Раздел 1. Введение в общую и экспериментальную психологию

Общая психология

 

Материалы семинарских занятий

Учебно-методическое пособие для студентов по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование

 

Брянск -2017

УДК

ВВК

П-

Общая психология (семинарские и лабораторные занятия): учебно-методическое пособие для студентов - бакалавров по направлению подготовки психолого-педагогическое образование / сост. Фещенко Е.М., Брянск: РИО БГУ, 2017. - 85с.

Данное учебно-методическое пособие ориентировано как на усвоение основных теоретических положений общей психологии, так и на решение задач практической подготовки студентов.

Пособие составлено с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие психологические исследования. В нем сохранены наиболее устоявшиеся и общепринятые темы и разделы курса, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания психологии на психологических факультетах.

Учебно-методическое пособие построено с учетом органической связи проблем общей, экспериментальной, возрастной и педагогической психологии и ориентировано на создание у студентов целостного представления о предмете психологии, ее основных категориях - личности, деятельности, познании и особенностях их развития.

 

Рецензенты:

Павлова Т.А., к. психол. н., проф., зав. кафедрой общей и профессиональной психологии ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского»

Матюшкова Е.А., к. психол. Н., доцент кафедры психологии и педагогики ГАУ ДПО (П) КС «Брянский институт повышения квалификации работников образования»

 

Учебно-методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати кафедрой общей и профессиональной психологии БГУ

 

© Фещенко Е.М.

 

Оглавление

Введение  
Раздел 1. Введение в общую и экспериментальную психологию  
Семинар 1. Краткий исторический очерк развития взглядов на предмет психологии.  
Семинар 2. Структура, предмет, задачи и методы современной психологии.  
Семинар 3. Методологические основания научного психологического исследования  
Раздел 2. Понятие о психике, сознании, неосознаваемых психических процессах  
Семинар 4. Понятие о психике и ее развитии в филогенезе  
Семинар 5. Происхождение и развитие сознания человека. Психологическая теория деятельности.  
Семинар 6. Общая характеристика неосознаваемых психических процессов  
Раздел 3. Психические процессы  
Семинар 7. Ощущения и восприятие. Представления и память  
Семинар 8. Мышление и речь. Воображение и внимание  
Семинар 9. Эмоционально-волевая сфера личности  
Раздел 4. Психические свойства личности  
Семинар 10. Психология личности в трудах отечественных психологов  
Семинар 11. Психология личности в трудах зарубежных психологов  
Семинар 12. Когнитивное, социально-когнитивное и гуманистическое направление в зарубежных теориях личности.  
Семинар 13. Индивидуально-психологические особенности личности.  
Раздел 5. Тесты контроля знаний  
1. Рубежный тест контроля по разделу «Познавательные психические процессы»  
2. Рубежный тест контроля по разделу «Психология личности»  
3. Тест итогового контроля  
Список литературы  

Введение

 

Целью освоения дисциплины «Общая и экспериментальная психология» является формирование у студентов представлений об основных категориях общей и экспериментальной психологии, закономерностях психического отражения, ознакомления студентов с наиболее известными психологическими теориями;

Дисциплина «Общая и экспериментальная психология» предполагает овладение основами теоретико-эмпирических методов психологических исследований, теорией и практикой проведения экспериментальных исследований, приобретение специальных знаний по планированию психологических экспериментов.

Программа курса предполагает усвоение основных психологических понятий и закономерностей, знакомство с важнейшими теоретическими и экспериментальными психологическими концепциями. Курс «Общая и экспериментальная психология» имеет методологическое значение для усвоения других учебных дисциплин психологического цикла, так как без знания общего невозможно разобраться в частном; совместно с курсами психодиагностики и общего психологического практикума служит основой организации общих практикумов, в рамках которых студенты получают навыки исследовательской работы.

Аудиторная и самостоятельная работа студентов – психологов заключается в чтении конспектов лекций, в конспектирование учебной и научной литературы, в написании контрольных, курсовых и дипломных работ. Кроме этого, для студентов важным является работа на семинарских и лабораторных занятиях. На семинарах студенты приобретают практические навыки использования теоретических знаний в ходе организации учебной деятельности по формированию научного мировоззрения и созданию единой картины окружающего органического мира.

Особое внимание при изучении данного курса уделяется лабораторным занятиям. В помощь студентам преподавателем предоставляется диагностические методики, лабораторное оборудование. При выполнении практических заданий преподаватель акцентирует внимание студентов на важности исследуемых проблем, способствующих пониманию общих закономерностей процессов становления, развития и функционирования психических явлений, для выявления основных механизмов протекания психических процессов и сложных форм поведения человека.

Чтение учебников также является важной составной частью самостоятельной работы студента, так как расширяет, углубляет и уточняет информацию, которая содержится в лекциях преподавателей. Однако, по-настоящему самостоятельная работа студентов начинается тогда, когда они приступают к чтению рекомендуемой научной литературы. Без этой составной части в системе самостоятельной деятельности студента невозможно его становление как профессионала.

Подготовка к зачетам и экзаменам по общей психологии также является неотъемлемой частью аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Чтобы эта подготовка была органически связана с чтением конспектов, учебников и научной литературы, студенту полезно знать экзаменационные вопросы задолго до экзамена.

Данное учебно-методическое пособие предоставляет материалы, необходимые студентам на семинарских занятиях, а также располагает практическими заданиями для самостоятельной работы студентов.

Первые четыре раздела предоставляют материалы семинарских занятий, на которых студенты более глубоко знакомятся с предметом, задачами, отраслями и методами общей и экспериментальной психологии, а также с проблемами возникновения и развития психики, сознания человека. Материалы пятого раздела посвящены тестовым заданиям, которые студенты могут самостоятельно пройти, оценив свой уровень знаний по разделам дисциплины.


Раздел 1. Введение в общую и экспериментальную психологию

Семинар 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: