.А., к. психол. н., проф., зав. кафедрой общей и профессиональной психологии ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского»
Матюшкова Е.А., к. психол. Н., доцент кафедры психологии и педагогики ГАУ ДПО (П) КС «Брянский институт повышения квалификации работников образования»
Учебно-методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати кафедрой общей и профессиональной психологии БГУ
© Фещенко Е.М.
Оглавление
Введение | |
Раздел 1. Введение в общую и экспериментальную психологию | |
Семинар 1. Краткий исторический очерк развития взглядов на предмет психологии. | |
Семинар 2. Структура, предмет, задачи и методы современной психологии. | |
Семинар 3. Методологические основания научного психологического исследования | |
Раздел 2. Понятие о психике, сознании, неосознаваемых психических процессах | |
Семинар 4. Понятие о психике и ее развитии в филогенезе | |
Семинар 5. Происхождение и развитие сознания человека. Психологическая теория деятельности. | |
Семинар 6. Общая характеристика неосознаваемых психических процессов | |
Раздел 3. Психические процессы | |
Семинар 7. Ощущения и восприятие. Представления и память | |
Семинар 8. Мышление и речь. Воображение и внимание | |
Семинар 9. Эмоционально-волевая сфера личности | |
Раздел 4. Психические свойства личности | |
Семинар 10. Психология личности в трудах отечественных психологов | |
Семинар 11. Психология личности в трудах зарубежных психологов | |
Семинар 12. Когнитивное, социально-когнитивное и гуманистическое направление в зарубежных теориях личности. | |
Семинар 13. Индивидуально-психологические особенности личности. | |
Раздел 5. Тесты контроля знаний | |
1. Рубежный тест контроля по разделу «Познавательные психические процессы» | |
2. Рубежный тест контроля по разделу «Психология личности» | |
3. Тест итогового контроля | |
Список литературы |
Введение
|
|
Целью освоения дисциплины «Общая и экспериментальная психология» является формирование у студентов представлений об основных категориях общей и экспериментальной психологии, закономерностях психического отражения, ознакомления студентов с наиболее известными психологическими теориями;
Дисциплина «Общая и экспериментальная психология» предполагает овладение основами теоретико-эмпирических методов психологических исследований, теорией и практикой проведения экспериментальных исследований, приобретение специальных знаний по планированию психологических экспериментов.
Программа курса предполагает усвоение основных психологических понятий и закономерностей, знакомство с важнейшими теоретическими и экспериментальными психологическими концепциями. Курс «Общая и экспериментальная психология» имеет методологическое значение для усвоения других учебных дисциплин психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобраться в частном; совместно с курсами психодиагностики и общего психологического практикума служит основой организации общих практикумов, в рамках которых студенты получают навыки исследовательской работы.
Аудиторная и самостоятельная работа студентов – психологов заключается в чтении конспектов лекций, в конспектирование учебной и научной литературы, в написании контрольных, курсовых и дипломных работ. Кроме этого, для студентов важным является работа на семинарских и лабораторных занятиях. На семинарах студенты приобретают практические навыки использования теоретических знаний в ходе организации учебной деятельности по формированию научного мировоззрения и созданию единой картины окружающего органического мира.
Особое внимание при изучении данного курса уделяется лабораторным занятиям. В помощь студентам преподавателем предоставляется диагностические методики, лабораторное оборудование. При выполнении практических заданий преподаватель акцентирует внимание студентов на важности исследуемых проблем, способствующих пониманию общих закономерностей процессов становления, развития и функционирования психических явлений, для выявления основных механизмов протекания психических процессов и сложных форм поведения человека.
Чтение учебников также является важной составной частью самостоятельной работы студента, так как расширяет, углубляет и уточняет информацию, которая содержится в лекциях преподавателей. Однако, по-настоящему самостоятельная работа студентов начинается тогда, когда они приступают к чтению рекомендуемой научной литературы. Без этой составной части в системе самостоятельной деятельности студента невозможно его становление как профессионала.
Подготовка к зачетам и экзаменам по общей психологии также является неотъемлемой частью аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Чтобы эта подготовка была органически связана с чтением конспектов, учебников и научной литературы, студенту полезно знать экзаменационные вопросы задолго до экзамена.
|
|
Данное учебно-методическое пособие предоставляет материалы, необходимые студентам на семинарских занятиях, а также располагает практическими заданиями для самостоятельной работы студентов.
Первые четыре раздела предоставляют материалы семинарских занятий, на которых студенты более глубоко знакомятся с предметом, задачами, отраслями и методами общей и экспериментальной психологии, а также с проблемами возникновения и развития психики, сознания человека. Материалы пятого раздела посвящены тестовым заданиям, которые студенты могут самостоятельно пройти, оценив свой уровень знаний по разделам дисциплины.
Раздел 1. Введение в общую и экспериментальную психологию
Семинар 1.