II. Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах

1. Эмоции – это есть работа инстинкта, а чувства – горечь, печаль и т. д. – это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий... Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (По И. П. Павлову.)

2. Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опы­та, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б. Д. Парыгин.)

3. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых» предметы и явления находятся. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предметам! явления, а переживание. (К. К. Платонов.)

III. Определите, какая концепция лежит в основе следующих утверждений. Дайте ей критическую оценку с точки зрения современных знаний об эмоциях.

1.Общеизвестные внешние выражения эмоций вовсе не являются их последствиями, как обычно дум а скорее, наоборот, являются их причинами... Выражения «мы смеемся, потому что нам весело» или «плачем, потому что нам грустно» менее правильны, чем противоположные им, а именно: «нам весело, потому что смеемся» и «нам грустно, потому что мы плачем».

2.Наш естественный ход мыслей относительно этих простых эмоций (т. е. горя, страха, ярости, состоит в том, что наше субъективное восприятие какого-то факта возбуждает субъективное чувство, называемое эмоцией, и что это последнее состояние духа вызывает телесное выражение. Моя теория, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего организм и что наше ощущение этих самых изменений, поскольку они происходят, и есть эмоция.

IV. Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологии эмоций.

1.Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.

2.Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.

3.Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций.

4.Чувства непередаваемы языком слов и движений.

5.Без эмоций невозможны познание и деятельность.

6.Разум всегда способен взять верх над эмоциями.

7.Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.

8.Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль образного аккумулятора нервной энергии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: