V. Допишите продолжение следующих утверждений

1. Важнейшим принципом отечественной психологии является принцип детерминизма, признающий...

2. Принцип единства сознания и деятельности означает...

3. Психика может быть правильно понята, только если она рассматривается...

4. Констатирующий эксперимент выявляет...

5. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого с тем, чтобы...

6. Интерпретация данных эксперимента и формулирование выводов зависят от...

7.Научный метод психологии должен быть...

VI. Используя приведенный текст, укажите, родоначальником каких методов в психологии можно считать Ф. Гальтона? Согласны ли вы, что результаты тестов сенсорного различения могут помочь в оценке интеллекта?

В 1884 г. на Всемирной выставке в Лондоне Френсис Гальтон организовал антропометрическую лабо­раторию, где за плату в 3 пенса посетителям предлагалось проверить остроту зрения, слуха, мышечную силу и измерить некоторые физические характеристики. Ф. Гальтон сам разработал стандартные процеду­ры, многими из которых психологи пользуются и сейчас, – линейка Гальтона для зрительного различения длины, свисток для определения предела восприятия высоты звука, разновесы для измерения кинестетического различения. Ф. Гальтон считал, что тесты сенсорного различения могут служить средством оценки интеллекта (в частности, он обнаружил, что при идиотии нарушается способность различать тепло, холод, боль). Ему же принадлежит разработка первых методов математической статистики для анализа дан­ных по индивидуальным различиям.

VII. Расклассифицируйте методики следующего списка по трем основаниям: а) по цели применения; б) по процедуре проведения; в) по содержанию.

Тесты профессионального отбора, действенные тесты, тесты-достижения, социометрические методики, групповые тесты, тесты профпригодности, вербальные тесты, графические тесты, тесты межличностных отношений, тесты интересов, тесты установок, тесты способностей, личностные тесты, тесты эмоциональной регу­ляции, аппаратурные методики, проективные тесты, диагностика готовности к школе, клинические тесты, индивидуальные тесты, тесты конформности, тесты психологической совместимости, опросники, тесты «ка­рандаш - бумага», интеллектуальные тесты, экспертные оценки, диагностика темперамента.

VIII. Объедините перечисленные параметры в две группы, характеризуя особенности индивидуального и группового тестирования. Объясните преимущества и недостатки обоих видов обследования.

Учет индивидуальных особенностей; свобода испытуемых в ответе на вопросы и задания; возможность охвата больших групп испытуемых; невозможность учета случайных факторов (болезнь, усталость, эмоцио­нальный дискомфорт); возможность достижения взаимопонимания с испытуемым; предъявление заданий че­рез микрофон; получение большого объема данных; возможность наблюдения затем, как выполняется задание; разработка стандартизированных программ тестирования; предъявление заданий в максимально формализованном виде; использование сложных категорий ответов; упрощение функций экспериментатора; возможность использования проективных методик; упрощение инструкции; единообразие условий проведения обследова­ния; объективность при обработке данных; обработка результатов компьютерным способом; экономия тестового материала; легкость сбора данных; быстрота сбора данных (экономия времени); применение вопросов с мно­жественным выбором; малый репертуар форм заданий; применение гибких тестовых заданий.

IX. Прокомментируйте следующие тезисы. С чем в них можно и нельзя согласиться? Уясните, почему недопустимо абсолютизировать роль метода и недооценивать содержательно предметную сторону познания?

1. Знание методологии важнее знания самой дисциплины. Для творцов науки важнее всего сам светиль­ник, т. е. метод, освещающий дорогу, нежели пройденный участок пути.

2. Ни одна теория не рождается без участия соответствующего метода. И все же во взаимодействии теоре­тических знаний и методов первичными оказываются те или иные объективные связи и отношения объективно­го мира, зафиксированные в человеческих знаниях.

3. Метод – это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобра­зования мира.

4. Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность ис­следования... При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит пенных, точных данных.

(Задачи представлены из книги: Сапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии / Е. Е. Сапогова. – М., 2004. – 447 с.)

 

Тестовые задания

1.. Метод исследования – это … достижения поставленных целей.

А) способ; Б) средство; В) процесс; Г) результат.

2. Метод исследования в психологии, предполагающий диалог исследователя с испытуемым – это …

А) опрос; Б) тест; В) наблюдение; Г) эксперимент.

3. Принцип исследования в психологии, предполагающий рассмотрение психических явлений в постоянном изменении, движении, называется принципом:

А) детерминизма; Б) развития; В) гуманизма; Г) объективности.

4. Какой из названных методов исследования в психологии является теоретическим?

А) наблюдение; Б) эксперимент; В) абстрагирование; Г) опрос.

5. Под экспериментальной психологией понимается:

а) отрасль психологии, имеющая свой особый предмет изучения, который

заключается в исследовании психических явлений;

б) совокупность психологических знаний, которые выявляются путем эксперимента;

в) система частных методов и методик, при помощи которых изучаются

психические явления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: