Концентрация производства, увеличение производственной мощности оборудования (с 1993 года за 5 лет было установлено около 30 новых линий мировых производителей оборудования для производства коротких макаронных изделий, которые примерно на 30% дешевле линии для длинных макаронных изделий аналогичной производительности) и структурная перестройка отрасли на фоне сокращения доли импорта - эти тенденции характеризуют сектор производства макаронных изделий в России в последнее время. Импорт макаронных изделий в Россию сдерживается более низкими ценами на отечественную продукцию, при этом продукция лидирующих российских предприятий нисколько не уступает по качеству продукции итальянских и иных производителей.
В настоящее время среди российских производителей имеется несколько лидеров: «Макфа» (Челябинск), «Экстра М» (Москва), «Макмакс» (Барнаул), «Вермани» (Нижний Новгород), «Русская лапша» (Самара). На «Экстра М» установлены две линии для производства коротких макаронных изделий фирмы «Паван» 2200 кг/ч каждая и одна линия фирмы «Фава» 2000 кг/ч. На фабрике «Макфа» установлены одна линия «Паван» 1000 кг/ч и две линии «Паван» по 3000 кг/ч каждая (самая большая производительность среди имеющихся в России линий). В планах руководства «Макфы» – установка линий еще большей производительности. В настоящее время на рынке макаронных изделий наблюдается дефицит. Все фабрики, имеющие крупное производство, отмечают устойчивый спрос на макароны. Продукция не лежит на складе ни дня. В прошлом году «Экстра М» произвела 33 800 тонн (6,1% от годового производства в России) макаронных изделий против 45 156 тонн (8,15%) «Макфы». Таким образом, по количеству произведенной продукции «Макфа» находилась впереди. Качество макаронных изделий «Макфы», производимых из муки твердых сортов пшеницы, также выше, чем качество изделий «Экстра М», производимых из муки мягких сортов. С пуском новой линии фирмы «Фава» «Экстра М» имеет возможность приблизиться к лидеру, однако «Макфа», безусловно, будет также наращивать производственные мощности. На рынке укрепляется позиция брэндов – предпочтение отдается определенной марке, которая сама по себе служит гарантией качества продукта. Происходит структурная перестройка макаронной промышленности – небольшие фабрики с кустарным оборудованием, выпускающие продукцию низкого качества, вытесняются крупными производителями. Помимо больших предприятий продолжают существовать и маленькие макаронные фабрики, которые придерживаются старых традиций, и которые благодаря специализированной продукции могут занять свое, особое положение на рынках.
ВЫВОДЫ.
Проведенный анализ макаронной промышленности показывает, что мировые и отечественные тенденции развития макаронной промышленности имеют положительную характеристику: модернизация оборудования приводит к повышению качества и ассортимента продукта, следствием этого является постоянно нарастающее потребление макарон в мире и в России.
Старые технологии, оставшиеся в наследство от СССР, не соответствуют современным запросам потребителей, имеющим возможность с начала 90-х годов сравнивать отечественную продукцию с импортной. Новые линии мировых производителей оборудования для макаронной промышленности, которые установлены и устанавливаются на крупных предприятиях, пока не могут восполнить емкость рынка качественной макаронной продукцией: малые предприятия по производству макарон не располагают такими средствами и не имеют желание это делать, так как у большинства этих предприятий выпуск макарон не является основным видом деятельности (в основном такими предприятиями в России являются хлебобулочные комбинаты). В целом, при высокой потенциальной мощности всех макаронных предприятий России, они неспособны в полном объеме, удовлетворить растущий объем спроса на эту продукцию, и есть основания предполагать, что данная отрасль имеет перспективу развития.






