В чем состоит ошибочность данных ответов? Какую важную сторону подлинно волевого действия упустили из виду испытуемые?

IV. Многие в юности составляют правила поведения, намечают цели и пути воспитания своей воли. Некоторые из таких правил, составленные для себя в юности К. Д. Ушинским, приводятся здесь. 1) Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее. 2) Прямота в словах и поступках... 3) Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 4) Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится... 5) Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 6) Ни разу не хвастать ни тем, что было, что есть, ни тем, что будет...

На воспитание каких волевых качеств направлены в основном эти правила?

(Сапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии / Е. Е. Сапогова. М., 2001. С. 274.)

V. Проанализируйте приведенные высказывания. Какие из них, на ваш взгляд, верны, а какие нет?

1. Единственный критерий проявления воли в поведении – волевые качества личности.

2. Главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его.

3. Волевым называют действие, принятое на основе внушающего воздействия.

4. Аристотель впервые рассмотрел действия человека, принимаемые к исполнению как обязательные.

5. Волевое действие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его осуществлению.

VI. Из данных понятий выстройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Мужество, сознание, воля, отражение, смелость, психика.

2. Планирование, мотивация, рефлексия, реализация действий, целеобразование.

VII. Выберите из предложенного списка слова, относящиеся к характеристике волевого поведения.

Мотив, саморегуляции, самооценка, желание, рефлексия, надежность, стремление, цель, эмоция, мышление, уверенность, планирование, усилие, уровень притязаний, движение, рефлекс, реагирование, агрессивность, настойчивость, побуждение, принятие решения, конфликт, сознание, намерение, восприятие, внимание, цен­ность, установка, свобода выбора, энергия, потребность, риск, авантюризм, импульсивность, дисциплиниро­ванность, ответственность, волюнтаризм.

VIII. Определите, где в предложенных ситуациях мы имеем дело с побудительной, а гдес тормозной функцией воли.

1. Пятиклассник Вова упорно трудится над задачей по математике, потому что хочет побыстрее пойти к соседу Мише посмотреть фильм с знаменитым, сильным героем, а мама сказала, что пойти можно только после того, как будут сделаны все уроки на завтра.

2. Абитуриент-ветеран Александр Неудачников уже в шестой раз не добирает баллы для поступления на факультет психологии, поэтому будет еще упорнее готовиться для поступления в седьмой раз.

3. Студент-медик Игорь целую ночь перед экзаменом учит анатомию. Латинские названия мышц, костей и нервов пугаются и забываются, но Игорь воодушевляет себя мыслью, что он должен сдать этот последний экзамен, чтобы не потерять стипендию.

4. Бальзаковская женщина Фаина Константиновна, вес которой составляет 150 килограммов, третий день сидит на диете, чтобы к субботе вместиться в платье, надеть которое она собирается на свидание с Иннокентием Аркадьевичем.

IX. Оцените приведенный список слов с точки зрения того, какие из них, будучи применяемыми к себе, в большей мере характеризуют людей с сильной и слабой волей.

Надо, хочу, сомневаюсь, рассчитываю, могу, необходимо, выполню, надеюсь, умею, должен, обязан, рискну, подумаю, страшусь, решу, буду, стану, желаю, требую, настаиваю, раздумываю, посоветуюсь, опасаюсь, колеб­люсь, предполагаю, боюсь, мучаюсь, избегаю, непременно, попробую, справлюсь, обязательно, отложу, стрем­люсь, добиваюсь, сдерживаюсь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: