1. Эмоции – это есть работа инстинкта, а чувства – горечь, печаль и т. д. – это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий... Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (По И. П. Павлову.)
2. Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б. Д. Парыгин.)
3. Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых» предметы и явления находятся. Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предметам! явления, а переживание. (К. К. Платонов.)
III. Определите, какая концепция лежит в основе следующих утверждений. Дайте ей критическую оценку с точки зрения современных знаний об эмоциях.
1.Общеизвестные внешние выражения эмоций вовсе не являются их последствиями, как обычно дум а скорее, наоборот, являются их причинами... Выражения «мы смеемся, потому что нам весело» или «плачем, потому что нам грустно» менее правильны, чем противоположные им, а именно: «нам весело, потому что смеемся» и «нам грустно, потому что мы плачем».
|
|
2.Наш естественный ход мыслей относительно этих простых эмоций (т. е. горя, страха, ярости, состоит в том, что наше субъективное восприятие какого-то факта возбуждает субъективное чувство, называемое эмоцией, и что это последнее состояние духа вызывает телесное выражение. Моя теория, напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием возбуждающего организм и что наше ощущение этих самых изменений, поскольку они происходят, и есть эмоция.
IV. Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современной психологии эмоций.
1.Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.
2.Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.
3.Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько разных эмоций.
4.Чувства непередаваемы языком слов и движений.
5.Без эмоций невозможны познание и деятельность.
6.Разум всегда способен взять верх над эмоциями.
7.Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.
8.Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль образного аккумулятора нервной энергии.